Традиции и инновации в развитии массового музыкального образования в начале XXI века


Традиции и инновации в развитии массового музыкального образования в начале XXI века
Современный этап развития отечественного массового музыкального образования, связанный со сменой условий преподавания предмета – развития ИКТ - актуализирует проблему осмысления музыкальной педагогики, методики музыкального образования, педагогического опыта с целью сохранения преемственности в новом, переходном периоде и обеспечении сохранения традиций отечественного музыкального образования. В связи с этим особое значение для развития современной музыкальной педагогики приобретает анализ и систематизация нового опыта, накопленного в процессе эволюции музыкального отечественного образования, развивающегося во взаимодействии нового и традиционного.
Исследование современного музыкального образования как целостную систему предполагает его изучение с точки зрения ретроспективы и перспективы с учетом новых технических условий.
К настоящему времени эта проблема не получила должного осмысления. В рамках обозначенной проблемы возникают вопросы, решение которых в современных условиях имеет особую остроту и злободневность.
ИКТ предлагают множество новых возможностей, которыми на данном этапе нужно учиться пользоваться. Сегодня важна работа по изучению тенденций в развитии массового музыкального образования с использованием ИКТ и динамики этих изменений. Эта работа нужна и для прогнозирования его будущего развития.
Анализ научных исследований по истории музыкального образования, а также изучение современного состояния историко-педагогической подготовки педагогов-музыкантов выявляет существующее противоречие между объективными потребностями теории и практики музыкального образования в осмыслении взаимодействия традиций и инноваций как условия педагогической рефлексии и прогнозирования - с одной стороны, и недостаточным уровнем информационного обеспечения этого процесса на современном этапе развития музыкального образования – с другой. Стремление найти пути разрешения обнаруженного противоречия определило проблему данного периода. В теоретическом плане это проблема выявления тенденций и динамики изменений во взаимодействии традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования в широких временных границах - от первой трети XX века до начала XXI века. В практическом плане - определение значимости исторического опыта взаимодействия традиций и инноваций при решении актуальных проблем музыкального образования в современных условиях.
Актуальность этих мыслей обусловлена рядом факторов, а именно: необходимостью выработки ориентиров в развитии отечественного музыкального образования в связи с социокультурными изменениями в стране; условиями модернизации российского образования (в том числе и музыкального), востребовавшими исторический опыт для разработки новых образовательных концепций и развития педагогической науки в целом; поисками путей обогащения теории и методики музыкального образования на основе учета позитивного педагогического опыта, накопленного в процессе взаимодействия педагогических традиций и инноваций в различные исторические эпохи; необходимостью повышения качества профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов и важностью научно-методического обеспечения этого процесса.
Эти мысли предоставляют возможность педагогическому сообществу учителей-музыкантов принять участие в целостном теоретико-методологическим анализе процесса взаимодействия педагогических традиций и инноваций в историческом развитии теории и практики отечественного музыкального образования; выявить педагогический потенциал взаимодействия традиций и инноваций и возможность его использования на современном этапе историко-педагогической подготовки специалистов в системе музыкально-педагогического образования.