Конспект урока Машинная игла по технологии (5 класс) 
МОКУ Падунская  общеобразовательная школа – интернат психолого - педагогической поддержки. 
Методическая разработка урока по швейному делу в пятом классе «Машинная игла».
Составила: Кутькина Т.В.
2016г.
Цель: Познакомить  учащихся с устройством машинной иглы, с историей ее происхождения.
Задачи : 
1.Образовательные:
-формировать уровень знаний о видах машинных игл и ниток для швейных машин;
-активизировать творческие способности учащихся , поддерживать интерес к предмету;
-совершенствовать умения работать самостоятельно в коллективе.
2. Коррекционно – развивающие:
-развивать память , внимание , мышление ;
-развивать связную речь в процессе выполнения заданий.
3. Коррекционно  - воспитательные :-воспитывать коммуникативные способности ;-воспитывать аккуратность в работе ;-воспитывать культуру труда.
 Тип  урока : Изучение нового материала. 
Наглядность и оборудование: таблица « Устройство иглы « , машинные иглы , швейные нитки , лоскуты ткани , карточки для опроса в виде ромашки , названия основных деталей швейной машины в виде бирок.
Словарная работа:
МАШИННАЯ ИГЛА , КОЛБА , ЛЕЗВИЕ , ЛЫСКА ,ЖЕЛОБОК ,УШКО ИГЛЫ , НОМЕР ИГЛЫ.
ХОД УРОКА.
1.Организационная часть урока.
Приветствие.
Проверка явки учащихся. 
Проверка готовности к уроку.
Настрой учащихся на урок.
-Я желаю вам хорошего настроения  и плодотворной работы на уроке.
2 . Повторение пройденного  материала.
Опрос учащихся по вопросам.
- Мы продолжаем с вами изучение большого раздела  « Швейная машина  «.
-Посмотрите на доску . Что необычного вы увидели ? (РОМАШКУ ).
-Я предлагаю вам вспомнить , что нового вы узнали на предыдущих уроках. Для этого каждый из вас должен подойти к доске и сорвать по два лепестка , на обратной стороне которых написаны числа. Возьмите конверты с вопросами в соответствии с числами, прочитайте вопросы и ответьте на них. 
Вопросы:
 - Для чего служат швейные машины ?  (Швейные машины служат  для стачивания деталей из ткани).
-Назовите виды швейных машин ? (С  ручным приводом , с ножным приводом , с электрическим приводом).
- С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине ? (С левой стороны).
- Расскажите правила посадки при работе за швейной машиной ? ( Стул должен стоять  напротив иглы швейной машины  , сидеть за машиной надо на всей поверхности , слегка наклонив  корпус и голову вперед).
-Что такое привод ? (Привод  - это устройство , с помощью которого машина приводится в движение ).
- Как располагаются ноги при работе за электрической швейной машиной ? (Левая на полу , правая на педали ).
А сейчас  я предлагаю поиграть в игру  « МАСТЕР И КОНТРОЛЕРЫ «. 
- Мастер  - это человек , который выполняет определенную работу.
-Контролеры – это группа людей , которые проверяют правильность выполнения работы мастером . Сегодня вы побудете  и мастерами и контролерами.
- Вы уже познакомились с основными частями швейной машины . У меня есть бирки с  названиями основных частей швейной машины .Каждому из вас достанется по четыре бирки . Один из вас – мастер , он будет обозначать своими бирками части швейной машины , а другие в это  время будут контролерами и проверят правильность выполнения работы мастера.
( выполнение задания ).
-Какие части машины остались не обозначенными  ? ( выключатель , рычаг подъема лапки ).
-Правильно ! Давайте их обозначим.
3. Изучение нового материала.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВОЙ ТЕМОЙ УРОКА.
На доске записано  “ МАШИННАЯ      ?       “.
-В теме нашего урока пропущено слово. Отгадав загадку, вы сможете ее прочитать.  
 
ЗАГАДКА.
Тонка , одноуха , остра . (игла ). 
- Прочитаем все вместе  тему урока : МАШИННАЯ ИГЛА .-Работа в тетрадях. 
- Откройте свои тетради.
 -Запишите сегодняшнее число.
 - Запишите тему урока  МАШИННАЯ ИГЛА и подчеркните ее.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИГЛЫ.
Машинная игла это наиболее важный рабочий орган швейной машины .Первые иглы были стальными . Они изготавливались из рыбных и других  костей . Археологи еще и сейчас находят их при раскопках поселений , относящихся к каменному веку .С помощью заостренного камня наш далекий предок проделывал в игле небольшое отверстие – ушко . и сшивал шкуры нитками из жил.
На смену костяным пришли бронзовые , за тем железные , а в домах богатых людей – серебряные иглы. Первые стальные иглы завезли в Европу в  четырнадцатом веке арабы. 
В  Россию металлическая игла пришла из Германии в семнадцатом веке.
Но вскоре русские мастера раскрыли секрет изготовления иглы. В 1677 году только в одной мещанской слободе в Москве насчитывалось пять игольных мастеров . В восемнадцатом веке в Европе началось бурное развитие булавочного производства..
Сегодня иглы делают из специальной стали . Самый известный специализированный игольный завод в Подмосковье выпускает 25 видов игл для шитья.
НАЗНАЧЕНИЕ ШВЕЙНОЙ ИГЛЫ.
Машинная игла служит для получения строчки . Она прокалывает ткань и проводит через неё нитку . (показ на ткани ).
УСТРОЙСТВО ШВЕЙНОЙ ИГЛЫ.
Машинная игла состоит из колбы , лезвия и острия. На колбе есть лыска.   
На лезвии иглы расположены два желобка  - короткий и длинный. При проколе ткани лезвием иглы нитка заходит в длинный желобок. Это предохраняет её от обрыва.
На конце лезвия находится  остриё с ушком .Острие служит для прокалывания ткани . В ушко иглы вдевают нитку.
Внимание ! Остриё иглы всегда должно быть острым . Затупившуюся иглу необходимо немедленно заменить. 
ВИДЫ МАШИННЫХ ШВОВ .Машинные иглы различают по номерам: № 75 , 90, 100, 110, 120 .Чем больше номер , тем толще игла . Номер иглы ставится на колбе.
Качество работы на швейной машине во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток.
При пошиве изделий надо учитывать толщину и плотность ткани. Для толстых тканей применяют более толстые иглы и нитки. Для тонких тканей подбирают тонкие иглы и нитки.  При пошиве изделий из хлопчатобумажных тканей используют иглы № 75 , 90 , а нитки № 40 , 50.
4. ФИЗМИНУТКА.
А теперь, девчата , встать, 
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать , потом разжать,
Руки вниз  и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево 
И беритесь вновь за дело.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Практическая работа учащихся по закреплению навыков заправки машинной иглы в игольный механизм.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
- На доске два изображения  « Ручная игла .» и «Швейная игла .» Рассмотрите на рисунках  изображение ручной иглы и машинной иглы .Найдите сходство и различие между ними.
- Приклейте памятку в тетрадь « Устройство машинной иглы.» 7. ИТОГ УРОКА.
-Выставление оценок.
- Уборка рабочих мест.