Разработка внеклассного мероприятия по физике Физика вокруг нас


Внеклассное мероприятие по физике.
Устный журнал «Физика вокруг нас».
Цели урока:Образовательная: вовлечение обучающихся в поиск информации по наукам.
Развивающая: развитие познавательной активности, творческого потенциала учащихся, культуры речи, театрального мастерства, развитие творческого потенциала учащихся
Воспитательная: воспитание уважения к истории и культуре народов мира.
Форма проведения: устный журнал.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка литературы, физических приборов.
План.
Устный журнал.
Страница 1. Удивительное рядом.
Страница 2. Чудеса?! Нет физика.
Страница 3. Немного истории: «Вознёсся в космос человек».
Страница 4. Занимательные задачи Робинзона Крузо.
Страница 5. Физика в твоей будущей профессии.
Ход мероприятия
Ведущие: (читают стихи на фоне музыки)
Опять апрель на белом свете,На нашей радостной планете.Природа снова оживает:Звенит, поёт, благоухает.И снова чудо в нашем зале:Каких людей мы здесь собрали!Здесь море умных, чистых глаз,Здесь мудрость очарует нас.
Слайд №1.
- Добрый день! Мы рады приветствовать вас на презентации журнала, который называется “Физики вокруг нас”. Этот журнал позволит по-новому взглянуть на окружающие нас вещи, расширить кругозор.
Слайд №2
Страница 1. Удивительное рядом.
Слайд №3, 4, 5.
В своей повседневной жизни человек постоянно сталкивается с силой тяжести, её действие было хорошо известно и нашим отдалённым предкам которые с помощью самых простых орудий труда умели поднимать очень большие грузы. В этом мы убеждаемся, изучая древние изваяния и постройки, сохранившиеся до наших дней в разных местах земного шара. Одно из таких сооружений называемое Кромлех находится в Англии. Вертикально врытые в землю громадные ( высотой по 7-8 метров) тесанные каменные столбы, расположенные в виде правильной окружности длиной 110 м. Столбы перекрыты сверху каменными плитами весом по 70 кН каждая. Уже много лет археологи не могут разгадать загадку Кромлеха: как могли древние строители, обладавшие лишь примитивной техникой, передвигать, поднимать и устанавливать эти огромные каменные плиты?
Слайд № 6, 7.
Немало доисторических каменных построек дольмен встречается и в нашей стране, например на Кавказе и в Краснодарском крае. Они обычно состоят из пяти каменных плит, образующих четыре стены и крышу. Плиты связаны между собой специальными выступами и пазами, причем крышу нельзя было просто надвинуть на поставленные вертикальные стены, ее следовало вначале поднять над ними. Дольмены – погребальные постройки людей каменного века. Каким способом устанавливали они крыши, вес которых у ряда дольменов достигает 150 – 1760 кН, в точности неизвестно.
Слайд № 8, 9.
Большое удивление ученых и туристов вызывают остатки гигантских древних сооружений около города Баальбека в Малой Азии. Две тысячи лет назад здесь по приказу римских императоров был построен город Солнца – Гелиополь – с великолепными храмами, посвящённые римским богам. Наиболее роскошный храм Юпитера занимал площадь более7000 м 2 , а его крыша опиралась на 62 колоны высотой по 20 м. В качестве фундамента использовали акрополь – искусственный холм, сложенный из громадных каменных плит, обработанных и пригнанных друг к другу так, что даже иголка не войдёт между ними. В каменоломне, из которой все эти блоки доставлялись на строительную площадку, и сейчас можно видеть приготовленный для перевозки блок размером 21,1*4,8*4,2 м, а весом 10840 кН. Ни одним современным подъёмным краном невозможно поднять такую тяжесть. Археологии подсчитали, что для доставки этого камня на строительную площадку понадобились бы совместные усилия 40000 человек.
Слайд № 10,11.
Каждое из семи чудес света, к которым принадлежит и египетская пирамида Хеопса, было выдающимся техническим достижением своего времени. Своё название пирамида получила по имени её создателя – фараона Хеопса (27 век до нашей эры). Она самая большая из египетских пирамид. Её высота состовляет146,6 м, площадь основания 230*230 м, масса 6400000 т. Свыше 4000 человек выполняли подготовительные работы, около 10 лет, строительство продолжалось ещё лет 20. Её со всех сторон обложили блестящими плитами. Ох, и заискрилась же она на солнце, засверкала, будто сделана из чистого золота.
