Мини-проект на тему: «Развернутый план открытого занятия «Вязаные украшения для Пасхального стола»
Курсы повышения квалификации
«Методическое сопровождение образовательного процесса. ФГОС» (72 часа)
Ткаченко Ирина Викторовна
ira-tkachenko2004@yandex.ruТема итоговой работы
Мини-проект на тему: «Развернутый план открытого занятия «Вязаные украшения для Пасхального стола»
Краткая аннотация
Актуальность
Рукоделие уже давно и прочно вошло в нашу жизнь. Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. Вязание крючком – это потрясающий вид рукоделия и творческая отдушина. Это также оригинальная возможность изготовления ювелирных украшений. Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Несмотря на свою компактность и простоту, оно позволяет создавать неповторимые, уникальные модели одежды и декоративные вещи. К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь. Проявив фантазию в работе с нитками разных фактур и цветов можно выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и в домашнем интерьере. Зато каждая вещь, связанная вами, будет уникальна и оригинальна. Приложив немного терпения и труда, с помощью простого крючка и мотка пряжи вы сможете подарить любовь и радость родным людям и порадовать себя потрясающими обновками!
Пасха – это праздник, который мы по традиции проводим за общим столом в кругу семьи и самых близких друзей. В этот день многим хозяйкам придется поломать голову над тем, как подчеркнуть торжественность и значимость события, ради которого все собрались. Украшение – неотъемлемая часть любого торжества, а Пасха - праздник весны - отражает красоту и щедрость природы. Так почему бы этим не воспользоваться, украшая свой дом? Самая важная деталь, требующая украшения, это, конечно, стол, на котором обязательно должны присутствовать основные символы Пасхи – всё, что выражает Обновление, Свет и Жизнь.
В поиске вдохновения, свежего взгляда и новых идей для украшения пасхального стола вам могут пригодиться наши советы. Все они способны привнести что-то новое в устоявшиеся традиции украшения стола и дома.
Учебная мотивация является одним из критериев эффективности педагогического процесса, источником активности и успешности в обучении. Поэтому формирование мотивации учения можно назвать одной из основных задач дополнительного образования. В настоящее время многие образовательные организации оснащены компьютерными классами, и у педагогов появилась возможность использовать современную технику на уроке.
Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между педагогом и обучающимся. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационных и коммуникационных технологий.
Использование компьютерных технологий выступает не только средством, но и мощным стимулом к деятельности, которая будет иметь практическую направленность, позволяя перевести теоретические знания курса в социальную реальность.
Основная часть: цель, задачи, циклограмма, используемые методы, ресурсы.
Занятие рассчитано на 90 минут.
Цель занятия: расширение знаний и совершенствование умений по выполнению изделий в технике вязания крючком в процессе выполнения мини-проекта.
Задачи:
Обобщение знаний, применение умений и навыков при выполнении практического задания
Обучение технологии составления схем для вязания
Ознакомление с основами проектной деятельности
Развитие воображения, фантазии, творческих способностей, умений переносить знания в новую ситуацию.
Воспитание инициативности, стремления к взаимовыручке.
Циклограмма занятия.
I этап. Организационный - 2 мин
II этап. Мотивационный - 5мин
III этап. Основной - 65 мин
IV этап. Контрольный - 5 мин
V этап. Итоговый - 11 мин
V этап. Рефлексивный - 2 мин
Тип занятия: комбинированное
Формы организации: фронтальная, групповая.
Методы обучения: Наглядные, проблемные, практические.
Межпредметные связи: Технология, черчение.
Ресурсы:
Оборудование и материалы: крючок, пряжа, ножницы, бумага, карандаш, ластик.
Наглядный и раздаточный материал: образцы вязаных украшений, схемы украшений, карточки с элементами и приёмами вязания, видеопрезентация.
УУД, формируемые на уроке
Метапредметные:
Личностные: формирование самооценки на основе критериев успешной деятельности..
Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности..
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, взаимодействовать с педагогом и сверстниками.
Предметные умения
Умение работать с инструментами и материалами по предмету
Ожидаемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ
В результате организации и проведения занятия его участники:
Смогут развивать умение слушать, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
развивать мышление, инициативу, находчивость, понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на схематический и наоборот , стремление к самоконтролю процесса и результата учебной поисковой деятельности;
способность к эмоциональному восприятию терминов и понятий, способов выполнения изделия, рассматриваемых проблем;
ПРЕДМЕТНЫЕ
использовать схематический язык для описания предметов окружающего мира;
использовать на практике навыки действий , используя эксперимент, наблюдение, измерение.
