Исследовательская работа по теме: Первая мировая война




Первая мировая война в творчестве М. Ремарка

90 лет назад завершилась Первая мировая война. В Европе эту дату до сих пор отмечают как одно из главных событий XX века. В России оно фактически предано забвению. Когда война началась, у нас ее величали "Второй Отечественной". После окончания ославили как "несправедливую", "захватническую", "империалистическую бойню".
Из всех прочитанных произведений о Первой мировой войне наибольшее впечатление на меня произвел роман Э.М.Ремарка «На западном фронте без перемен». Талантливое произведение Э.М.Ремарка неразрывно связано с неординарностью его личности.
В этом море боли и страха, ненависти и страдания должен был появиться кто-то, кто сказал бы во всеуслышание: «Никогда еще жизнь не была так драгоценна, как сегодня... когда она так мало стоит». Миру нужен был человек, который, не боясь стать изгоем, заявил бы во всеуслышание, что война это смертельный марафон, в котором не только гибнут люди. В нем гибнут души. Этим человеком стал Эрих Мария Ремарк. Побывав на фронте, он показал миру настоящее лицо войны, а не маску, в которой она появляется на обложках пропагандистских газет.
Заслуга Ремарка не только обогащение мировой литературы. Он сделал намного больше: напомнил нам о том, кто мы есть, и рассказал, во что может превратить человека война.
В своем произведении «На западном фронте без перемен». Ремарк поднимает проблему искажения личности под давлением военной машины, особенно пагубной для молодых солдат, которые прямо со школьной скамьи в патриотическом порыве всем классом пошли на войну. Я абсолютно согласна с Ремарком, ведь они не успели ничего узнать и испытать в мирной жизни, у них не было ни профессии, ни любви, ни семьи и, вернувшись с войны, не знали, ради чего стоит жить дальше и вообще не знали, как им жить. «Я молод мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни,  это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Долгие годы мы занимались тем, что убивали. Это было нашим призванием, первым призванием в нашей жизни. Все, что мы знаем о жизни,  это смерть. Что же будет потом? И что станется с нами?»
Ещё одна не менее важная проблема – это проблема переоценки ценностей, лишение жизни одного человека другим – это с одной стороны, а с другой - осознание того, что враги точно такие же люди. Стреляя в своего врага, солдаты не видели в нём человека, у которого, может быть, есть семья, дети. Он так же вынужден убивать. И ему тоже не нужна эта война. « Товарищ, я не хотел убивать тебя. Если бы ты спрыгнул сюда еще раз, я не сделал бы того, что сделал,  конечно, если бы и ты вел себя благоразумно. Но раньше ты был для меня лишь отвлеченным понятием, комбинацией идей, жившей в моем мозгу и подсказавшей мне мое решение. Вот эту-то комбинацию я и убил. Теперь только я вижу, что ты такой же человек, как и я.» Мне трудно понять чувства главного героя, но его раскаяние трогает сердце.
«Прости меня, товарищ! Мы всегда слишком поздно прозреваем. Ах, если б нам почаще говорили, что вы такие же несчастные маленькие люди, как и мы, что вашим матерям так же страшно за своих сыновей, как и нашим, и что мы с вами одинаково боимся смерти, одинаково умираем и одинаково страдаем от боли! Прости меня, товарищ: как мог ты быть моим врагом? Если бы мы бросили наше оружие и сняли наши солдатские куртки, ты бы мог быть мне братом,  точно так же, как Кат и Альберт. Возьми от меня двадцать лет жизни, товарищ, и встань. Возьми больше,  я не знаю, что мне теперь с ней делать!»
Так же в этом произведении затрагивается проблема о том, как меняет война человека. На первое место выступали инстинкты, которые помогали выжить в этом кошмаре, а все человеческие проявления уходили на второй план.. Солдаты должны были убивать своего врага, не воспринимать его как человека. «Сжавшись в комочек, как кошки, мы бежим, подхваченные этой неудержимо увлекающей нас волной, которая делает нас жестокими, превращает нас в бандитов, убийц, я сказал бы в дьяволов, и, вселяя в нас страх, ярость и жажду жизни, удесятеряет наши силы,  волной, которая помогает нам отыскать путь к спасению и победить смерть. Если бы среди атакующих был твой отец, ты не колеблясь метнул бы гранату и в него!» Не возможно не согласиться с позицией автора, ведь война – это противоестественное состояние человека, в котором он должен убивать себе подобных.
Огромное место в творчестве Ремарка занимает одно из высших проявлений человека – дружба, но дружба особая, фронтовая, которая помогает в чудовищных условиях войны оставаться человеком. «Эти голоса, эти короткие, шепотом произнесенные фразы, эти шаги в траншее за моей спиной одним взмахом вырвали меня из когтей страха перед смертью, который делает человека таким ужасающе одиноким,  страха, жертвой которого я чуть было не стал. Они для меня дороже моей спасенной жизни, эти голоса, дороже материнской ласки и сильнее, чем любой страх, они самая крепкая и надежная на свете защита,  ведь это голоса моих товарищей»
Роман «На Западном фронте без перемен» стал гимном пацифизма. Я целиком и полностью разделяю позицию автора. Нет ничего ужаснее и безобразнее войны. Но в то же время нам нужно помнить о жертвах мировых войн. Мне очень импонирует позиция Президента РФ В.В. Путина.
Путин назвал проигрыш России уникальным: «наша страна проиграла эту войну проигравшей стороне. Уникальная ситуация в истории человечества. Мы проиграли проигравшей Германии, по сути, капитулировали перед ней, она через некоторое время сама капитулировала перед Антантой» 
В декабре 2012 года Президент России утвердил поправку в Федеральный закон России «О днях воинской славы и памятных датах России», вступившую в силу с 1 января 2013 года, согласно которой 1 августа объявляется Днём памяти российских воинов погибших в Первой мировой войне 19141918 годов.
На месте Братского кладбища в городе Пушкин была установлена стела - памятник героям Первой мировой войны.
Также в Москве 1 августа 2004 года, к 90-летию начала Первой мировой войны, на месте Московского городского Братского кладбища в районе Сокол были поставлены памятные знаки «Павшим в мировой войне 19141918 годов», «Российским сёстрам милосердия», «Российским авиаторам, похороненным на московском городском братском кладбище».

Автор Удович Елена Юрьевна




Nђ Заголовок 1ђ Заголовок 315