Слайд № 12. 13.
Интересную попытку разгадать тайну каменных великанов сделал знаменитый норвежский путешественник Тур Хейрдал, производивший в 1955 -56 годах археологические раскопки на острове Пасхи. Он предложил островитянам. Среди которых сохранялись предания о способах работы их предков, поднять и установить одну из статуй, низвергнутых во времена меж усобицы. Одиннадцать человек выполнили эту работу за 19 дней с помощью рычагов, сделанных из длинных бревен. Подведя концы бревен под голову фигуры и, нажимая с силой на их свободные концы, рабочие понемногу поднимали её, сразу же подкладывая камни в узкую щель, образующуюся между корпусом статуи и почвой. Постепенно под статуей росла каменная горка. Статуя принимала сначала наклонное, а потом и вертикальное положение. По склону каменной горки, с помощью которой великан становился на ноги, легко было вкатить на его голову пукао. Так приоткрылась одна из тайн острова Пасхи.
Слайд № 14.
Грандиозные работы по поднятию больших тяжестей производились в странах древней цивилизации – Индии, Вавилоне и Египте. Египтяне широко использовали в своей трудовой деятельности металлы, им были известны простейшие подъёмные механизмы: рычаг, ворот, блок, наклонная плоскость. Строители древней Греции и Рима обладали уже более современными и мощными подъёмными машинами, чем египтяне. Эти машины представляли собой систему воротов с зубчатыми передачами и полиспастами.
Величайший древнегреческий математик, механик и инженер Архимед (287 – 212 г. до н.э.) является основоположником современной механики. Он изобрел целый ряд замечательных механизмов и машин. Труды Архимеда оказали большое влияние на развитие механики, а изобретённые им механизмы широко используются и теперь.
К современным подъёмным машинам относятся: домкраты, лебёдки, краны и подъемники. С 1959 года в нашей стране для подъёмных работ используют вертолеты. С помощью вертолетов был восстановлен знаменитый Екатерининский дворец в г. Пушкино.
Ведущий 1: Да … каждое из чудес света было выдающимся техническим достижением своего времени, оно вызывало восторг и восхищения, соединяя в себе искусство и технику.
Ведущий 2: - Чудеса?!
Ведущий 1: - Да.
Ведущий 2: - Нет физика.
Страница 2. Чудеса?! Нет физика.
Слайд № 15.
В зал является « великий маг или волшебник» в соответствующем костюме, сопровождающий проведение опытов заклинаниями.
Опыт №1. «Горящий платок»
Носовой платок сильно смочить водой и немного отжать. Затем смочить спиртом и зажечь. После того как пламя погаснет, показать что платок остался цел. Почему?
Опыт №2. «Управление гравитацией».
Можно заставить воздушный шарик или листок бумаги не подчиняться силе земного притяжения. Потереть шарик о шерсть и прислонить его к стенке. Он словно прилипнет к ней. Почему?
Опыт №3.
На граненый стакан положите фанерную доску с достаточно тяжёлым грузом (гирей массой 10 кг). Предложите ученику разбить стакан сильным ударом слесарного молотка по гире. Почему стакан не бьётся? Ответ. Удар молотка приходится по телу, имеющему достаточно большую массу. Изменение импульса этого тела незначительно. Отсюда действие молотка незначительное.
Опыт №4. «Силовой номер»
Бутыль, горлышко которой ровное (без венчика). Для утяжеления бутыль можно наполнить водой. Приготовьте мыльный раствор и смочите пальцы одной руки. Попытайтесь кончиками пальцев взять бутыль за горлышко и перенести.
Ведущий 1:
Я ещё не устал удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли
- как до этих вещей могучих
До мечтаться люди могли.
Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей всё равно
Ток по проволке струится,
Спутник ходит по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам!
Страница 3. Немного истории. «Вознесся в космос человек».
Слайд № 16.
Ведущий 2: Начало 20 века. В России мечтает о межпланетных полётах К. Э. Циолковский – основоположник современной космонавтики. Целью его жизни стало осуществление полета человека в космос.
« Вселенная принадлежит человеку!» - это его слова.
При жизни К.Э. Циолковского его мечтам не суждено было сбыться.
Слайд № 17.
Ведущий 1: Мечты К. Э. Циолковского воплотил в жизнь С. П. Королёв – генеральный конструктор космических кораблей.
Биография Королева – доклад.
Стихотворение «Вознесся в космос человек»
Слайд № 18,19.
