Конспект открытого урока по предмету Слушание музыки во 2 классе ДПОП на тему Приёмы развития мелодии 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
 дополнительного образования «Детская школа искусств»
Муниципального образования «Холмский городской округ» 
Открытый урок
по предмету «Слушание музыки»
во 2  классе по 8 ДПОП
на тему: «Приёмы развития мелодии»
Ведущий: 
преподаватель теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории
Таран Мария Михайловна
15 ноября 2016 года
Холмск
Урок: плановый, исследовательский, интегрированный
Дата проведения: 15 ноября 2016 года
Группа: учащиеся 2 класса 8л ДПОП и 4д ДООП 
 (10 человек:  фортепианного, скрипичного, хорового отделений).
Ведущий: преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории Таран Мария Михайловна
Присутствовали: 
Фарфутдинова В.А.  -  методист ДШИ
Краснянская О.В. – заместитель директора школы по учебной части 
Васильева Е.В. –  заведующая фортепианного отделения ДШИ
Румянцева Т.В. – преподаватель теоретических дисциплин, заведующая                                            хорового отделения
Тютюнник Л.В. - заведующая народного отделения ДШИ 
Цель урока: Познакомить учащихся с приёмами развития мелодии. Сделать анализ мелодических фраз, сравнить их и сделать вывод приёмов развития мелодии.
Образовательные задачи:
 1. продолжить исследование строения мелодий
2. исследование приёмов развития в мелодиях: контраст, секвенция
3. обобщение: приёмы развития мелодии
Воспитательные задачи:
1.активизация слушательского исследования течения мелодий
2.зрительное восприятие строения мелодии
Развивающие задачи:
1. техника  исполнения секвенций
2.конструкция секвенций
Техническое оснащение урока:
1. фортепиано
2.настольные клавиатуры  
3. Калмыков. Фридкин. Учебник Сольфеджио. Одноголосие.
4.интерактивная доска или монитор телевизора
5. презентация
План проведения урока
1.Организационный момент: проверка готовности к уроку 
2. Фронтальный опрос:
Что такое мелодия?
Как называются части мелодии?
Как разделить мелодию на части?
С какими приёмами развития мы познакомились на прошлом уроке?
3.Проверка домашнего задания:
Разобрать по фразам, выписать схему строения Детской прибаутки «Василёк» -  Калмыков. Фридкин Сольфеджио Одноголосие № 6 и  Русской  народной  песни «Как под горкой под горой» - Калмыков. Фридкин Сольфеджио Одноголосие № 11, сделать вывод по приёмам развития в мелодиях.
 Пение под пульс хором под аккомпанемент преподавателя.
 Проверка схем и выводов по приёмам развития.
 Исправление ошибок, если имеются.
Слайд №1
4. Тема урока: «Приёмы развития в мелодии» (продолжение)
1. Внимание! Открываем учебник -  Калмыков. Фридкин. Сольфеджио Одноголосие № 67  М. Красев  «Топ-топ»
Определите тональность, настройтесь на Т3\5, спойте мелодию под пульс.
Можно ли эту мелодию разделить на фразы? Обозначьте их буквами: аа/сдСделаем вывод: в 1 предложении точный повтор фраз, а во 2 предложении мелодия продолжает своё развитие. Если проанализировать обозначение фраз, то получится, что фразы обозначены разными буквами. Такой приём развития мелодии называется контраст.
В тетради делаем запись: № 67  М. Красев  «Топ-топ» - аа/сд – контраст – если предложения разные.
слайд №2
1. Внимание на экран
Прочитайте мелодию, определите фразы, подумайте одинаковые они или разные. Сольмизация с клавиатурой.
 Правильно, все фразы разные: ав/сд/  - контраст.
Вспомните, на что делятся фразы? Правильно, на мотивы. Сравните мотивы и аппликатуру, которой вы играли. Мотивы похожи? (нисходящая секунда, ритм одинаковый), но написаны они от разных ступеней тональности. То есть получается: повтор мотива с перемещением по ступеням тональности.
Запомните: повтор мотива с перемещением по ступеням тональности называется  секвенцией.
Игра этой секвенции: 2 ученика – за фортепиано, остальные – на настольных клавиатурах под аккомпанемент преподавателя.
Запись в тетради:
 Цыганочка 
 а    в/с   д/  - контраст с секвенцией
                                                               
 секвенция - повтор мотива с перемещением по ступеням тональности. Мотив – звено секвенции.
3. Итак, подведём итоги:
Существует 4 приёма развития мелодии: точный повтор, варьирование (неточный повтор), секвенция (повтор с перемещением) и контраст (общее развитие мелодии без повторений) 
4.Закрепление материала: определить приём развития мелодии  
слайд №3:
Русская народная песня «Травушка – муравушка»
Сравните 1 и 2 фразы (одинаковые) – значит: точный повтор
Сравните 3 и 4 фразы (разные) – значит: контраст
аа/вс – контраст предложений
слайд №4
   
Сравните 1 и 2 фразы (почти одинаковые) – значит: варьирование
Сравните 3 и 4 фразы (почти одинаковые) – значит: варьирование
А между предложениями? аа1/бб1 – варьирование фраз, но контраст предложений!
 5.Итог урока:
оценка работы в классе каждого учащегося
домашнее задание:
слайд №5
1.Сделать анализ фраз, выписать схему, сделать вывод №175, 185 - одноголосие
     2. выучить : приёмы развития мелодии