Рабочая программа по обществознанию 10 класс по учебнику Боголюбова

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного образования и Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2010 году.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения основанного на уважении закона и правопорядка. Способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.
Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.
Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания учащимися 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Курс включает 7 тем, каждая из которых состоит из нескольких подтем, на изучение которых используется 1 час.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.





Тематическое планирование

Учебная тема
Количество часов



всего
теоретические
практические

1
Общество и человек
16
14
2

2
Основные сферы общественной жизни
37
35
2

3
Право
15
13
2


Итого
68
62
6












Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Общество и человек.
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамическая система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на её формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, её роль в современном мире. Этика учёного. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющиеся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Эстетические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодёжь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Пенсионный всеобуч. Выбор пенсионной компании.
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, её происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой информации, их роль в политической жизни.
Демократически выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Раздел 3. Право
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судеюной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.













Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов, темы
Вид занятия
Количество часов
Виды самостоятельной работы
Дата






планируемая
фактическая

1
Общество и человек. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа.
Урок изучения нового материала
1
Групповой



2
Общество и культура. Науки об обществе.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



3
Структура общества. Общество как сложная динамическая система.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



4
Повторительно-обобщающий урок « Общество»
Обобщение и систематизация знаний
1
Фронтальный



5
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Урок изучения нового материала
1
Групповой



6
Цель и смысл жизни
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



7
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение.
Комбинированный урок
1
Групповой



8
Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



9
Деятельность как способ существования людей. Сознание и деятельность
Комбинированный урок
1
ФРонтальный



10
Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Комбинированный урок
1
Групповой



11
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное
Комбинированный урок
1
Фронтальный



12
Истина и её критерии. Многообразие форм человеческого знания.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



13
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на её формирование.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



14
Самосознание и самореализация.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



15
Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Обобщение и систематизация знаний
1
Фронтальный



16
Контрольная работа по теме « Человек»
Контрольная работа
1
Индивидуальный



17
Основные сферы общественной жизни. Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная.
Урок изучения нового материала
1
Фронтальный



18
Диалог культур. Средства массовой информации
Комбинированный урок

Индивидуальный



19
Наука и образование
Комбинированный урок
1
Групповой



20
Наука, её роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



21
Мораль и религия. Мораль, её критерии
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



22
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



23
Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



24
Роль экономике в жизни общества. Экономика как подсистема общества, как основа его жизнеобеспечения.
Урок изучения нового материала
1
Фронтальный



25
Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



26
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение.
Комбинированный урок
1
ФРонтальный



27
Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующих субъектов. Культура производства и потребления.
Обобщение и систематизация знаний
1
Фронтальный



28
Социальная структура. Многообразие социальных групп.
Урок изучения нового материала
1
Групповой



29
Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы и мобильность.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



30
Социальные взаимодействия
Комбинированный урок
1
Групповой



31
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Лекция
1
Индивидуальный



32
Социальные нормы и отклоняющиеся поведение. Многообразие социальных норм
Комбинированный урок
1
Фронтальный



33
Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Комбинированный урок
1
Групповой



34
Национальные отношения. Эстетические общности.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



35
Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



36
Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Комбинированный урок
1
Групповой



37
Семья и быт. Семья как социальный институт
Семинар
1
Индивидуальный



38
Молодёжь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа.
Лекция
1
Фронтальный



39
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



40
Контрольная работа по теме « Социальная сфера»
Контрольная работа
1
Индивидуальный



42
Политика и власть. Власть, её происхождение и виды.
Урок изучения нового материала
1
Фронтальный



43
Политика и общество. Политические институты и отношения.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



44
Политическая система. Структура, функции политической системы
Комбинированный урок
1
Фронтальный



45
Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Семинар
1
Индивидуальный



46
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



47
Правовое государство, его признаки.
Комбинированный урок
1
Групповой



48
Средства массой информации, их роль в политической жизни общества.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



49
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Идеология.
Лекция
1
Индивидуальный



50
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



51
Политическое участие. Политическая культура.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



52
Контрольная работа по теме « Политическая сфера»
Контрольная работа
1
Индивидуальный



53
Повторительно-обобщающий урок « Основные сферы общественной жизни»
Обобщение и систематизация знаний
1
Фронтальный



54
Право. Право в системе социальных норм.
Урок изучения нового материала
1
Индивидуальный



55
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Комбинированный урок
1
Групповой



56
Публичное и частное право.
Комбинированный урок
1
Групповой



57
Источники права. Правовые акты.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



58
Конституция в иерархии нормативных актов.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



59
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



60
Система судебной защиты прав человека.
Комбинированный урок
1
Индивидуальный



61
Развитие права в современной России. Современное российское законодательство.
Лекция
1
Групповой



62
Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права.
Комбинированный урок
1
Фронтальный



63
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Обобщение и систематизация знаний
1
Фронтальный



64
Выбор пенсионной компании
Лекция
1
Фронтальный



65
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития.
Семинар
1
Индивидуальный



66
Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Семинар
1
Индивидуальный



67
Повторительно-обобщающий урок «Право».
Контрольная работа
1
Индивидуальный



68
Контрольная тестовая работа за курс 10 класса
Обобщение и систематизация знаний
1
Индивидуальный


















Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Экран проекционный
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска

Учебно-методическое обеспечение
Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. « Обществознание 10 класс» - М.: Просвещение, 2011
Конституция РФ
Сборник законов РФ
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС» 2008 год.
Мультимедийный проектор и компьютер.
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

15