Всё –
Как он набирался сил,
Как в небесах владел собой
И невесомость выносил –
Да пусть почувствует любой
Из нас!
Он делал всё для нас с тобой,
Он делал всё за нас с тобой,
Над нашими плечами мчась.
Вознесся
В космос человек,
Оставив за своей спиной
Свой шар земной с его весной,
С его «холодною войной»,
Со стужей, вклинившейся в зной,
И с кипятком подземных рек
Под леденистой пеленой
Вознесся
В космос человек,
Но это вовсе не побег
Из повседневности земной.
Вознесся
В космос человек,
Секретом неба овладел,
И возвратился человек
И снова землю оглядел:
Напрашивается масса дел!
Ещё недужен лик земли,
Ещё витает горький прах
Сынов земли, которых жгли
Вчера на атомных кострах.
А сколько на Земле калек!
Поставим этому предел,
Поскольку, силою богат,
И возвратился он назад,
И убедился человек,
Что доброй воле
Нет преград!
Слайд № 20.
Страница 4. Занимательные задачи Робинзона Крузо.
Ведущий 1: Мы совершили с вами небольшое космическое путешествие, а теперь ребята возвратимся на Землю, ведь здесь нас ждут не менее захватывающие интересные приключения.
Ведущий 2: Вот уже как около 300 лет, как увидела свет книга Даниэля Дефо « Робинзон Крузо». Каждое новое поколение читателей восхищается находчивостью и мастерством её героя – качествами, которыми во все времена ценились высоко. Наши дни не исключение. Однако не следует забывать Что находчивость, мастерство, сообразительность не возникают сами по себе, а приобретаются при овладении суммой знаний, выработанных человечеством.
Ведущий 1: Поставьте себя на место героя Даниэля Дефо и ответьте на вопрос: «А что бы я стал в этой ситуации делать?»
Учитель:
Слайд № 21.
Робинзон Крузо попробовал воду, она оказалась солёной. «Как из соленой воды получить пресную воду?» - этот вопрос не давал ему покоя. Приборов никаких нет, но есть пещера, в которой так холодно, что даже вода по ночам замерзает. Как же Робинзону из соленой воды пресную воду? Перечислите все известные вам способы.
Слайд № 22.
Начало темнеть. Робинзон подумал о костре, но спичек не было. Как же разжечь костер не имея спичек?
Слайд № 23.
Робинзон внимательно исследовал свою одежду, обнаружил несколько монет. Они были золотые и серебряные. « Жалкий , ни на что негодный хлам,» - подумал он. Робинзон долго и задумчиво смотрел на монеты, а затем разложил их по кучкам:
Монета для разжигания костра. Как с помощью монеты можно разжечь костер?
Монета - врач. Как монета может вылечить человека?
Монета - рыболов. Как с помощью монеты можно поймать рыбу?
Монеты для посуды. Какую посуду собрался изготовить Робинзон.
Оставшиеся монеты Робинзон Крузо решил использовать для физического прибора. Что за прибор можно изготовить, используя монеты?
Слайд № 24.
Робинзон стоял высоко на скале, внизу шумело море - «Какова высота скалы?» - подумал он. Как измерять высоту скалы?
Страница 5 . Физика в твоей будущей профессии
Слайд № 25.
Ведущий 1: Каждый из вас ребята, наверное, уже не раз задумывался над вопросом: « Каким будет завтрашний день? Кем быть?»
Ведущий 2: Ведь пройдёт немного времени, и вам предстоит занять рабочие места за токарным станком и у пульта диспетчера, и на строительной площадке, и за штурвалом самолета.
Ведущий 1: Но завтрашний день рождается сегодня, и уже сегодня каждый из вас должен определить для себя стратегию поиска любимого дела в жизни.
Ведущий 2: Некоторые ученики нашего класса уже выбрали для себя любимое дело. Давайте послушаем их рассказы о своих будущих профессиях.
Физика в профессии врача. Слайд№ 26,27,28.
Физика в профессии врача.
Медицинская физика – это наука о системе, которая состоит из физических приборов и излучений, лечебно-диагностических аппаратов и технологий.
Цель медицинской физики – изучение этих систем профилактики и диагностики заболеваний, а также лечение больных с помощью методов и средств физики, математики и техники. Природа заболеваний и механизм выздоровления во многих случаях имеют биофизическое объяснение.
Медицинские физики непосредственно участвуют в лечебно-диагностическом процессе, совмещая физико-медицинские знания, разделяя с врачом ответственность за пациента.
