Открытый урок по ФГОС Тема: УЧИМСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ И УСТУПАТЬ
Тема: УЧИМСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ И УСТУПАТЬ 23.09.2015
Педагог-психолог: Чунакова Светлана ВалерьевнаЦель: Формирование и развитие следующих универсальных учебных действий: Коммуникативные УУД: работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; основам коммуникативной рефлексии;
Личностные УУД: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
Задачи:
— дать детям опыт групповой работы разного уровня сложности: в паре, в мини-группе, в классе;
— помочь детям соотнести эффективность коллективной работы и модели поведения, продемонстрированные каждым ее участником;
— развивать навыки самоанализа и рефлексии.
Формы работы: обсуждение проблем в паре, в группе, коллективный анализ ситуации, индивидуальный (письменный) анализ результатов.
Оборудование: учебные тетради, подготовленные ведущим бланки для ведения записей (после урока они вклеиваются в тетрадь), конфеты, тексты заданий для игры «Покажи предмет».
Этапы работы:
Приветствие.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Рефлексия предыдущего урока. О чем говорили? Чему учились? Какое главное понятие ввели?
Основная часть: Формулирование темы урока. Запись основных вопросов.
Задание 1: «Договариваемся в паре». Выполнение в парах упражнения «Сладкая проблема». Обсуждение всем классом. Запись в индивидуальных бланках. По желанию — озвучивание своих записей.
Задание 2: «Договариваемся в группе». Выполнение в группах по 3—4 человека упражнения «Покажи предмет». Обсуждение всем классом. Запись в индивидуальных бланках. По желанию — озвучивание своих записей.
Задание 3: «Договариваемся все вместе». Выполнение всем классом упражнения «Счет на пальцах». В процессе выполнения — обсуждение. Запись в индивидуальных бланках.
Заполнение последних пунктов индивидуального бланка. Коллективное обсуждение качеств, которые помогают людям сотрудничать.
Подведение итогов урока.
Основные записи в тетради
Урок № 2. Учимся договариваться и уступать
Умеем ли мы договариваться?
Какие качества помогают человеку сотрудничать с другими людьми?
Описание игр урока
Сладкая проблема (К. Фопель)
Инструкция: Я принесла вам конфеты: несколько штук. Чтобы получить их, вам надо сначала выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте парами напротив друг друга. Между партнерами я положу салфетку и одно печенье. Пожалуйста, пока его не трогайте.
В чем же заключается ваша проблема? Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Поговорите об этом в паре, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без разрешения партнера.
После того как все пары завершили переговоры, им предлагается рассказать другим ребятам, как они решили свою проблему. Способы не оцениваются, не критикуются. Возможность высказаться существует у всех. Затем ведущий дает паре еще по одному печенью и предлагает обсудить, как они поступят с ним на этот раз. Затем вновь следует общее обсуждение. Дети обсуждают возможные варианты сотрудничества, а также чувства, которые у них возникали во время упражнения.
Покажи предмет (О. Хухлаева)
Дети делятся на группы по 3—4 человека и получают карточки с названиями частей какого-либо предмета, например: «Носик чайника», «Крышка чайника», «Ручка чайника». Нужно самостоятельно распределить, какую часть будет изображать каждый член группы, и соединить их в единую композицию. Остальные должны догадаться, что это за предмет.
Счет на пальцах (Н. Хрящева)
Все участники стоят в общем кругу. Ведущий объясняет, что сейчас им предстоит по команде ведущего выбрасывать с помощью пальцев на руках определенное число: от одного до пяти. Договариваться друг с другом при помощи слов и вообще каких-либо звуков нельзя. Задача — выбросить с первого, второго, в крайнем случае — с третьего раза одинаковое количество пальцев. Если детям не удалось это сделать с третьей попытки, ведущий предлагает обсудить происходящее и причины неудачи. После этого детям дается еще одна попытка. Нет ничего страшного в том, что дети и в этот раз не придут к общему варианту. Это даст хороший повод поговорить о взаимоотношениях в классе, об умении видеть и слышать друг друга.
