Программа внеурочной деятельности для 1 класса Тропинка к своему Я
Программа внеурочных занятий
психологического объединения
«Тропинка к своему «Я»»
на основе программ: О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я»
для учащихся 1 класса.
Младший школьный возраст
Начальная школа особый этап в жизни ребёнка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка с переходом к учебной деятельности при сохранении значимости игровой, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Данная программа составлена на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я»»
Количество часов в неделю – 1час.
Курс рассчитан на 33 часа.
Продолжительность занятия в1 классе - 35минут.
Цели программы:
создание условий, позволяющих каждому первокласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап жизни – начало школьного обучения;
поддержание и развитие в детях интереса к психологическим знаниям;
формирование коммуникативных компетентностей.
Задачи:
Формировать у детей позитивную «Я» - концепцию и устойчивую самооценку, снизить уровень школьной тревожности;
Формировать устойчивую учебную мотивацию;
Создавать классный коллектив, через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
Формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях;
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем
Первой темой, изучаемой на занятиях, становится тема «Я – школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения. Вторая тема «Мои чувства» - помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. Тема «Чем отличаются люди друг от друга» знакомит детей с понятием «качества людей», помогает исследовать свои качества, изучать свои особенности. И завершается обучение темой «Какой Я – Какой Ты», помогающей осознать наличие у себя и других людей разнообразных положительных качеств.
В результате реализации программы «Тропинка к своему Я» обучающиеся осознают себя с позиции школьников; знают правила поведения в школе; умеют адекватно вести себя в различных школьных ситуациях; дружески относятся к одноклассникам; знают, различают и умеют описывать эмоциональные состояния; умеют справляться со страхами, обидами, гневом; умеют отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников; умеют справляться с негативными эмоциями, знают «качества» людей».
На занятиях значительное место отводилось заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от школьных успехов чувствует собственную ценность и значимость.
В групповые занятия включаются игровые и двигательные задания. А также серьезное внимание уделяется способам формирования учебной установки в форме игры и сказки. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути преодоления.
Используются нетрадиционные формы обучения: психологические и ролевые игры, психологические тренинги, дискуссии, разыгрывание жизненных ситуаций, арт – терапевтические методы (сказко-, музыко-,изотерапия) метафорические истории и притчи. Занятия проводятся в неформальной обстановке. Положительный эмоциональный фон занятий способствует раскованности детей, раскрытию психологических возможностей.
Занятия проводятся в кабинете психологии, который оснащен аудиомагнитофоном, видеомагнитофоном, телевизором, компьютером, мультимедийным проектором. Имеются аудиокассеты и диски с музыкой, видеокассеты, мягкие игрушки. Для проведения практических занятий приобретены краски, кисточки, фломастеры, маркеры, клей, материалы для коллажа, пластилин.
15