Физика в медицине играет огромную роль. Её принято называть также биофизикой, а еще лучше биомедицинской физикой.
Все основные законы физики легко применимы к живому. Механика переходит в биомеханику (сокращение мышц), движение крови по сосудам (гемодинамика), генерация и проведение электричества в живых клетках, (кардиомиоцитах и нейронах)..Зная законы физики, можно понять, как происходят многие процессы в живом организме, а именно в организме человека.
Также физика в медицине играет роль как основа методов диагностики. Многие явления физические применяют для диагностики и выявления тех или иных заболеваний.
Велика также роль квантовой физики, оптики, фотометрии.
Такие методы как спектрометрия, флюориметрия, хемолюминометрия, ЯМР, ЭПР  широко используются и в научных лабораториях.. изучая свойства, хим. реакции происходящих в живых системах.
Физика даёт возможность понять детали процессов в организме, разработать аппаратуру для диагностики, исследований и лечения.
Применение лазеров, ультразвуков, оптических приборов. Магнитотерапия, электролечение, светолечение. Измерение артериального давления - основано на разной "шумности" протекания крови через свободную и пережатую артерию. А рентгеновские исследования? А уж магнитно-ядерный резонанс - сканирование тела - полная физика.
Развитие медицины и физики всегда были тесно переплетены между собой. Еще в глубокой древности медицина использовала в лечебных целях физические факторы, такие как тепло, холод, звук, свет, различные механические воздействия (Гиппократ, Авиценна и др.).
Первым медицинским физиком был Леонардо да Винчи (пять столетий назад), который проводил исследования механики передвижения человеческого тела. Наиболее плодотворно медицина и физика стали взаимодействовать с конца XVIII – начала XIX вв., когда были открыты электричество и электромагнитные волны, т. е. с наступлением эры электричества.
Назовем несколько имен великих ученых, сделавших важнейшие открытия в разные эпохи.
Конец XIX – середина ХХ вв. связаны с открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, теорий строения атома, электромагнитных излучений. Эти открытия связаны с именами В. К. Рентгена, А. Беккереля,
М. Складовской-Кюри, Д. Томсона, М. Планка, Н. Бора, А. Эйнштейна, Э. Резерфорда
Медицинская физика по-настоящему стала утверждаться как самостоятельная наука и профессия только во второй половине ХХ в. – с наступлением атомной эры. В медицине стали широко применяться радиодиагностические гамма-аппараты, электронные и протоновые ускорители, радиодиагностические гамма-камеры, рентгеновские компьютерные томографы и другие, гипертермия и магнитотерапия, лазерные, ультразвуковые и другие медико-физические технологии и приборы. Медицинская физика имеет много разделов и названий: медицинская радиационная физика, клиническая физика, онкологическая физика, терапевтическая и диагностическая физика.
Самым важным событием в области медицинского обследования можно считать создание компьютерных томографов, которые расширили исследования практически всех органов и систем человеческого организма. ОКТ были установлены в клиниках всего мира, и большое количество физиков, инженеров и врачей работало в области совершенствования техники и методов доведения ее практически до пределов возможного. Развитие радионуклидной диагностики представляет собой сочетание методов радиофармацевтики и физических методов регистрации ионизирующих излучений. Позитронная эмиссионная томография-визуализация была изобретена в 1951 г. и опубликована в работе Л. Ренна.
Физика в профессии строителя. Слайд№ 29,30.
Учитель: Ребята на примере двух профессий мы увидели, что физика в них играет очень важную роль. Физика помогает понять многие явления, встречающиеся в повседневной жизни. Поэтому, ребята, нам нужно углублять свои знания и не ограничиваться только страницами учебника, а для этого надо по чаще заходить в библиотеку, ведь в ней очень много книг о физических явлениях, которые окружают нас с вами. И сейчас наш библиотекарь немного расскажет об этих книгах.
Слайд №31
Ученик:
Физика - великая наука!Физика – наука всех наук!Это дар в подарок нам от Бога,Не простой для сердца это звук.Физика везде нам пригодится,Во всяком деле надобна она.Медицина без неё не обойдется,В инженерии она нужна.Физика прославлена в искусстве,С математикой она дружна.Нет такого в мире направленья,Где не пригодилась бы она.Побывав на этом заседанье,От сомнений не осталось и следа.Физика – наш путь к самопознанью,Наша путеводная звезда!