Технологическая карта урока математики.Правило (закономерность) в записи числового ряда. Нумерация многозначных чисел.(3 класс) 
Технологическая карта урока математики
Класс 3
Тема урока Правило (закономерность) в записи числового ряда. Нумерация многозначных чисел.
УМК  Гармония
Цели урока Образовательные: 
 закреплять умения читать, записывать, сравнивать, представлять в виде суммы разрядных слагаемых многозначные числа; 
Развивающие: 
 продолжить работу над обогащением словаря, над математической речью; 
 учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
   развивать навыки организации самостоятельной деятельности учащихся.
Воспитательные: 
 воспитывать познавательный интерес, чувство коллективизма и взаимопомощи
Здоровьесберегающие: 
 учить заботиться о своём здоровье: беречь зрение и заботиться об осанке.
Тип урока  Урок закрепления полученных знаний 
Форма проведения Урок - путешествие
Используемые пед технологии Здоровьесберегающие, игровые, ИКТ-технологии, личностно – ориентированные, деятельностного метода.
Планируемые результаты Предметные: 
УУД  
Познавательные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях;
развивать мыслительные операции сравнения, классификации
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а так же во время самостоятельной деятельности;
осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество уровня усвоения. 
Коммуникативные:
выражать в речи свои мысли и действия;
строить понятные высказывания
Личностные:
проявлять познавательный интерес  к изучаемому  материалу;  понимать поставленные цель и   задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке;
формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие,  умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Оборудование  ПК, видеопроектор, экран, Презентация Microsoft PowerPoint.
Для обучающихся:  учебник «Математика 3 класс Истомина», рабочие тетради,  оценочные листы  по теме «Нумерация многозначных чисел», для слабоуспевающих учеников – карточки-помощники, индивидуальные  оценочные 
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивирование к учебной деятельности Включает обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне
- Умные глазки смотрят на меня. Улыбнитесь гостям и друг другу, мысленно
скажите себе: « У меня сегодня всё получится!»
1) Объясните значение выражения «Математика – гимнастика ума» (А.В. Суворов) (Слайд 1)
2) Чему мы учимся на уроках математики?
Мотивация учебной деятельности, настрой на положительные эмоции.
Формулируют правила поведения на уроке, аргументируют их
Личностные:
самоорганизация
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Актуализация опорных знаний Организует подготовку обучающихся к сознательному усвоению нового материала
Активизирует знания обучающихся
-Над какой темой мы работаем на уроке?
Нумерация пяти и шестизначных чисел
 - Для чего нужно уметь хорошо ориентироваться в нумерации многозначных чисел?
Чтобы легко и быстро ориентироваться в счёте многозначных чисел, для того, чтобы в дальнейшем научиться выполнять арифметические действия с числами.
- Мы с вами на протяжении уже нескольких уроков работали над этой темой. А сегодня мы с вами будем закреплять наши знания и совершенствовать умения по данной теме.                  - Подумайте и скажите, какими видами деятельности мы будем заниматься на сегодняшнем уроке математики?
Организует совместное составление плана урока:
1.Обобщать имеющиеся  знания
2.Совершать открытия
3.Сравнивать
4.Применять свои знания (проверять их на 
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Составляют план достижения цели. Актуализация опорных знаний прочность)
5.Оценивать (знания и работу на уроке)
Организует обучающихся по исследованию учебной задачи
1.Определение типа урока. (Слайд  2 )
- Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле. Вы согласны? А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия:
-быть очень внимательными;
-правильно выполнять задания;
-не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение.
Познавательные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях;
развивать мыслительные операции сравнения, классификации
Решение учебной задачи  1.Определение типа урока. (Слайд 3  )
-Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны узнать название страны, купив билеты.
(Учащиеся получают билеты, на которых с одной стороны записаны многозначные числа, а с другой  буквы. Числа расставляют  в порядке возрастания.  В результате  получается название темы урока «Нумерация») (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
1209   5038    12352  35124   38655  47256  386284  147502  969401
Н    У     МЕ    Р     А     Ц     И    Я
- Перед путешествием скажем волшебные слова: (Слайд 4  )
Плыви, плыви кораблик, 
На запад, на восток,
Канаты – паутинки
А парус – лепесток.
2.Морская академия. (Слайд 5)
- Настоящий путешественник должен быть всегда во всеоружии и подкован на все 100! 
Работа с таблицей разрядов
-Итак, давайте повторим:
-  Для того чтобы правильно читать, записывать многозначные числа, их
разбили на… (разряды и классы)
-  Сколько разрядов в каждом классе? (3)
-  Как называется 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс?
- Путешественник должен обладать многими знаниями, чтобы принять правильное решение в различных ситуациях. Поэтому сейчас рубрика «А знаете ли вы…», с материалом этой рубрики вас познакомит ….
 