Совершенствовать практические навыки; формировать умение работать в группах, способности видеть задачу.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
познакомятся с видами вязаных украшений для Пасхального стола;
познакомятся с техникой их вязания;
научатся вязать крючком украшения и составлять схемы к ним;
РАЗВИВАЮЩИЕ
- повысят познавательную активность в учебном процессе, интерес к предмету, логическое мышление;
- получат развитие элементов творческой поисковой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки; развитие зрительной памяти.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
- смогут развивать личностное самообразование, самостоятельность, активность,
внимательность;
- смогут развивать эстетический вкус , познавательную активность, чувство ответственности, культуру общения, культуру диалога;
- выработать навыки культуры труда и аккуратности, коммуникативной культуры, умения работать в паре,группе;
- смогут сравнить и оценить свои и чужие успехи.
Место и роль темы в курсе (предмета)
Данное занятие является обобщающим по обучению технологии составления схем для вязания,
основам проектной деятельности.
1.2.Дидактический анализ и содержание материала
Особое место обучения вязанию крючком отводится задаче формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
В данной теме закрепляются понятия: схема вязания, элементы и приёмы вязания крючком, этапы творческого проекта
Основная цель – выработать умение применять в несложных случаях приемы вязания по кругу и прямого полотна.
В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять составление схемы к вязаному изделию. Основное внимание в теме уделяется правильному применению условных обозначений. Учащиеся должны знать эти обозначения и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов вязания крючком, а также использование полученных навыков для решения широко круга задач.
1.3 Технологическая карта учебного занятия
Термины, понятия I этап. Организационный /2 мин/
Цель: Деятельность педагога Деятельность обучающихся Предполагаемый результат
Установка
положительного настроя на учебное занятие. Приветствие обучающихся. Психологический настрой на учебное занятие. Восприятие слов педагога
- положительный настрой на учебное занятие;
- заинтересованность детей
II этап. Мотивационный/5мин/
Мотивация и постановка обучающимися цели занятия
Звучит музыка.
- Скоро наступит прекрасный, волшебный, всеми любимый праздник Пасха Христова. К этому празднику мы стараемся украсить свой дом, приготовить красивые вкусные блюда. Празднование Пасхи - это не просто завтрак, обед или ужин, приготовленный в соответствии с вековыми традициями. Пасха это время, когда мы встречаемся с самыми близкими людьми, время, когда мы радуемся возвращению теплой погоды, зеленеющей молодой траве, свежему ветерку и привносящим в нашу жизнь радость новым звукам и ароматам. Всё это, если постараться, можно отразить в украшении вашего праздничного стола. Прекрасно, когда дополнения эти сделаны своими руками.
Как можно обозначить тему нашего занятия?
На протяжении предыдущих лет обучения вы узнали элементы, приёмы и способы вязания крючком, спицами, познакомились с различными техниками вязания. А теперь свои знания, умения и навыки, которые вы получили за это время, вам нужно будет показать на этом занятии.
Наше занятие сегодня будет направлено на выполнение творческого задания. Это будет мини-проект по изготовлению вязаных украшений с составлением описания их изготовления. Вы уже не раз вязали украшения и аксессуары, пользуясь готовыми схемами и описаниями. Но теперь вы многое знаете и умеете сами. И сегодня вы можете показать свою фантазию, воображение, творчество, когда будете сами придумывать и вязать украшения. Кроме того, вам нужно будет составить схему, по которой смогут работать другие дети.
Как вы думаете, полезно ли уметь составлять схемы вязаных изделий? Почему? Многие журналы по рукоделию (например "Валя-Валентина"), приглашают мастериц к сотрудничеству. Необходимо связать изделие. составить его схему и отправить в редакцию. Это оплачивается. Таким образом, составлять схемы не только полезно, а ещё и выгодно. Слушают, отвечают на вопросы педагога
Называют тему занятия "Вязаные украшения для Пасхального стола"
- постановка обучающимися цели занятия;
-осознание практической значимости предстоящей деятельности;
- готовность к выполнению заданий.
III этап. Основной / 65 мин. /
Обеспечение правильности и осознанности усвоения учебного материала.
Актуализация полученных ранее знаний.
Формирование целостного представления по изучаемому предмету.
Вы уже знакомы с проектной деятельностью и я предлагаю вспомнить основные понятия и этапы работы над проектом.
Что такое проект?
Какие вы знаете виды проектов?
Проект обязательно ограничен во времени, он не может быть бесконечным, поэтому бывают проекты долгосрочные и краткосрочные и даже как у нас на занятии - мини-проекты.
Назовите основные этапы проекта и охарактеризуйте их.
Итак, обозначим цель нашего проекта.
Задачи
Прежде, чем вы начнёте работать над эскизом, предлагаю просмотреть презентацию.
