Технологическая карта урока по физической культуре. Раздел: Волейбол (5 класс)

Технологическая карта урока по физической культуре.
5 класс
Раздел: Волейбол.
Тема урока

Обучение техническим действиям приём и передачи мяча двумя руками сверху.

Цель урока
Овладение техническими действиями приёма и передачи мяча двумя руками сверху.

Задачи урока
Образовательная: формирование навыков владения мячом при приёме и передачи мяча сверху.
Оздоровительная: воспитание чувство ответственности, коллективизма, упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями.
Воспитательная: развитие физических качеств необходимых для овладения техническими приёмами волейбола.

Формируемые УУД
Познавательные: Научится выполнять прием и передачу волейбольного мяча сверху.
Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные: Формирование здорового образа жизни
Коммуникативные: Умение работать в коллективе, в группе, взаимодействовать с товарищами в парах.

Тип урока
образовательно - обучающий.

Оборудование, инвентарь, место проведения
Волейбольные мячи - 10 шт., волейбольная сетка -1шт, волейбольные стойки – 2шт. Лист А4 с вопросами для обсуждения ( по количеству учащихся), мультимедийная установка в спортивном зале.

Организация пространства

Межпредметные связи
Методы организации
Ресурсы

ОБЖ.
Групповой
Учебник по физической культуре и спорту.


Подготовительная часть урока
№ п/п
Этапы урока
Частная задача этапа
Универсальные учебные действия



Деятельность учителя
Деятельность учащихся




1.
Организационный момент

Личностные
Регулятивные
Коммуникативные




1.1.
Построение в одну шеренгу, приветствие.

Создание проблемной ситуации: проблемные вопросы (см. приложение № 1) Слайды 2.3.4




Активное участие в диалоге с преподавателем




Мотивировать деятельность учащихся на предстоящий урок

Организовать учащихся к уроку, проверить готовность, нацелить их внимание на решение поставленных задач.
Формирование интереса


Дети высказывают варианты.




Активное участие в диалоге с учителем



Ведут обсуждение по теме с учителем


1.2.
Постановка проблемы:Слайд5.6.
Сможем ли мы играть в волейбол не овладев техническими навыками?

Активное участие в диалоге с преподавателем

Узнают историю волейбола.
Дети формируют тему и цель урока.

Обобщение полученной информации


2.
Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока





Подготовка организма к выполнению технических действий с мячом и без мяча, активизация психических процессов





2.1.
Сообщение учащимся задачи этапа, средств и методики оценивания. Самоконтроль за состоянием учащихся (измерение пульса)


Восприятие объяснения учителя



Самоконтроль (Пульсометрия – 10 сек)







Контроль за дыханием.



2.2.
Проведение ОРУ в движении(играет музыка «Лаурита -новое поколение»
ходьба на носках, руки перед грудью с упором пальцев рук;
ходьба на носках, руки перед собой, согнутые в локтевых суставах, вращение в лучезапястном суставе вперед и назад;
то же, но вращение в локтевых суставах;
ходьба перекатом с пятки на носок, с вращением прямых рук вперед и назад;
ходьба, пальцы рук в замке перед грудью, выпрямление рук вверх, и.п., выпрямление рук вперед, и.п.
бег в медленном темпе;
передвижение приставными шагами левым и правым боком в стойке волейболиста;
скрестные шаги левым (пр.) боком;
бег спиной вперед.
выполнение имитации блокирования.
Самоконтроль за состоянием учащихся (измерение пульса)
Выполнение ОРУ в движении под музыку.


Выполняют упражнения под музыку, развивают чувство ритма.













Развитие физических качеств.










Самоконтроль

Умение воспринимать на слух и выполнять упражнение.

Уметь находиться в строю и держать строй.



.


3.
Обучение техническим действиям

Основная часть
3.1.
Подготовить учащихся в освоении техники владения мячом.
Перестроение в две шеренги.
Проведение краткого инструктажа по Т/Б .
Передача мяча в парах с ударом о пол двумя руками.
передача мяча в парах с ударом о пол правой и левой рукой.;
передача мяча в парах в прыжке с ударом о пол;


Слайд7,8,9
Концентрация внимания на приёме мяча сверху
Правильное расположение фалангов пальцев на мяче .
Выполнения стойки игрока. Своевременное касание мяча.





Умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности .
5 -6 передач

Проявление поддержки и уважение друг к другу во время выполнения упражнений






Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем.


3.2.
Рассказ и показ техники приёма и передачи мяча сверху учителем.
Самостоятельно выполнить приём и передачу мяча
сверху.
Овладение техникой получения информации
И/К Задание №1
Правильное движение рук вверх-вперёд.
Умение взаимодействовать с партнёром
Умение добросовестно выполнять учебное задание.
Осуществляют контроль.


Не дать мячу упасть.


3.3.
Наброс мяча партнёру – партнёр выполняет приём и передачу мяча.
Выполнения заданного двигательного действия
Развивают мышление.