Приложение
бланк для индивидуальной работы
Договариваемся в паре:
Я работал (а) в паре с _____________________
Мы решили нашу «сладкую проблему» ______________________________________________
Это решение мне: нравится не нравится
Договариваемся в группе
Я работал (а) в группе с ___________________________________
Мы смогли договориться: да нет
Работать в этой группе мне: понравилось не понравилось
Договариваемся всем классом
Нам удалось договориться молча: да нет
Для того чтобы договориться, нам понадобилось _______________
_______________________________________________________________________________
Про себя самого
У меня получается договариваться с другими людьми (обведи ответ):
Да Часто Не всегда Нет
В этом мне помогают такие мои качества, как _______________________________________
бланк для индивидуальной работы
Договариваемся в паре:
Я работал (а) в паре с _____________________
Мы решили нашу «сладкую проблему» ______________________________________________
Это решение мне: нравится не нравится
Договариваемся в группе
Я работал (а) в группе с ___________________________________
Мы смогли договориться: да нет
Работать в этой группе мне: понравилось не понравилось
Договариваемся всем классом
Нам удалось договориться молча: да нет
Для того чтобы договориться, нам понадобилось _______________
_______________________________________________________________________________
Про себя самого
У меня получается договариваться с другими людьми (обведи ответ):
Да Часто Не всегда Нет
В этом мне помогают такие мои качества, как _______________________________________
бланк для индивидуальной работы
Договариваемся в паре:
Я работал (а) в паре с _____________________
Мы решили нашу «сладкую проблему» ______________________________________________
Это решение мне: нравится не нравится
Договариваемся в группе
Я работал (а) в группе с ___________________________________
Мы смогли договориться: да нет
Работать в этой группе мне: понравилось не понравилось
Договариваемся всем классом
Нам удалось договориться молча: да нет
Для того чтобы договориться, нам понадобилось _______________
_______________________________________________________________________________
Про себя самого
У меня получается договариваться с другими людьми (обведи ответ):
Да Часто Не всегда Нет
В этом мне помогают такие мои качества, как _______________________________________
бланк для индивидуальной работы
Договариваемся в паре:
Я работал (а) в паре с _____________________
Мы решили нашу «сладкую проблему» ______________________________________________
Это решение мне: нравится не нравится
Договариваемся в группе
Я работал (а) в группе с ___________________________________
Мы смогли договориться: да нет
Работать в этой группе мне: понравилось не понравилось
Договариваемся всем классом
Нам удалось договориться молча: да нет
Для того чтобы договориться, нам понадобилось _______________
_______________________________________________________________________________
Про себя самого
У меня получается договариваться с другими людьми (обведи ответ):
Да Часто Не всегда Нет
В этом мне помогают такие мои качества, как _______________________________________
Ход урока.
Приветствие:
Здравствуйте, мои хорошие. Давайте поздороваемся и поприветствуем наших гостей. На счет 3-4 «Добрый день». И «3-4. Добрый день».
Присаживайтесь. Сейчас мы с вами выполним одно интересное упражнение. Для этого мне нужны 2 добровольца. Упражнение называется «Слепой и поводырь». Заключается оно в том, что один играет роль «слепого»- завяжи глаза, а второй- это «поводырь»- тот, который будет вести- ведущий. У ___________ важная роль- аккуратно провести по кабинету, обвести вокруг парт второго участника, так, чтобы он не пострадал/ был целым и невредимым. Готовы начали. (3 мин)
Ребята, что было необходимо для успешного выполнения задания?
Скажите, как это упражнение связано с темой прошлого занятия? Для того, чтобы ответить на вопрос. Вы можете открыть тетрадь и посмотреть записи с прошлого урока./ Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, чему учились?
-решать проблемы вместе. (2 мин)
Хорошо. Прежде, чем мы прейдем к теме сегодняшнего урока, я раздам вам бланки для индивидуальных работ, которые вам нужно будет заполнять по ходу урока и вклеить в свою тетрадь. (1 мин)А еще вы получите необычное задание. Готовы? Тогда слушайте внимательно
Сладкая проблема (К. Фопель)
Инструкция: Я принесла вам конфеты: несколько штук. Чтобы получить их, вам надо сначала выбрать партнера-это человек, сидящий с вами рядом и решить с ним одну проблему. Напомните, что на наших уроках мы называем проблемой? Проблема — это сложный вопрос, требующий решения или исследования.
На каждую пару я положу одну конфету. Пожалуйста, пока их не трогайте.
В чем же заключается ваша проблема? Вы можете получить конфету только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст ее вам. Поговорите об этом в паре, но помните, что вы не имеете права просто так взять сладость без разрешения. На решение этой проблемы я вам даю1 минутку. Те, кто сумеет договориться, поднимают руку. И, начали.
все пары завершили переговоры. Теперь я предлагаю вам рассказать другим ребятам, как вы решили свою проблему. Способы не оцениваются, не критикуются.
*Затем ведущий дает паре еще по одной конфете и предлагает обсудить, как они поступят с нею на этот раз. Затем вновь следует общее обсуждение. (Дети обсуждают возможные варианты сотрудничества, а также чувства, которые у них возникали во время упражнения.)
Давайте подытожим: какие варианты сотрудничества помогли решить проблему. (5-7 мин)
Сейчас возьмите ваш бланк и заполните его первый пункт. (1 мин)
А теперь, дети, Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока
Запишите, пожалуйста, в тетради тему урока и 2 основных вопроса нашего урока:
Тема: УЧИМСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ И УСТУПАТЬ
Умеем ли мы договариваться?