В помощь вам я раздам карточки с приемами вязания, которые возможно применить при вязании украшений, условные обозначения.
Закон круга
При вязании по кругу нужно прибавлять в каждом круге разное число петель в зависимости от рисунка. Если круг выполняется из столбиков без накида, то следует равномерно прибавить 6 петель на круг, если из полустолбиков, то 8 петель, если из столбиков с накидом, то 12 петель
В конце занятия вы покажете свои изделия и мы подведём итоги. Желаю вам творческого вдохновения.
Для успешного вязания украшений и составления схемы необходимо помнить несколько правил.
Это деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-то проблемы.
Творческие, исследовательские, социальные.
Подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный: определение проблемы, постановка цели и задач.
Основной делится на теоретическую и практическую части, в нём идет работа по решению проблемы.
Заключительный - представление готового продукта, анализ результата.
Изготовить вязаное украшение-дополнение к Пасхальному столу с описанием.
Разработать эскиз украшения
Продумать алгоритм изготовления
Связать украшение
Составить схему или описание
Представить готовое изделие
Просматривают презентацию.
Обучающиеся анализируют приёмы вязания на карточках.
Повторяют правила техники безопасности
- умение слушать и вступать в диалог, взаимодействовать с педагогом и сверстниками;
- закрепление знаний по изученному материалу;
- целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
- правильные ответы обучающихся;
I Физкультминутка(2мин)
Гимнастика для глаз. Обучающиеся выполняют упражнения. -расслабление и укрепление мышц глаз
План вашей работы сегодня на занятии:
1. Представляете, вяжете, фиксируете в схеме
2. Помните о правилах вязания по кругу и по плоскости
3. Помните о том, что чем больше воздушных петель, тем ажурнее будет ваше изделие.
4. Работайте в парах, помогайте друг другу, советуйтесь.
Обучающиеся выполняют практическое занятие, если возникают трудности, то оказывают взаимопомощь. - выполнение задания в соответствии с целью,
- умение работать в группах
- взаимопомощь, взаимопроверка.
II Физкультминутка(3 мин.)
В середине практической работы
Переменка. Упражнения и массаж кистей рук. 1. Пальчики в замок сцепили,
Вправо, влево покрутили.
2. Кисти вниз, потом подняли.
Так недолго помахали.
3. Каждый пальчик на руке
Помассировать в руке.
4. Пальцы в кулачки сомкнули,
Кисти рук слегка стряхнули.
Обучающиеся выполняют упражнения -расслабление и укрепление мышц кистей рук
IV этап. Контрольный (5 мин.)
Определение качества и уровня овладения умениями, их коррекция Оцените свою работу:
- нравится ли вам то, что у вас получилось в результате работы?
- Что хотелось бы изменить? Оценивают свою работу
- самооценка обучающихся деятельности на занятии, уровня успешности освоения нового материала (составление схемы);
- проявление обучающимися желания продолжать заниматься данным видом деятельности.
V этап. Итоговый (11 мин.)
Анализ и оценка успешности достижения цели занятия Поскольку каждый проект должен закончиться определённым результатом, я предлагаю подвести итог нашего мини-проекта:
1. каждый из вас продемонстрирует своё изделие, скажет несколько слов о технике выполнения, об использованных элементах;
2. всё ли удалось выполнить, достигли ли вы цели мини-проекта?
3. Испытывали ли вы трудности при выполнении задания и как удалось с ними справиться?
Вопрос всем:
- каким образом можно использовать результат нашего мини-проекта? Демонстрируют украшения, рассказывают, какие трудности испытывали при выполнении работы.
Высказывают своё мнение о дальнейшем использовании результатов проекта. - самоанализ своей деятельности на занятии
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
V этап. Рефлексивный (2 мин.)
Подведение итога занятия, рефлексия деятельности А теперь мне хотелось бы услышать, какое впечатление произвело на вас занятие: комфортно ли вам было работать, удовлетворены ли вы результатом? Проводят оценку занятия - Формулировать собственное мнение и позицию
1.4 Самоанализ занятия
Тема занятия: Вязаные украшения для Пасхального стола.
Занятие обобщения материала. Занятие соответствует программе.
Цель занятия: расширение знаний и совершенствование умений по выполнению изделий в технике вязания крючком в процессе выполнения мини-проекта.
Задачи:
Обобщение знаний, применение умений и навыков при выполнении практического задания
Обучение технологии составления схем для вязания
Ознакомление с основами проектной деятельности
Развитие воображения, фантазии, творческих способностей, умений переносить знания в новую ситуацию.
Воспитание инициативности, стремления к взаимовыручке.
