Технологическая карта урока математики по УМК «Перспективная начальная школа»

Урок математики в 1 классе по теме «Прибавление числа 5»
УМК «Перспективная начальная школа».

Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Урок «открытия» нового знания построен по технологии деятельностного метода обучения.
Цели урока:
Создать условия для усвоения учащимися состава числа 5 и ознакомления со способами прибавления числа 5.
Содействовать развитию мыслительных операций.
Воспитывать самостоятельность, желание учиться; формировать умение сотрудничать.
Укреплять и сохранять здоровье учащихся на уроке через физкультминутки, правильную посадку.

Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1. Организационный момент.
Самоопределение к деятельности
Включение учеников в учебную деятельность. Прием: доброе пожелание, девиз.
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
- Какое у вас настроение в начале урока?
- Я желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока.
- Я верю в вас, у вас все получится.
Пожелаем друг другу удачи в работе.
И пусть девизом нашего урока будут слова:
«С малой удачи начинается большой успех».
(Презентация, слайд 1)
Включаются в учебную деятельность.


Отвечают на вопросы учителя.
Дети получают эмоциональный настрой.

2. Актуализация знаний. Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для
«открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.
- Мы продолжаем наше путешествие в страну «Математика».
- Но прежде чем продолжить свой путь, догадайтесь:
С каким числом мы будем работать?
(Презентация, слайд 2)
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мной моя семья!
Налитая, симпатичная,
Цифра самая отличная?
(Презентация, слайд 3)
- Давайте вспомним состав числа 5.
- Я буду читать вам задачи в стихах, а вы постарайтесь догадаться, как по-разному можно получить число 5.
- В этом вам поможет учебник и тетрадь.
Учебник стр. 90, № 1
Тетрадь стр. 116, № 1
(Презентация, слайд 4)
В день рожденья я Серёжке
Подарил одну матрёшку.
Мы её открыли, а там ещё 4.
Сколько же всего матрёшек у Серёжи?
- Как получилось число 5? (1 + 4)
- Сколько слагаемых в этой сумме?
- Запишите эту сумму на первой строчке.
В кормушке сидели
Лишь три только птицы.
Но к ним прилетели ещё две сестрицы.
Так сколько же птиц
Здесь в кормушке у нас?
Пусть скажет скорее каждый из вас!
- Как получилось число 5? (3 + 2)
- Сколько слагаемых в этой сумме? (тоже два)
- На какой строчке запишем эту сумму? (на первой)
В огороде пугало рукавами машет.
В огороде пугало разгоняет пташек.
Три спаслись на загородке.
В небеса взвилась одна.
А последняя не трусит –
Очень храбрая она
Сколько было птичек?
- Как получилось число 5? (3+1+1)
- Сколько слагаемых в этой сумме? (три)
- Запишите эту сумму на второй строчке.
Наша Маша рано встала,
Кукол все пересчитала:
2 матрёшки на окошке,
2 Танюшки на подушке,
И Аринка на перинке.
Помоги нашей подружке
Сосчитать её игрушки.
- Как получилось число 5? (2+2+1)
- Сколько слагаемых в этой сумме? (тоже три)
- Запишите эту сумму.
В нашей корзинке лежат грибы.
Посчитать их помоги.
Мухомор красный – гриб опасный,
Лисичка – рыжая сестричка,
Волнушка – розовое ушко,
Сморчок – бородатый старичок,
Ну, а это – белый – ешь его смело.
- Как получилось число 5? (1+1+1+1+1)
- На какой из оставшихся строчек запишем эту сумму?
(на последней четвёртой)
- Почему так решили?
(число 5 представили как сумму пяти слагаемых)
- Какая строчка осталась незаполненной? (третья)
- А как можно представить число 5 в виде суммы четырёх слагаемых?
- Запишите свой вариант.
(дети работают самостоятельно)
- Что получилось? Прочтите свою запись.
Подведём итог:
- Так что же мы сейчас рассмотрели? (состав числа 5)
(Презентация, слайд 5)
- Подумайте, а когда может пригодиться состав числа 5?
(при решении примеров)
Ф и з м и н у т к а 1.
Раз - прыжок, а два - присядка.
Это заячья зарядка
А лисята, как проснуться,
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставил лапы.
А кому зарядки мало-
Начинает пусть сначала!




