Памятка Изобразительно — выразительные средства (для подготовки к ГИА, ЕГЭ)
Изобразительно-выразительные средства языка
ТРОПЫ - это слова или выражения в переносном значении, используемые для характеристики какого - либо явления. Тропы помогают наиболее ярко и точно раскрыть самую существенную черту изображаемого предмета или явления, придают речи красочность и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию художественного образа.
ОСНОВНЫЕ ТРОПЫ: метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, синекдоха, аллегория, эпитет.
РИТОРИЧЕСКИЕ и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – это форма речи, это лексические и синтаксические средства выразительности речи. К ним относятся: инверсия, литота, оксюморон, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание, градация, гипербола, многосоюзие, бессоюзие и др.
МЕТАФОРА
Значение: скрытое сравнение. Предмет сравнения только подразумевается. В отличие от сравнения метафора всегда одночленна. К примеру, метафора: горит костер рябины красной.. Сравнение же выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя.
Пример: Ель рукавом мне тропинку завесила. (Ветка ели, словно длинный свисающий рукав)
СРАВНЕНИЕ.
Значение: сопоставление одного предмета с другим. В отличие от метафоры есть объект сравнения.
Пример: Густое, как синька, море.
Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани..(Часто встречается сравнение, выраженное сущ-м в Т.п)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
Значение: одушевление неживого предмета, наделение его человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.
Пример: О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?
МЕТОНИМИЯ.
Значение: это слово, употреблённое в переносном значении, основанном на смежности, пространственной близости. При метонимии (в отличие от метафоры) не требуется сходства между предметами.
Пример: Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь (Каждому ясно, что это ходит человек с гармонью) Я три тарелки супа съел. Траурный Шопен громыхал у заката (имя автора заменяет название произведение). Черные фраки носились врозь и кучами там и там.
СИНЕКДОХА.
Значение: троп, в основе которого замена названия целого названием какой – либо его части или наоборот. Это переосмысление значения слова по количественному признаку.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.(Л)
Где повелительные грани
Стамбулу русский указал (т.е. Турции)
ЭПИТЕТ.
Значение: художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой- либо из его существенных признаков.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она.
ПЕРИФРАЗ(А) ( РАЗВЕРНУТАЯ МЕТОНИМИЯ).
Значение: описательное выражение, употребленное вместо слова, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета или лица.
Пример: Страна восходящего солнца (Япония). Солнце русской поэзии(Пушкин).Белое золото(хлопок) Унылая пора! Очей очарованье (осень).
ГИПЕРБОЛА (Стилистическая фигура ).
Значение: преувеличение (размеры, силу, красоту описываемого).
Пример: Устал до смерти! Растёт ребёнок не по дням, а по часам.
Возможная функция в тексте: гиперболизация может быть источником юмора в тексте, средством насмешки.
·
ЛИТОТА (Стилистическая фигура).
Значение: преуменьшение. Литоту еще называют обратной гиперболой..
Пример: В больших сапогах - а сам с ноготок. Заплатил жалкие копейки!.
ОКСИМОРОН /ОКСЮМОРОН/ (Риторическая фигура).
Значение: сочетание контрастных по значению слов.
Пример: честный вор, сухое вино, горячий снег, дорогая дешевизна, живой труп.
ИНВЕРСИЯ (Риторическая фигура).
Значение: неправильный порядок слов.
Пример: Я памятник себе воздвиг нерукотворный...
Возможная функция в тексте: инверсия используется преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.
ЭЛЛИПСИС /ЭЛЛИПС/ (Стилистическая фигура).
Значение: пропуск слова, легко подразумевающегося
Пример: Мы сёла – в пепел; грады – в прах;
В мечи – серпы и плуги.
Возможная функция в тексте: употребляется для краткости и энергии выражения или в целях негодования.
АНАФОРА ; ЭПИФОРА (Стилистические фигуры).
Значение: Анафора – одинаковое начало, лексический повтор в поэтической речи; эпифора- повторение одинаковых слов в конце самостоятельных отрезков речи.
А. Грозой снесенные мосты,
Гроза с размытого кладбища.
Э.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник! Почему я
титулярный советник!
ГРАДАЦИЯ (Стилистическая фигура).
Значение: приём нагнетания синонимов. Различают градацию восходящую ( нарастание ) и нисходящую ( ослабление ).
Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (Композиционный прием).
Значение: однородное синтаксическое построение двух и более предложений.
В синем море волны хлещут,
В синем небе звезды блещут.
( А. С. Пушкин ).
.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ( Стилистические фигуры ).
Р. ВОПРОС не требует ответа, но имеет лирико-эмоциональное значение:
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?
( А. С. Пушкин ).
Р. ВОСКЛ. тоже играет роль усиления эмоционального восприятия:
Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство.
( Ф. И. Тютчев ). Р. ОБРАЩ. рассчитано на тот же эффект:
Дух бродяжий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст.
( С. А. Есенин )
Антонимы контекстуальные.
На Руси не все караси – есть и ерши.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Аллитерация – повторение согласных звуков.
По небу голубому проехал грохот грома. (Звонкий дрожащий р в сочетании с г создаёт впечатление раската грома)
Ассонанс – повторение гласных.
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
Повторяется звук у , создавая впечатления гудящего мчащегося поезда.