Внимательно относится собственным допущенным ошибкам.
5-6 раз
Контролируют движение мяча.
Анализ синхронизации рук и ног во время упражнений


Взаимодействия,уважение и доброжелательность друг к другу во время выполнения упражнения


3.4.
Набросмяча партнёру- партнёр выполняет прём мяча , передачу над собой и передаёт мяч уx-cя.


Взаимооценивание.
Партнёр выполняет прём мяча , передачу над собой и передаёт мяч уx-cя.









3.5.
Наброс мяча партнёру –выполняет приём и передачу над собой, приседает с касанием рукой о пол и выполняет передачу.
Выполняет приём и передачу над собой, приседает с касанием рукой о пол и выполняет передачу.
Умение работать в группе.


Развитие координационных способностей.
Исправляют друг друга




3.6.
Подбросить мяч впереди себя, сделать шаг и выполнить передачу партнёру.
самооценивания:
стойка волейболиста;
правильная ловля мяча;
точная передача


Синхронизация последнего шага с передачей мяча.



Взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи







3.7.
Передача мяча сидя на полу.







3.8.
Стоя в кругу выполнить передачу на высоте 1,5 -2м.

И/К Задание №2
Уч-ся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте.







3.9.
Стоя в кругу выполнить передачу на высоте 1,5 -2м.. коснуться рукой пола


И/К Задание №3
Уч – ся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте.
Следить за стойкой волейболиста, приёмом и передачей мяча.





3.10.
Стоя у стены выполнить приём и передачу мяча.

И/КЗадание№4
Учащийся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте.





Заключительная часть урока
4.
Эстафета. Две команды стоят в колонну по одному.
.. .
.. .
Один учащийся стоит на расстоянии 2м. лицом в колонне. По команде он набрасывает мяч первому стоящему в колонне, уч-ся отбивает мяч и становиться в конец колонны, как только он снова выходит вперёд то заменяет набрасывающего игрока. Побеждает та команда, когда первый набрасывающий займёт своё место.
Самоконтроль (Пульсометрия – 10 сек)
И/К Задание №5
Игра направлена на совершенствование техники умение приёма и передачи мяча сверху и её усвоения.
Обратить внимание на технику выполнения.
Оценивание:
победа (3 балла);
2-е место (2 балла);
3-е место (1 балл)

Умение поддержать сверстников в преодолении трудностей в усвоении упражнений, создание ситуации успеха.
Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок.


Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников


4.1.
Самостоятельно выполнить приём и передачу мяча сверху.
И/К Задание №6
Учащиеся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте.

Проверяют степень усвоения и самооценка.
Умение ответственно относится к порученному делу, отвечать за результаты собственной деятельности.



.
5.

РефлексияСлайд10
- Комфортно ли чувствовали себя на уроке?
- Не велика ли нагрузка?
- Что понравилось?
- Чему научились?
- Что узнали нового?
- Что получается, что нет, почему?

Предложить свои варианты решения проблемы.
Формирование общего вывода по решению проблемы.

Умение обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

Умение логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения .



Активизирует и направляет работу учащихся, корректирует ответы учащихся (по мере необходимости), обобщает их
Предлагают:
- варианты решения проблемы на основе анализа своей работы на предшествующих этапах урока

складывают баллы, полученные за все этапы работы и переводят их в отметку:

33-45 баллов – «5»
22 б – 32 б – «4»
Ниже 22 б – «3»




Обсуждение своих ошибок во время занятий
Умение получить информацию.




Умение видеть собственные проблемы и адекватно оценивать результаты собственной деятельности .


Умение слушать и вступать в диалог.
Выражают свое мнение об итогах работы.



Выбирают рисунок – соответствиесвоему настроению.


6.
Подведение итогов урока
Оцените процесс и результаты своей деятельности, а также определите свое эмоциональное состояние на уроке.
Слайд 11
(Выбирите рисунок – соответствие твоему настроению в конце урока)








7.
Домашнее задание: Имитация техники приёма и передачи мяча сверху у зеркала.













3.Список используемой литературы.

Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд.
Москва: Физкультура и спорт, 2005.
Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. – Иркутск, 2000.
Официальные правила волейбола 2001-2004гг. – М.: ВФВ,
Терра-Спорт, 2001.
Ю.Д.Железняк. 120 уроков по волейболу, Москва, ФиС, 2000.
Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. – М:
Просвещение, 1989.
Мацудайра Я., Эйнгорн А. Так побеждать. Размышления о волейболе
бывших тренеров сборных команд Японии и СССР. Издательство: МП РИЦ Культ-информ-пресс Санкт-Питербург, 1994








