Дж. Лондон Сказание о Кише.


УРОК № _______ ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _______
Тема урока. Внеклассное чтение. Сказание о Кише.
Цель урока: ознакомить  учащихся  с  непревзойденным  мастером  «северных рассказов», представителем американской литературы Дж. Лондоном; через произведение познакомить с традициями эскимосов – северного народа.
Эпиграф:В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин.
Дж. Лондон.
Ход урока
Планируемые результаты:
предметные: уметь воспринимать на слух читаемый художественный текст; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;личностные: проявлять положительные качества человека, такие как сопереживание, трудолюбие;
системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, находить средства выразительности; давать оценку действиям героев произведения.
Результаты обучения:
Развивать речь, обогащая словарный запас учащихся – знать значения новых слов и уметь их применять в речи.
Привить навыки исследовательской работы: изучать самостоятельно новый материал, составлять план ответа, конспект, постерыРазвивать творческое воображение
Приобщаться к культуре другой страны
Знать историю и литературу Англии
Вызвать интерес к творчеству писателя и словесности.
Уметь характеризовать главного  героя.
Ключевые идеи:  Образы детей в литературе, автобиография, детство, сказание, легенда, Англия.
Тип урока: урок формирования навыков и умений.
Межпредметные связи: русский язык, познание мира.
Ход урока:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё читай, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
2. Речевая разминка. Читай считалку ясно, чётко.
3. Проверка домашнего задания.
4. Мотивация к учебной деятельности.Вводное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы узнаём ещё  об одной личности, представителя зарубежной литературы,  который написал для детей прекрасное произведение – сказание, ставшее легендой.
5. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Вступительное слово о жизни и творчестве писателя. Джек Лондон - один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало.Так кто же такой Джек Лондон?
Ученица: Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима - Джона Лондона, фермера. Сложилось так, что окончить школу Джеку Лондону не пришлось. Нужно было много работать. Неродной отец (отчим) был добрым человеком, но содержать семью в сытости не мог. Едва окончив начальную школу, Джек устроился на консервную фабрику с десятичасовым рабочим днём. Это был сущий ад, и в пятнадцать лет он ушёл с фабрики. В 16 лет Джек впервые ушел в плавание. Он узнал суровые стороны жизни и позже всегда боролся за права людей против нищеты и несправедливости. Громадным удовольствием в тяжелые годы для Джека было посещение библиотеки.
Затем он чередовал вольную жизнь с подневольным трудом и попытками завершить образование. Океанское плавание на шхуне "Софи Сазерленд", джутовая фабрика в Окленде, бродяжничество, тюрьма, полтора года в средней школе, семестр в Калифорнийском университете, случайные заработки; в разгар "золотой лихорадки" - зимовка на Клондайке.
Оттуда Джек вернулся без единой унции золота и полный решимости добывать средства к существованию писательским трудом. Причудливо, до жестокости парадоксально складывалась его литературная судьба. Он отчётливо сознавал, что таланта, впечатлений и усердия ему не занимать. Он положил себе за правило вырабатывать тысячу слов в день. В двадцатый век двадцатичетырёхлетний Джек Лондон вошёл профессиональным писателем. И быстро стал писателем известным и высокооплачиваемым. В 1907 году по собственному проекту построил яхту "Снарк" и совершил на ней двухгодичное плавание к островам Океании. Бешеные деньги и безумные траты. Нельзя сказать, что ему везло. Едва выстроенный "Дом Волка", задуманный как "родовой замок" для будущих поколений Лондонов, сгорел. Долгожданный наследник так и не появился. Творческое воображение иссякло.
22 ноября 1916 года Джек Лондон умер. Вероятно, это было самоубийство.
И. Стоун писал о Лондоне: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр – воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобливое сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос – они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. …Не комнатный житель, а человек вольных просторов – словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды». Джек Лондон прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг – итог его литературной деятельности*.
Первичная проверка понимания.
1) Чтение текста.
Физкультминутка.
Поднимайтесь, ручки вверх, Как лисы бродят по лесочку.
Шевелитесь пальчики Волк озирается кругом,
Так шевелят ушками И мы головки повернём.
