СТАТЬЯ о профессиональных компетенциях обучающихся


Макаренкова Ю. Е.,
преподаватель филиала ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» в г. Северодвинске.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕЦИЙ
Понятия «компетенция» и «компетентность» уже сформулированы в ФГОС. «Компетентность» рассматривается как результат освоения компетенции личностью; «компетенция» – как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области. Именно через компетенции формируется профессионально-личностное развитие будущего среднего медицинского работника. Методологическое решение формирования профессиональной компетенции обеспечивается путем моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. В результате этого происходит интеграция знаний и умений (взаимопроникновение знаний и умений из разных учебных дисциплин) на основе понимания профессиональной деятельности как целостного процесса, имеющего свои цели и результаты.
Министерство образования и науки РФ дает следующее определение понятию компетенция: «Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности».
Цель компетентностного подхода в образовании – преодолеть разрыв между знаниями студента и его практической деятельностью, научить студента с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики.
Министерство образования и науки предлагает следующую классификацию компетенций, необходимых специалисту: общие (универсальные, ключевые, «надпрофессиональные») и профессиональные (предметно-специализированные).
Профессиональные компетенции связаны с конкретными специальностями. Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин и практик, объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей – полностью соответствовать уровню приобретаемых компетенций.
Роль преподавателя в реализации компетентностного подхода в плане формирования профессиональных компетенций будущих медработников.
Компетенция закладывается в образовательный процесс посредством технологии, содержания, стиля жизни учебного заведения, типа взаимодействия между преподавателями и студентами, студентами и студентами.
Образовательный процесс на основе компетентностного подхода должен иметь научно-методическое обеспечение, к структурным компонентам которого можно отнести:
концепцию и программу развития учебного заведения;
образовательные программы по специальностям;
стандарты образования, учебные планы, учебные программы, календарно-тематические планы, учебно-методические комплексы, дидактические материалы к отдельным урокам, методические разработки;
информационное обеспечение.
Согласно программе развития образовательного учреждения, одна из главных задач обучения сегодня – формирование у студентов информационной культуры, умения пользоваться современными средствами и технологиями. Решать данную задачу должен каждый педагог.
Советская образовательная система, выпускниками которой являются практически все преподаватели среднего профессионального образования (СПО), будучи ориентированной на академические нормы, функционировала эффективно в условиях стабильного общества при отсутствии всякой конкуренции. Вышедшие из ее недр специалисты отличались высоким профессионализмом: глубокими знаниями, особенно в области фундаментальных наук, прочно сформированными умениями и навыками (знаменитые советские ЗУНки – знания, умения, навыки). Однажды полученное образование было залогом успешной профессиональной деятельности на всю жизнь.
Сегодня ситуация меняется. Ускоренное развитие сестринского дела как науки, модернизация практического здравоохранения и повышение роли сестринского персонала в лечебно-диагностическом процессе, внедрение новых технологий ухода за пациентами требуют от специалистов среднего звена дополнительных качеств, таких как умение применять знания в условиях профессиональной неопределенности и принимать наиболее оптимальные решения, навыки работы в команде, способность постоянно учиться новому, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, словом, необходим компетентный специалист, готовый принимать верные и ответственные решения. Изменение социального заказа общества предопределило переход от существующего долгие годы «ЗУН – образования» к ключевым  компетенциям  как новой парадигме результата современного образования. Понятие « компетенция » в педагогике многогранно, однако все сходятся в том, что это далеко не ЗУНки, а знания, умения и навыки, добытые собственным трудом в контексте  профессиональной  деятельности, в сочетании с личностными качествами, определяющими «готовность и способность заинтересованно и грамотно выполнять профессиональные функции.
В связи с ориентацией образовательного процесса на практическую реализацию приобретенных  компетенций  со всей очевидностью возникает необходимость изменения содержательных установок и принципов подготовки специалистов, подходов к  формированию  нормативных и учебно-методических документов, соотношению теоретического и практического обучения, аудиторной и самостоятельной работы, увеличение доли самообучения. А это есть те шаги, которые позволят решить задачу обновления профессионального обучения «путем усиления практической направленности образовательного процесса при сохранении его фундаментальности в каждом конкретном образовательном учреждении. Реализации данных шагов в наибольшей степени соответствуют технологии модульно-компетентностного обучения, формирующие  профессиональные   компетенции  в буквальном смысле, «через кончики пальцев».
Создавшаяся ситуация обнажила  проблему: преподаватели получали образование в знаниевой образовательной парадигме, а обучать должны в модульно - компетентностной, переосмыслив свой педагогический опыт в короткий срок. Ситуация осложняется тем, что возрастной состав педагогического корпуса системы СПО в целом приближается к предпенсионному. В этой связи важной задачей становится исследование организационно-педагогических условий, обеспечивающих практическую направленность образовательного процесса.