Урок по географии для 9 класса Экономика Ульяновской области


Краеведческие исследования помогут учителю связать преподавание географии с жизнью, с практикой, а учащимся - изучить природу своего края, хозяйственную деятельность людей, экономику города, района, что является содержанием школьного курса географии.
Конспект урока географии в 9 классе «Экономика Ульяновской области».
Составила учитель географии МБОУ Большечирклейская СШ Ягудина Г.Р.

Форма урока: урок- зачёт.
Тип урока: итоговый контроль.
Дидактическая цель: создать условия для систематизации и контроля знаний.
Задачи:
а) образовательная:
используя инновационные методы обучения, способствовать закреплению знаний детей об экономике родного края, с учетом вариативной дифференциации и систематизации знаний учащихся об особенностях экономики родного края, географии их размещения.
б) развивающаяся:
создать условия для развития познавательной активности, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими тестами, контурными картами, делать обобщения и выводы.
в) воспитательная:
Воспитание чувства ответственности, способствовать воспитанию любви к своему краю.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Методы: репродуктивный, частично- поисковый, интерактивный.
Учебно - наглядный комплекс:
Оборудование для учителя: проектор, компьютер.
Оборудование для учеников: атласы, карты Ульяновской области, контурная карта Ульяновской области, тесты на каждого ученика, слайды с изображением:
1. ПО Ундоровский завод минеральной воды.
2. Ульяновский автомобильный завод (АО «УАЗ»)
3. Ульяновский авиационный завод (АООТ « Авиастар»)
4. Акционерное общество «Утес». Ульяновский приборостроительный завод
( ОАО «Утес»).
Эпиграф «У Волги хватит широты и сини, а со Свиягою она еще милей, и для меня бы не было России, без области Ульяновской моей».
Ход урока –зачёта:
1 задание: Класс разделить на 6 вариантов (по рядам).
Слайд 1: изображается текст задания:
Распределите виды продукции по отраслям промышленности.
Наименование продукции: УАЗ, грузовые самоходные баржи, ажурные ограды, полиэтиленовая плёнка, фанера, шифер, мыло, фильтровальный порошок, пиво, керамзитовый гравий, гидрораспределители, канализационные люки, резиновые сапоги, печные задвижки, пиломатериалы, замазка, обои, кварцевый песок, казаны, мармелад, медицинская аппаратура, минеральная вата, минеральная вода, лодочные моторы, рубероид, сухое молоко, арматура, поливочные шланги, мебель, цемент, мороженое.1вариант – машиностроительная отрасль 4В – лесная промышленность
2В – металлургия 5В – Строительная промышленность
3В – химическая промышленность 6В – пищевая промышленность
Ученики должны выписать ответы на карточки, которые лежат у них на партах. После выполнения сами же оценивают свою работу ; нормы оценок выставлены на карточках .Проверка:
Оценка: Правильно 5ответов – оценка «5»
Правильно 4 ответа – оценка «4»
Правильно 3 ответа - оценка «3»
Правильно 1-2 ответа - оценка «2»
В каждом варианте будет по 5 правильных ответов. Ставят оценку.
Отрасль Продукция
Машиностроение УАЗ, грузовые самоходные баржи, гидрораспределители, медицинская аппаратура, лодочные моторы.
Металлургия ажурные ограды, канализационные люки, арматура,
печные задвижки, казаны.
Химическая полиэтиленовая плёнка, резиновые сапоги, поливочные шланги, мыло, замазка.
Лесная фанера, пиломатериалы, мебель, обои, рубероид.
Строительная шифер, керамзитовый гравий, кварцевый песок, цемент, минеральная вата.
Пищевая пиво, мармелад, мороженое, минеральная вода, сухое молоко.
2 задание. Работа со слайдами ( фронтальный опрос)
Демонстрация слайдов с изображением следующих экономических объектов:
Слайд 2. ПО Ундоровский завод минеральной воды.
Слайд 3. Ульяновский автомобильный завод (АО «УАЗ»)
Слайд 4. Ульяновский авиационный завод (АООТ « Авиастар»)
Слайд 5. Акционерное общество «Утес». Ульяновский приборостроительный завод (ОАО «Утес»).
Работа со слайдами при помощи вопросов:
Какой завод изображён на слайде?
Где он находится?
Что вы знаете о данном заводе?
Ученики при ответе могут использовать сжатые рефераты, презентации, фотографии, схемы и дополнительную литературу.
3 задание. Работа с контурными картами.
Нанести и подписать на контурную карту Ульяновской области следующие важные промышленные объекты:
Димитровградскую АЭС, УАЗ, УЗТС, Авиастар, ДААЗ, «Химмаш», «Гидроаппарат»; Суконные фабрики в Барыше, Старотимошкине, Игнатовке, Языкове, Ишеевке, Измайлове, Мулловке.