Серенькие зайчики. Теперь садимся тише, тише
Крадёмся тихо на носочках, Притихнем, словно в норках мыши.
2) Обсуждение текста. Работа по вопросам.
Предлагаю вам ответить на вопросы по тексту «Сказания. . . », определить степень осознанности прочитанного.
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Назовите героев рассказа.
- Обратили внимание, что этот рассказ называется - «сказание». Он создает как бы подражание местным индейским легендам, похожим на сказки.
Обратимся к опорным записям и прочитаем, что такое «сказание».
- Какие строки этого произведения говорят о том, что это происходило очень давно?
- Как писатель передает особенности речи рассказчика?
- Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?
- Почему охотники сочли его слова дерзостью? Чего требовал Киш? Что увидел Киш на совете, поглядев этим людям в лицо?
-  Как осуществил свои намерения Киш, что он сделал?
- Как отнеслись соплеменники к пропаже Киша? Так ли уж были дурны эти люди? Как вели они себя, когда поднялась пурга, а Киш не вернулся с охоты?- Чем увенчалась первая охота героя?
- Поверили ли этому соплеменники?
- Но удача не покидала юного охотника. Это еще больше волновало соплеменников. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша?
- Как вы думаете, почему Киш не побоялся рассказать соплеменникам свою тайну?
- Из маленького мальчика Киш стал вождем племени. Это ему удалось благодаря качествам характера. Каким? ( Бесстрашие, смекалка, наблюдательность, сила воли, чувство справедливости, ответственность перед соплеменниками) Торжество человеческой воли и ответственности.
Север заставляет сражаться за существование. А для этого необходимы не только крепкие бицепсы и ясная голова, но непритупляющееся чувство милосердия и ответственности. Именно оно поднимает человека над суровой природой и дает ощутить себя ее частью и хозяином
Да, это качества не маленького мальчика, подростка, это – качества мужчины, который в любую минуту может прийти на помощь. Наверное, таковым видел себя и Киш, который прожил-то всего «13 солнц».
6. Закрепление знаний и способов действий.
Работа в тетради.
- Как менялось отношение соплеменников к Кишу по мере его «мужания»? (тест)
Событие Отношение соплеменников
1. Киш на совете старейшин «Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью», «грозили совсем лишить мяса, обещали задать ему жестокую порку»
2. Киш отправляется на первую охоту «Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головой, с сожалением смотрели на Айкигу»
3. «Пропажа» Киша «Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины же молчали, готовясь идти на поиски тела»
4. Возвращение мальчика «Сначала было много сомнений и споров», «не могли поверить», «увидели то, чему не хотели верить», «стали поговаривать о колдовстве»
5. Киш – отважный охотник «На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана»
7. Заключительное слово о творчестве писателя.
Писательский стиль Джека Лондона самобытен. Он смог выработать подвластную только ему манеру писать так, будто герои сами рассказывают о себе, минуя автора. В северных рассказах писатель отвергал отсутствие воли, бессердечность. Его герои – стойкие люди, они смело вступали в поединки с природой, были лишены многого и делились малым, не испытывали чувства зависти друг к другу.
Читая произведения Джека Лондона, учишься уважать старших, любить природу. «Сказание о Кише» учит противостоять несправедливости и доказывать свою правоту.
8. Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
Что у вас особенно хорошо получилось?
За что вы похвалили бы себя?
9. Подведение итогов урока. Какое произведение мы читали сегодня?
Что вам показалось особенно интересным?
10. Домашнее задание.
1. Как называется хижина канадских эскимосов? (Иглу)
 2. Кем был отец Киша? (Отважным охотником)
 3. Имя вождя племени? (Клош - Кван)
 4. Имя матери Киша? (Айкига)
 5. Что осталось в наследство Кишу от отца? (Копье)
 6. Что сделала Айкига в знак скорби по сыну? (Вымазала лицо сажей)
 7. Первый «улов» Киша? (Медведица и два медвежонка)
 8. Сколько часов спал Киш после первой охоты? (20 часов)
 9. Почему охота Киша всегда была удачной? (Знал один секрет)
 10. Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»? (Уг - Глук)
 11. В чем заключался секрет удачной охоты Киша? (В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса)
 12. Кем избрали Киша соплеменники за добропорядочность? (Вождем племени)