      Восемь тысяч      три          пятьсот       три тысячи
       сорок        сто  восемьдевяносто
которой вас познакомят ваши одноклассники.  А вы должны не только внимательно прослушать сообщение, но и запомнить главный материал.
Практическая коллективная работа, самостоятельное решение учебной задачи с последующей проверкой, работа в парах.
Работа в парах
Хором произносят слова
Фронтальный опрос
Сообщение заранее подготовленного уч-ка:
Кто знает, как записывается число миллиард? А вот другое его название – биллион.  Пятый класс  называется –триллион;  шестой – квадриллион; а седьмой – квинтиллион.
Сообщение учащихся (подготовлено заранее)
Регулятивные: высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом; проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные: учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать учебное взаимодействие в группе.
 
3.Препятствие «Шторм» (Слайд 6)
-  Ребята, над нами сгустились черные тучи. Кажется, сейчас начнется шторм. Чтобы преодолеть стихию, нужно пройти по высоким волнам, которые вынесут нас к Сказочному острову.
( ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
 Восемь тысяч  три    пятьсот       тридцать тысяч 
 
      
              сорок        сто      восемь    девяносто
4.Сказочный остров (Слайд 7)
-  Вот и выплыли мы к Сказочному острову. На этом острове надо найти стороны света.
Сколько сторон света вы знаете?
  4,  север, юг, запад, восток.
-  На севере – нужно представить числа в виде суммы разрядных слагаемых; на юге – наоборот, узнать, какое число рассыпалось.
Север: 253301, 730160, 509207
Юг: 100000 + 30000 + 200 + 80 + 3
400000 + 80000 + 5000 + 40
600000 + 2000 + 300 + 90 + 1
5 . « SOS» (Слайд 8)
У: Ребята, посмотрите! Человек за бортом! Давайте скорее спасать его, бросаем спасательные круги! Круги – это знаки сравнения.(≥  ≤  =)
574215 * 573215             56000 * 65000
7165 * 7615      3714 * 3174
Регулятивные:
осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
          Физминутка А теперь пришло время немного отдохнуть. (Под звуки морских волн учащиеся  делают упражнения) (Слайд   9)
Физминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою!
(Машут руками, словно крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(Ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
(Дети садятся за парты)
6. Айсберг (Слайд 10)
-   Посмотрите в подзорную трубу – прямо по курсу огромный айсберг. Это препятствие надо преодолеть. Запишите количество тысяч,  десятков, сотен и единиц в числах:
53682 =   тыс.      сот.      дес.    ед.   (1 вариант)
280640 =     тыс.      сот.      дес.    ед.   (2 вариант)
7. Пираты Карибского моря (Слайд 11)
-  Ребята! Смотрите – злые пираты Карибского моря расставили нам ловушки. Чтобы выбраться из них, нужно продолжить ряды чисел. 
12496, 12497, 12498, …, …, … (1 вариант)
810004, 810003, 810002, …, …, … (2 вариант)
8.Водоворот. (Слайд 12) 
-  Наш корабль занесло в водоворот и некоторые цифры в числах утонули. Давайте вместе поищем на морском дне  подходящие цифры и восстановим неравенства.
72903 ≤ 7 **03                    86709 ≥ 8**09
54**8 ≤ 54**8                     26**1 ≥ 26**1
9. Морской дьявол. (Слайд 13)
- Каждая цифра в числе знает свое место. Но  Морской дьявол   решил  немножко пошалить и спрятал цифру 5  в разных местах. Найдите и подчеркните ее. (1 вариант: в разряде единиц класса тысяч, 2 вариант десятков тысяч.)
11545652050
25000765432
74650827585
54800 950545
Самостоятельная работа (Слайд 14)
- Наконец, ребята мы добрались до нашего острова «Нумерация». На этом острове живут замечательные многозначные числа. Живут они дружно, никогда не ссорятся. Каждая цифра в числе знает свое место. Но эти цифры решили вас ещё раз проверить, теперь уже как вы умеете выполнять задания самостоятельно.
- Итак, перед вами номера заданий из учебника (стр. 86 – 87), приступайте к их выполнению.
Задания для всего класса
№ 295 (по рядам) 
№ 296 (по вариантам: 1 в. 1, 3; 2 в. – 2, 4)
№ 300 (по вариантам: 1 в. 1- 3; 2 в. – 4 – 6)
Задания для слабоуспевающих учеников
№ 294, № 298, №300 – без дополнительного задания. На карточках у данной группы уч-ся указаны варианты перечисленных выше № для выполнения. Самостоятельная работа.
Слабоуспевающим ученикам раздаются задания для индивидуальной работы. К № 294 даётся дополнительный комментарий. Рефлексия                                        Итог урока       Д/З - Молодцы, ребята! Вы настоящие отважные путешественники. Вы замечательно справились со всеми препятствиями.
Почему корабли не садятся на мель?
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что вы заметьте-ка, 
Помогает нам во всем 
МА-ТЕ- МА- ТИ- КА! 
- А теперь я вам предлагаю заполнить оценочные листы. После того, как я проверю ваши самостоятельные работы, я так же выставлю свою оценку в Ваш лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Итог  урока.
- Спасибо за урок. (Слайд   16)
Домашнее задание: стр. 87 № 299. (Слайд   15)
Фиксируют результаты работы в оценочных листах.
Записывают домашнее задание Личностные:  оценивать собственные достижения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 
 