Задачи, решаемые на занятии:
а) провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень;
б) систематизировать материал по данной теме;
в) развивать познавательные процессы, память, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность;
г) создать комфортную, творческую обстановку на занятии.
Форма занятия: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Структура занятия была такова: Организационный момент. Подготовка к занятию. Была проведена рефлексия настроения, для того, чтобы узнать настроение детей, поднять его. Затем был сказан план занятия, цель занятия и главная её задача.
Главная задача: показать, как учащиеся усвоили ФСУ и как научатся применять их для выполнения новых изделий рационально.
На первом этапе урока устно проверяются полученные ранее знания и закрепляется пройденный материал, который был составлен так, чтобы перейти к решению проблемы: Можно ли выполнить изделие по имеющемуся изображению?
Было предложено выполнить изделия для украшения Пасхального стола (используются слайды ММ-презентации). Учащиеся активно участвовали в обсуждении выполнения заданий, так группа была подготовлена к обобщению материала. Занятие прошло в игровой форме , что позволило охватить весь изученный материал.
Основное внимание на уроке уделила объяснению нового материала и закреплению. Используя таблицы условных обозначений, слайды ММ-презентации, я сумела при минимальной затрате времени обобщить изученный материал, вовлечь учащихся в процесс обобщения и привести их к правильному выводу. При закреплении материала шла от более простого к более сложному, при этом учила составлять схемы вязания детей осмысленно, доказывая, рассуждая. Выполнение заданий на закрепление, как со слайдов, так и по собственным изделиям способствовало развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности, сообразительности учащихся. Учитывая реальные возможности учащихся, давала задания, чтобы заинтересовать всю группу. Учащиеся в ходе выполнения заданий активно высказывали свои ответы, обсуждали правильное решение и делали самостоятельно выводы. Таким образом, занятие было построено так, что дети самостоятельно делали все выводы.
Какими же средствами и методами решалась каждая цель?
-Учебная цель: сначала дети повторили все необходимые знания, которыми и воспользовались при решении заданий самостоятельной работы.
-Развивающая цель: детям давались такие задания, которые содействовали развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о приемах вязания крючком и понимание их применения, используя как условные обозначения для схем, так и изобразительной интерпретации.
-Воспитательная цель: расширение знаний предусмотрено с помощью специально подобранных заданий, которые способствовали познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога. Рассмотрение различных способов выполнения заданий формируют навыки умственного труда.
При выполнении заданий ребята самостоятельно выбирали методы выполнения заданий, тем самым у ребят развивалась творческая сторона мышления. На мой взгляд, на занятии прослеживался личностно-ориентированный подход, так как в ходе организации занятия чётко проявились такие принципы построения образовательного процесса, как принцип индивидуальности, принцип выбора, принцип веры, успеха, доверия и поддержки.
Я считаю, что у детей сформировался уровень готовности к творческому применению знаний, то есть понял, запомнил, воспроизвёл, научился переносить их в новые условия. План занятия был выполнен, цель занятия достигнута. К такому выводу пришли сами дети. В том числе показала рефлексия.
На занятии были соблюдены основные психологические и гигиенические требования (оформление класса, физминутки), использовались средства наглядности-ММ презентация.
Деятельность учащихся я оцениваю следующим образом: на занятии четко проявился интерес к предмету, к теме урока, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале и в конце занятия. На уроке присутствовали самоконтроль и самокоррекция со стороны ребят. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели занятия.
Занятие удалось, так как мною созданы условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Приложение 1.
Инструкционная карта № 1
Правило круга для столбиков без накида.
1 ряд: набрать нитью 3 в.п. и замкнуть в кольцо. Провязать 6 ст. б/н. в кольцо [= 6 ст. б/н]. Далее вязать по кругу.
2 ряд: *в каждый ст. б/н по 2 ст. б/н *. Повторить * 6 раз [= 12 ст. б/н].
3 ряд: *, 1 ст. б/н ,в следующий 1 ст. б/н предыдущего ряда 2 ст. б/н *. Повторить * 6 раз [= 18 ст. б/н].
4 ряд: *2 ст. б/н, в следующий 1 ст. б/н предыдущего ряда 2 ст. б/н *. Повторить * 6 раз [= 24 ст. б/н].
Приложение 2.
Инструкционная карта № 2
Правило круга для столбиков с накидом.
Если вы вяжете столбиками с накидом, то начинать следует с цепочки из 6 в.п., первый круговой ряд вязать из 12 столбиков с накидом, поделить круг на 12 клиньев и в каждом ряду равномерно прибавлять по 12 ст. с/н на круговой ряд.Рассмотрим подробнее. Вот так выглядит схема вязания круга для столбиков с накидом
Приложение 3.
Условные обозначения