Дети отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный материал.













Дети записывают в тетради полученные суммы в схемы.






























































Высказывают предположения.

3. Постановка учебной проблемы.
Учащиеся выполняют задание, учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность обсуждения затруднения

- Послушайте ещё одно стихотворение.
Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Жёлтых 4 и чёрных 5,
Сколько вместе - не понять?
- Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на вопрос? (сложение)
- Какова будет запись? (4 + 5)
- Значит нам нужно к 4 прибавить 5.
- А как это сделать?
- Почему возникли затруднения?
- Чего мы еще не знаем?





Дети высказывают свое мнение.
Диалог.





4. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта.
Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог.


З а д а н и е № 2, стр. 90
- Ребята, давайте рассмотрим предложенный в учебнике способ прибавления 4 + 5
(Презентация, слайд 6)
– Как предлагают прибавить число 5?
(Как сумму двух слагаемых 4 + 1, по частям)
(Можно воспользоваться подсказкой учебника)
– Расскажите, опираясь на рисунок, как прибавить число 5.
4 + 5 = 4 + 4 + 1 = 4 + 4 + 1 = 8 + 1 = 9
– Предложите другой способ прибавления числа 5.
(Презентация, слайд 8)
4 + 5 = 4 + 3 + 2 = 4 + 3 + 2 = 7 + 2 = 9
- А можно ли как то по другому прибавить число 5?
4 + 5 = 4 + 2 + 3 = 4 + 2 + 3 = 6 + 3 = 9
4 + 5 = 4 + 1 + 4 = 4 + 1 + 4 = 5 + 4 = 9
- Подведём итог:
- Сколько случаев прибавления числа 5 мы рассмотрели? (несколько)
- Как прибавляли число 5?
(по частям, опираясь на состав числа)
(Презентация, слайд 7)
- Как вы думаете, а в жизни бывают такие ситуации, когда нужно выполнить действие с предметами по-разному?
Ф и з м и н у т к а 2.
Поднимает руки класс - это раз.
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперёд смотри - это три.
Руки в стороны по шире - на четыре.
с силой их к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

Дети высказывают свое мнение.






Практическая работа.


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в сознании.
Работа в паре (тетрадь - стр. 117, № 4)
(Презентация, слайд 9)
- Что интересного вы скажите об этих суммах?
(у них одинаковые слагаемые, значит и значения сумм будут тоже одинаковые)
- А чем же они различаются?
(по-разному прибавляется второе слагаемое, число 5)
- Выполните действия сложения, используя схемы.
(ребята работают в паре)
- Кто хочет рассказать, как выполняли прибавление числа 5?
Подведём итог:
- На что опирались при выполнении задания?
- Что помогло вам справиться с заданием?
(способы прибавления числа по частям и состав числа)
Дети записывают в тетради.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий.
Работа в тетради стр. 116, № 3
Умение применять рассмотренные способы прибавления числа 5.
(Презентация, слайд 10)
– Чем похожи данные суммы? (второе слагаемое - число 5)
- Как вы думаете, а значения суммы у них тоже будут одинаковые?
(нет)
- Почему? Кто может объяснить?
(если увеличивается первое слагаемое, то и значение суммы тоже увеличивается)
– Выполните сложение любым удобным вам способом. Можете пользоваться составом числа 5 из №1.
(дети работают самостоятельно)
– Объясните свой способ вычислений.
(выслушиваются варианты выполнения задания)
Подведём итог:
- Как прибавляли число 5? (по частям, используя состав числа)
- У кого возникли трудности?
- Что не получилось?
- Кому нужно еще потренироваться?
Дети самостоятельно выполняют задания. Сравнивают с эталонам. Оценивают работу:
+ справился;
? сомневался.


7. Рефлексия учебной деятельности.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
(как по-разному по частям можно прибавлять число 5).
- Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями?
- Кому нужно еще потренироваться?
- Какое у вас настроение сейчас?
- Изменилось ли оно?
- Выберите и покажите свою карточку настроения: солнышко, облачко, тучка.
Спасибо всем за урок!
(Презентация, слайд 11)
Дети отвечают на вопросы.





Оценивают работу свою и класса в целом.
Показывают карточки настроения.
Объясняют свой выбор.



15