1209 5038 12352 35124 38655 47256 386284 147502 969401
Н У М Е Р А Ц И Я
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Шторм
Составить все возможные пятизначные числа
Восемь тысяч  три    пятьсот       тридцать тысяч 
  
    сорок               сто     восемь    девяносто
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Сказочный остров  
   На севере – нужно представить числа в виде суммы разрядных слагаемых; на юге – наоборот, узнать, какое число рассыпалось.
Север: 253301 __________________________________________________________
 730160________________________________________________________________ 
 509207________________________________________________________________
Юг: 100000 + 30000 + 200 + 80 + 3
400000 + 80000 + 5000 + 40
600000 + 2000 + 300 + 90 + 1
  « SOS»  
Сравни (≥  ≤  =)
574215 * 573215             56000 * 65000
7165 * 7615          3714 * 3174
      
Айсберг 
Запишите количество тысяч,  десятков, сотен и единиц в числах:
53682 =   тыс.      сот.      дес.    ед.   (1 вариант)
280640 =     тыс.      сот.      дес.    ед.   (2 вариант)
Пираты Карибского моря 
Продолжить ряды чисел. 
12496, 12497, 12498, _______,_______, _______     (1 вариант)
810004, 810003, 810002,______, _______, ______   (2 вариант)
 
Водоворот 
Восстановить  неравенства, вписав необходимые цифры
72903 ≤ 7 **03                    86709 ≥ 8**09
54**8 ≤ 54**8                     26**1 ≥ 26**1
Морской дьявол. 
Найдите и подчеркните цифру 5.
 (1 вариант: в разряде единиц класса тысяч, 2 вариант десятков тысяч.)
11545652050
25000765432
74650827585
54800 950545
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Оценочный лист по теме «Нумерация многозначных чисел»
Зажгите сигналы светофора:
Зелёным цветом – если вам понятно, и вы сможете объяснить своему товарищу
Жёлтым – если вы поняли, но объяснить затрудняетесь
Красным – если вам необходима  помощь
№ Контролируемые элементы: Виды контроля
Само                 Учитель       
1 Умею читать многозначные числа 2 Умею записывать многозначные числа 3 Умею записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых 4 Умею располагать многозначные числа в заданном порядке 5 Умею определять количество разрядных единиц 6 Умею сравнивать многозначные числа 7 Умею восстанавливать и самостоятельно составлять многозначные числа Задания для слабоуспевающих учеников
№ 294, № 298, №300 – без дополнительного задания. 
!!! На карточках у данной группы уч-ся указать варианты перечисленных выше № для выполнения.