4 задание. Работа с индивидуальными карточками (тесты)
1 вариант
1. Назовите главную отрасль машиностроительного комплекса Ульяновской области:
а) энергетическое
б) сельскохозяйственное машиностроение
в) автомобилестроение
г) судостроение и судоремонт.
2. Топливно - энергетический баланс- это:
а) суммарная добыча и расход топлива в стране
б) соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии
( приход) и использование их в народном хозяйстве ( расход).
3. Какие отрасли входят в состав комплекса по производству конструкционных материалов и химических веществ:
а) металлургия
б) машиностроение и металлообработка
в) электроэнергетика
г) химическая промышленность
4. В структуре сельскохозяйственных угодий области преобладают:
а) пашня
б) пастбища
в) сенокосы.
5. Услуга- это:
а) особый вид продукции, который потребляется в виде вещи
б) особый вид продукции, который потребляется в качестве деятельности.
2 вариант.
1. В структуре машиностроения представлены новейшие отрасли:
а) самолётостроение
б) микроэлектроника
в) приборостроение
г) станкостроение.
2. В состав какой нефтегазоносной провинции входит территория области:
а) Прикаспийская
б) Волго- Уральскаяв) Тимано- Печорскаяг) Западно- Сибирская.
3. Населённый пункт на северо- востоке области, где находится комбинат по производству дубильных экстрактов и картона:
а) Мулловка
б) Новочеремшанскв) Новая Майна
г) Чердаклы.
4. Основное направление специализации в растениеводстве:
а) зерновое хозяйство
б) садоводство
в) овощеводство
г) бахчеводство.
5. Самый дорогой вид транспорта:
а) железнодорожный
б) авиационный
в) речной
г) гужевой.
3 вариант
1.Машиностроительный комплекс- это совокупность отраслей:
а) осуществляющих добычу железной руды
б) осуществляющих проектирование машин
в) производящих разнообразные машины и осуществляющих их ремонт
г) использующих разнообразные машины.
2. Крупнейшим потребителем электроэнергии является:
а) транспорт
б) промышленность и строительство
в) жилищно - коммунальное хозяйство
г) сельское хозяйство.
3. Основные направления специализации животноводства:
а) скотоводство
б) свиноводство
в) птицеводство
г) коневодство
д) овцеводство.
4.Какой транспорт самый экологически чистый:
а) железнодорожный
б) водный
в) воздушный
г) автомобильный.
5. Город, расположенный на крупной железнодорожной магистрали, где имеется производство нетканых материалов:
а) Инза
б) Сенгилей
в) Новоульяновск.
4 вариант.
1. Какие предприятия области относятся к военно- промышленному комплексу:
а) «Волжские моторы»
б) «Димитровградхиммаш»
в) Ульяновский механический завод
г) Ульяновский машиностроительный завод
г) «Гидроаппарат».
2. Какая отрасль ТЭК наиболее молодая в Ульяновской области:
а) электроэнергетика
б) торфяно- сланцеваяв) нефтяная.
3. Какая зерновая культура используется для производства пива?:
а) ячмень
б) просо
в) пшеница
г) гречиха
д) овёс
4. Марка самолётов, выпускаемых в Ульяновске:
а) АН- 24
б) ТУ- 154
в) АН- 124 «Руслан»
г) ТУ- 204.
5. Установите соответствие:
1) Производство мебели А) Источникам сырья
2) Целлюлозно- бумажная Б) Потребителю
3) Лесохимия В) водным и железнодорожным путям
4) Лесозаготовка Г) Дешевой электроэнергии.
5 вариант
1.Машиностроительный комплекс- это совокупность отраслей:
а) осуществляющих добычу железной руды
б) осуществляющих проектирование машин
в) производящих разнообразные машины и осуществляющих их ремонт
г) использующих разнообразные машины.
2. В каких районах области разведена нефть:
а) в Заволжье и на юге области
б) на западе области
в) на севере области
г) в центре области.
3. Ульяновцы пользуются услугами транспорта:
а) морского
б) речного
в) авиационного
г) железнодорожного
д) автомобильного
4. Однолетнее растение, в сухих стеблях которого содержится до 25 % волокна, в семенах- 30 % масла:
а) подсолнечник
б) кукуруза
в) конопля
г) рапс.
5. Дата открытия Карамзинской общественной библиотеки (ныне Ульяновской областной научной библиотеки им. В.И. Ленина):
а) 18 апреля 1848 года
б) 5 февраля 1911 года
в) 12 апреля 1957 года.
5 задание (в классе начинают, дома продолжают)
Составить кроссворд на тему « Мой край родной»
«У каждого есть Родина своя,
у каждого есть маленькое солнце,
На родине и радостней поётся.
У каждого есть Родина своя.
у каждого есть дом.
где он родился,
там и пригодился,-
вот так у нас в народе говорят.
…У каждого есть родина своя.
а Родина для каждого святая».
Н. Дружков