Презентация по МХК Народные промыслы и ремесла Воронежской области


Презентация подготовлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ № 62 г. Воронеж Смирновой М.А. ЦЕЛИ УРОКА: Народная мудрость. В XVII веке началось заселение Воронежского края людьми с разных земель. Все они приносили с собой свои умения, способы обработки дерева, металла, кожи, шерсти, глины. Ремесло – это работа по изготовлению каких-либо изделий ручным (кустарным) способом, требующим специальных навыков. Промысел – это налаженное производство ремесленных изделий, которое предусматривает не только их изготовление, но и сбыт, использует коллективный труд. Ткацкий промысел был наиболее развит в Бобровском, Землянском, Нижнедевицком, Коротоякском, Острогожском, Павловском, Богучарском, Воронежском уездах. Занимались этим ремеслом там, где было сырье, из которого получали пряжу, нити (лен, конопля, хмель, крапива). Наиболее распространённой была ручная вышивка: она украшала одежду, полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки.… Среди украшений славились бусы и гайтаны. Большое разнообразие вышивки и украшений сохранил народный костюм Воронежской губернии. Дина Михайловна выросла в семье потомственных ремесленников, с детства перенимала богатый опыт поколений.В своём творчестве мастеру удалось сохранить и передать приёмы вышивки Острогожских мастериц. Являясь хранительницей местных традиций и фольклора, она обучает детей в Доме ремёсел «Острогожские узоры». Дина Михайловна считает, что нет на свете людей, равнодушных к красоте и помогает всем желающим выпустить на волю свой талант. Ремесло пошива и украшения одежды было самым сложным и требующим знания традиций. Женщины редко доверяли кому-либо их делать, мастерили сами. Народная одежда Воронежской области отражает традиции многочисленных групп переселенцев, поэтому они так разнообразны, ярки и неповторимы. В селах порекам Елань, Савала Новохоперского, Нижнедевицкого, Павловского, Богучарсого уездов производили домашним способом тонкое белое и серое сукно, поддающееся любой окраске. Он возник в XVIII веке и связан с развитием овцеводства. Дешевое сырье – шерсть и потребность из-за холодных зим в перчатках, варежках носках, чулках, платках обусловили быстрое развитие этого промысла. Накинешь такой платок на плечи – и никакой мороз не страшен. Неудивительно, что на протяжении почти столетнего своего существования воронежский платковый промысел, переживший времена расцвета и упадка, не исчез окончательно.Старинным промысловым центром считается село Русаново Новохоперского района, куда шерстовязальное кустарное производство завезли еще первые переселенцы. В настоящее время вязанием платков из козьего пуха занимаются жители Новохоперского, Талового, Поворинского и других районов. На окраине Новохоперска до сих пор действует рынок по продаже местных пуховых платков. Куда выходят одновременно торговать платками более 200 продавцов. Здесь платки на любой вкус – от маленьких треугольной формы до больших прямоугольных, от голубоватых, серых и нежных бежевых до кофейного и черного цветов. Чулочное производство сосредоточилось в пригородных слободах Воронежа – Придача, Ямное, Монастырщенка, Тавров, Бобяково, Песчанка – села, где 1/3 женского населения вязала чулки и носки. Вязание пуховых платков – тоже старинный промысел. Его очаги в Новохоперском, Поворинском, Грибановском районах. Девочки с 7 - 8 лет и до преклонного возраста не расставались со своими спицами и клубками пряжи. Крупные центры вышивального промысла находились в слободе Воронцовка и Александровка Павловского уезда. Вышивали скатерти, рушники, санные ковры, платки, головные уборы, одежду.В господских имениях и при монастырях работали мастерские «ЗОЛОТОШВЕЕК», так называли мастериц вышивки. Начал развиваться в губернии в XVIII веке и достиг расцвета на рубеже XIX – XX веков. Распространен был промысел в селах Нижнедевицкого, Острогорского, Богучарского уездов. Особенно славилось село Урыв, что недалеко от Острогожска. Воронежские ковры по-местному назывались КИЛИМЫ (КИЛЫМЫ). Они были безворсовые, с ярким рисунком: маки, розы, шиповник, лилии раскидывались по черному или лиловому фону. В палитру красок примешивались изумрудные, оранжевые, алые, синие цвета. Становление нравственной личности, формирование национального русского характера начинается с любви к «малой родине», с любви, которая перерастет в любовь к своему Отечеству. Краеведческий материал оказывает неоценимую помощь  в обогащении наших знаний  о родных местах, создает возможность для патриотического воспитания.