Урок физики в 7 классе: «Плотность вещества»


Тема урока: «Плотность вещества»
Цель урока: дать понятие плотности вещества, научить определять плотность вещества опытным путем.
Задачи:
Образовательные:
- Научить определять плотность вещества путем решения экспериментальной задачи.
- Способствовать прочному усвоению связи и соотношения между понятиями массы, плотности и объёма.
Воспитательные:
- Способствовать трудовому воспитанию и профориентации учащихся на строительные профессии.
- Воспитание целеустремленности и готовности к действию.
Развивающие:
- Формирование способности без посторонней помощи осознавать и формулировать цель экспериментального задания.
- Развитие способности делать индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Ход урока:
I. Учитель записывает тему на доске: «Массу тела можно определить через объём и таблицы!»
Вопрос учителя: «Как можно определить массу тел?»
Ответы учащихся: «Массу можно определить при взаимодействии тел и взвешивании».
Вопрос учителя: «А как вы определите массу бетонной колонны (стены), которая находится в данном кабинете?» В помощь для решения задачи дается тело – камень из бетона (кирпича, т.е. из того материала, из которого изготовлена эта колонна), мерный сосуд, весы, разновесы.
II. Поэтапно, по предложениям учащихся определяется общее направление решения этой задачи.
1) Тело (камень) необходимо взвесить на весах. (Рисунок 1)
2) Определить объем камня по объему вытесненной воды в мерном сосуде. (Рисунок 2)
3) Вычислить массу вещества в единице объема (1 см3 ) этого тела.
4) Измерить линейкой объем данной колонны. (Рисунок 3)
5) Вычислить массу колонны.
III. Начинается решение экспериментальной задачи. Учащиеся оформляют в тетрадях решение задачи поэтапно.
Например:
1. Первый этап решения задачи:
Дано: Решение:
m камня = 6,6 г m/1см3 = 6,6г/3см3 = 2,2г/см3
V камня = 3 см3
Ответ: 2,2г/см3
2. Второй этап решения задачи:
Дано: Решение:
V колонны = a b c = m = 2,2г/см3 * V
+200 см ∙ 500 см ∙ 40см =
= 400000 см3
m/1см3 = 2,2г/см3 m = 880000 г = 880 кг
m колонны = ? Ответ: m колонны = 880 кг
Итак, определив массу 1см3 бетона, мы определили (не взвешивая!) массу колонны.
Вопрос учителя: «Где вы в жизни сталкивались с подобными задачами?»
Учащиеся приводят примеры.
Вывод: Для решения таких задач всегда требуется масса вещества в единице объёма, данная физическая величина называется «плотность вещества», обозначается - p, а найти ее значения для различных веществ можно в таблице.
Работа по таблице учебника.
Вывод: Массу можно определить через объем и таблицы!
IV. А теперь составим формулу для расчета массы тела, выразив ее через плотность вещества, и запомним ее, т.к. она часто будет встречаться в дальнейшем:
m = p · V;
V. Определение единицы измерения плотности вещества из формулы:
«Плотность – это масса одного кубического метра вещества»
[p =1 г/см3] или в системе СИ: [p =1 кг/м3]
VI. Этап урока: «Определение плотности жидкости» решение задачи из упражнения
Предлагаю решать практические задачи:
1. Определите, чистая ли вода находится в сосуде? (в него налит насыщенный раствор соли).
2. Дано тело неправильной геометрической формы. Определите плотность вещества, из которого оно сделано.
3. Определить имеется ли в алюминиевой детали для станка дефект – пузырек воздуха.
VII. закрепление и обобщение темы.
VIII. Домашнее задание:
1) Практическая задача: «Определить плотность куска мыла».
2) Работа с учебником.
При проведении итогового контроля мною используются разно-уровневые задания для учащихся, например:
1 - уровень: задача «Картофель, массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля и выразите её в килограммах на кубический метр».
2 - уровень: «В карьере за сутки добыто 5000 м3 песка. Сколько железнодорожных платформ грузоподъемностью 65 тон потребуется, чтобы перевести этот песок?»
3 - уровень: Радиус земного шара равен 6.4∙103 км. Масса Земли 6•1024 кг. Определите среднюю плотность Земли. (Указание: объем шара находится по формуле).
IX. Итоги урока
X. Оценки за урок.