Какие качества помогают человеку сотрудничать с другими людьми? (3 мин)
(общее время: 15- 17 минут)
Переходим к следующему игровому упражнению, которое называется
«Покажи предмет» (О. Хухлаева)
Сейчас вы делитесь на 3 группы по 4 рядом сидящих человека и получаете карточки с названиями частей какого-либо предмета. Внимательно послушайте задание: Нужно самостоятельно распределить, какую часть будет изображать каждый член группы, и соединить их в единую композицию. Остальные должны догадаться, что это за предмет.
Каждой группе дается 3 минуты на то, чтобы решить поставленную задачу. После того, как время выйдет совещаться уже будет нельзя. И так, начали.
Стоп. Время закончилось. Сейчас первая команда выходит к доске, 2 и 3 команды внимательно смотрят и стараются угадать, что за предмет показывают ребята.
Спасибо команда №1. Теперь к доске выходит команда №2. / № 3.
- С заданием справились?- справились.
- Как вы считаете, вы смогли договориться? (15-17 мин)
Сейчас откройте свои индивидуальные бланки и заполните 2 пункт. На заполнение у вас пол минутки.
Поднимите руку те, кто закончил. Еще несколько секунд.. и закончили.
(Общее время 30-34 минуты)
Хорошо. Теперь аккуратно встаньте, образуя круг.
Счет на пальцах (Н. Хрящева)
Все участники стоят в общем кругу. Сейчас вам предстоит по команде ведущего выбрасывать с помощью пальцев на руках определенное число: от одного до пяти. Договариваться друг с другом при помощи слов и вообще каких-либо звуков нельзя. Задача — выбросить с первого, второго, в крайнем случае — с третьего раза одинаковое количество пальцев. (3-5 мин) (Общее время 33-39 минуты)
*Если детям не удалось это сделать с третьей попытки, ведущий предлагает обсудить происходящее и причины неудачи. После этого детям дается еще одна попытка.
Это даст хороший повод поговорить о взаимоотношениях в классе, об умении видеть и слышать друг друга. (3 минуты)
(Общее время 36-42 минуты)
Вы молодцы! Садитесь за парты. Кто напомнит тему сегодняшнего урока? Чему вы учились сегодня? Что вам запомнилось на этом уроке?
Сегодня вы успешно справились со всеми заданиями. Мне было очень приятно с вами работать. На этом наш урок окончен. Вы можете тихонечко собираться. И, До скорых встреч, мои хорошие.
Хобот слона, Туловище слона, Уши слона, Ноги слона.
У вас 3 минуты, чтобы договориться о том, кто и что показывает, разговаривайте шепотом, чтобы никто не слышал, что у вас за предмет
Туловище жирафа, Ноги жирафа, Шея жирафа, Голова жирафа.
У вас 3 минуты, чтобы договориться о том, кто и что показывает, разговаривайте шепотом, чтобы никто не слышал, что у вас за предмет
Туловище лисицы, Хвост лисицы, Уши лисицы, Нос лисицы.
У вас 3 минуты, чтобы договориться о том, кто и что показывает, разговаривайте шепотом, чтобы никто не слышал, что у вас за предмет
Группа № 1: ____________________________________________
«Носик чайника» «Крышка чайника» «Ручка чайника»
(один человек показывает, что с этим предметом делают)
У вас 3 минуты, чтобы договориться о том, кто и что показывает, разговаривайте шепотом, чтобы никто не слышал, что у вас за предмет
Группа № 2: ___________________________________________
«Дно кастрюли» «Крышка кастрюли» «Ручки кастрюли»
(один человек показывает, что с этим предметом делают)
У вас 3 минуты, чтобы договориться о том, кто и что показывает, разговаривайте шепотом, чтобы никто не слышал, что у вас за предмет
Группа № 3: ____________________________________________
«Спинка стула» «Ножки стула» «Подлокотники»
(один человек показывает, что с этим предметом делают)
У вас 3 минуты, чтобы договориться о том, кто и что показывает, разговаривайте шепотом, чтобы никто не слышал, что у вас за предмет
Самоанализ
Тема урока: учимся договариваться и уступать. 23.09.2015
Целью данного урока было: Формирование и развитие Коммуникативных и Личностных универсальных учебных действий:
Дети получали навыки работы в группе — учились эффективно сотрудничать; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников группы, учились основам коммуникативной рефлексии; развивали умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; Цель достигалась через следующие формы работы: обсуждение проблем в паре, в группе, коллективный анализ ситуации, индивидуальный (письменный) анализ результатов.