Методические рекомендации.
Овладение техникой приёма и передачи мяча является одним из главных действий для игры в волейбол.
Дети сталкиваются с определёнными трудностями, и задача педагога в том,чтобы найти оптимальные решения данной проблемы ,подобрать подходящие методики и средства обучения.
Первоочерёдная задача – показать учащимся что простые удары по мячу не могут добиться каких либо успешных действий,что не имея практического навыка приёма и передачи мяча не возможно добиться каких либо успехов для овладения техники игры . Использование нестандартных заданий позволяет активировать школьника расширить его познавательную деятельность , ставит определённые задачи , заставляет найти пути их решения.
Представляемый урок закладывает фундамент знаний и навыков, для овладения приёмов игры в волейбол, этому подчинены методы и приёмы, выбранные для реализации представленной цели и формирования УУД. Урок разработан с применением системно-деятельного подхода, соблюдены все части урока.
Для мотивации учащихся к учебной деятельности и создания доброжелательной атмосферы проводиться разминка, которая настраивает детей на активную работу на уроке.
Далее учащимся предлагается принять участие в диалоге (ответить на вопросы) и оценить свои знания в инструктивной карте, выставить себе балл и оценить свои знания, при этом создаётся проблемная ситуация, детям предлагается самим определить, как и какое решение влияют на правила игры.
Учащимся предлагается выполнить упражнения без объяснения учителя и оценить себя в инструктивной карте, затем выполнить упражнения после объяснения учителя и совершенства приёма и передачи мяча, далее выполнить все подводящие упражнения, направленные на правильное выполнение техники приёма и передачи мяча и вновь оценить свои действия.
На последнем этапе рефлексии учебной деятельности соотносится полученный результат с поставленной целью.
После эстафеты хорошо видно как учащиеся освоили материал, предложенный на уроке и оценили его в инструктивной карте. Затем сделав подсчёт своих баллов и оценив свою результативность, ученик делает вывод и видит над чем ему работать.
Домашнее задание носит дифференцированный и творческий характер.












Приложение к уроку
Приложение №1
Информационные и проблемные вопросы:
-Что означает слово «волейбол?»
-Какие технические действия применяют для игры в волейбол?
-Какие жесты использует судья при осуществлении судейства в волейбол?
-Назовите различия между волейболом и баскетболом? ( вес мяча, размер площадки, высота сетки, кольца).
- Зависит ли результативность освоения тактических действий от знания правил игры в волейбол?( Приведите пример – ключевой вопрос.)

Приложение №2.
Инструктивная карта
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
№ п/п
Этапы работы
Результат
Оценка в баллах

1.
Организационный момент

1.1
Участие в диалоге с учителем и товарищами по классу по теме урока.
1.Поднимал(а) руку для ответов на вопросы.
2Отвечал(а) на вопросы
3. Отвечал(а) правильно, аргументировано
4.Внимательно слушал(а) других
5.Задавал(а) вопросы.
6.Приводил(а) примеры
7Делал(а) выводы

1балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл

2.
Разминка

2.1
Выполнения подготовительных упражнений с мячом.
1.Концентрация внимания на мяче
2.Своевременное касание мяча
3.Соглассованность действий с партнёром
4.Правильное расположение фаланговпальцев на мяче
5.Выполнения стойки игрока
1 балл
1балл
1 балл
1 балл

1 балл






3.
Самостоятельно выполнить приём и передачу мяча сверху.

3.1
Задание №1
Выполнено правильно ____передач
5 пер-5б
4 пер-4б
3 пер-3б
2 пер-2б
1 пер-1б.

4
Стоя в кругу выполнить передачу на высоте 1,5 -2м.

4.1
Задание №2
Выполнено правильно ____передач
5 пер-5б
4 пер-4б
3 пер-3б
2 пер-2б
1 пер-1б.

5.
Стоя в кругу выполнить.передачу на высоте 1,5- 2м и коснуться рукой пола.

5.1
Задание №3
Выполнено правильно ____передач
5 пер-5б
4 пер-4б
3 пер-3б
2 пер-2б
1 пер-1б.

6.
Стоя у стены выполнить приём и передачу мяча.

6.1
Задание №4
Выполнено правильно ____передач
5 пер-5б
4 пер-4б
3 пер-3б
2 пер-2б
1 пер-1б.

7.
Эстафета

7.1
Задание №5

победа – 3б;
2 место-2 б;
3место -1 б.

8.
Самостоятельно выполнить приём и передачу мяча сверху

8.1
Задание №6
Выполнено правильно ____передач

5 пер-5б
4 пер-4б
3 пер-3б
2 пер-2б
1 пер-1б.

9
Решение проблемы

9.1
Формирование вывода.
1.Вывод написан в инструктивной карте
2.Вывод подтверждён примером
3.вывод озвучен и одобрен преподавателем и классом
1 балл
1 балл
1 балл

10
Определите свое эмоциональное состояние на уроке (выберите рисунок – соответствие твоему настроению )





Вывод по решению проблемы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка за урок: ______________________________________
33 – 45 баллов - «5» (отлично)
22 –32 баллов – «4» (хорошо)
менее 22 баллов – «3» (удовлетворительно).








Семенов Степан Сергеевич МАОУ СОШ № 32



Рисунок 8Рисунок 3Рисунок 2Рисунок 115