Технология интерактивного обучения на уроках математики.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Республиканская Мариинская школа-интернат»
Технология
интерактивного обучения
на уроках математики.
2014г
Каждый из нас на протяжении всей своей профессиональной деятельности решает главную задачу – насколько чувствуют себя комфортно наши выпускники.
В настоящее время определяющая роль принадлежит информации, поскольку современное общество является информационным. Отличительными чертами этого общества являются:
повышение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями;
создание глобального информационного пространства.
Информационное общество предъявляет следующие требования к выпускникам образовательных учреждений:
умение самостоятельно получать знания;
умение приобретать информацию, точно зная, для чего и когда она понадобится;
умение работать сообща – в группе, обладая при этом необходимыми коммуникативными навыками: аргументированно высказывать своё мнение и корректно выслушивать чужое.
Проблема обеспечить выпускников общеобразовательных учреждений данными умениями и навыками стоит перед каждым педагогом. Каждый решает её по-своему. Я считаю, что данную проблему, по большей части, можно решить, применяя технологический подход в образовании.
Именно технологический подход даёт возможность мне чётко прогнозировать результат и гарантировать оптимальные способы его достижения, а, следовательно, выстроить свою систему работы, которая способствует повышению качества обученности и достижению необходимого уровня компетентности учащихся.
Я не ставлю перед собой задачу найти ту единственную технологию, которая помогла бы решить данную проблему. Считаю, что продуктивный результат можно получить, используя в комплексе элементы различных технологий.
Но технологии должны быть проникающего характера, то есть технологии, удобно сочетающиеся друг с другом и другими формами и методами работы.
Исходя из этого, я отобрала следующие технологии: технология современного проектного обучения, технология обучения в сотрудничестве, информационные технологии в сочетании с технологией интерактивного обучения, то есть технологии «обучения через общение».
Технология интерактивного обучения
Передовая педагогика наших дней написала на своих знаменах слова "антропоцентризм", "гуманистическая направленность", "личностная ориентация". Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). В последние года разработаны технологии, которые призваны решать ряд проблем, возникающих перед учителем.
К таким технологиям можно отнести:
- технологию гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;- интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;- проблемного обучения А.М. Матюшкина.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для учащегося?
Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.
В русле этих поисков десять лет назад в пространстве педагогики начало разрабатываться еще одно направление – учебный диалог. Сегодня появился новый подход – интерактивное обучение (inter – между, aktio – действие). Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Традиционно выделяется три стороны общения.
– информативную (обмен информацией);
– интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);
– перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).
Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны.
Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, такие как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места" (те части материала, которые не один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя.
Сотрудничество рассматривается психологией как особая форма человеческих взаимодействий, требующая учета многих факторов (уровня сплоченности коллектива, наличия действенной обратной связи, реакции на конфликтные ситуации, готовности к взаимообмену, взаимопомощи и т.д.).
Психические механизмы совместной деятельности опираются на фундаментальные личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении. В возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконина особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Значимость общения со сверстниками является ведущим видом деятельности для подростков 10-15 лет.
Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности индивидуальной, фронтальной и групповой.
В первых двух случаях построение аналогичное (учитель ученик), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса.
Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.
Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:
· конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
· коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
· социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Описание системы работы
Важно оптимально сочетать в зависимости от целей урока, формы организации познавательной деятельности, методы обучения и содержание учебного материала.
Изучение новой темы начинаю со знакомства учащихся с планом изучения данной темы или совместного планирования (в зависимости от конкретного класса). Например, 7 класс тема «Уравнения с одним неизвестным» -10 часов. Далее представляется план изучения темы в виде таблицы.
Из таблицы учащиеся видят, на каких уроках будет осуществляться изучение нового материала, отработка ЗУНов, контроль, рефлексия, коррекция; где работа будет организованна в группе, индивидуально, фронтально. На каких уроках отметки получат все. Самостоятельные работы обязательно составляю дифференцированно. Учащиеся оценили доступность такой информации.
I. Методы обучения.
Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы, в зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различные методы обучения. Но, как правило, при изучении нового материала чаще всего использую для формирования теоретических знаний – проблемно-поисковые методы, для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания по теме. На этапе формирования знаний, умений и навыков репродуктивные методы постепенно заменяю на частично поисковые, так как необходимо формирование умений учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения и систематизации знаний и умений использую проблемные и исследовательские методы, метод проектов.
II. Формы групповой работы.
Использование форм групповой работы подчинено основной задаче данного типа урока, "Набор" этих форм также определяется содержанием учебного материала, уровнем готовности класса, наличием времени.
III. Организация учебного пространства.
При интерактивном обучении важнейшим условием является организация учебного пространства. Традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки впередисидящих и только одно лицо – лицо учителя, здесь не уместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе. При входе в класс, где учебное пространство организованно иначе, чем обычно, у учащихся возникает ответная реакция: готовность включиться в соответствующие обстановке формы учебных взаимодействий. Внутренняя готовность учащихся сокращает время, необходимое им для настройки на форму и содержание интерактивного обучения.
IV. Формирование групп.
Особое внимание уделяю формированию групп. Существует два основных принципа формирования – свободное (по желанию) и организованное учителем. Предпочтение отдаю организованным группам т.к. симпатии учащихся не позволяют сформировать группы необходимые для работы на уроке (с учетом содержания материала, планируемых форм организаций их деятельности), но при этом учитываю и мнение учащихся, называю это полуорганизованными группами.
Работа в группе.
Пример способа формирования:
· называю количественный состав группы, даю две - три минуты на сбор групп, иногда распределяю только «лидеров», остальных они набирают сами;
· учащиеся при входе берут карточки, определяющие их место в группе;
· на столе заданием вниз лежат карточки, которые объединены общей темой. Задание учащимся - быстро организовать тематические группы.
Организованное распределение происходит следующим образом:
· на столах заранее подготовлен список участников микрогруппы;
· при входе в класс раздают учащимся карточки-пропуски к тому или иному учебному столу;
· учащиеся знают, что на столе с литерой "А" находятся более сложные задания, на столе с литерой "В" - более легкие, поэтому каждый выбирает себе задание по силам, а вместе с ним и номер группы, в которой он будет работать.
По моему мнению, лучше всего организовывать группу с обязательным, но сменным составом, предотвращая возможность возникновения соперничающих друг с другом внутриклассных группировок.
V. Организация групповой работы.
При организации групповой работы придерживаюсь следующих этапов, рекомендуемых Г.К.Селевко:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
· постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
· выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);
· раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
· знакомство с материалом, планирование работы в группе;
· распределение заданий внутри группы;
· индивидуальное выполнение задания;
· обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
· обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);
· подведение итогов группового задания, выводы.
3. Заключительная часть:
· презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом;
· анализ познавательной задачи; рефлексия;
· общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи;
· дополнительная информация учителя на группу.
Работа каждого – успех группы в целом.
Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Учащимся можно предложить кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока, занятия?», «Что тебе уже известно по теме?», хорошо помогают созданию нужной ауры выбор эпиграфа к уроку, необычное приветствие учителя и т.д.
В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому необходимо познакомить учащихся с нормами поведения при интерактивном общении.
При проведении рефлексии использую прием написания мини-отчета, заполнения таблицы ЗУН, предлагаю учащимся закончить предложения:
Сегодня на уроке
Работа в группе мне
Хочется пожелать, чтобы и др.
Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться приблизительно 6 единиц, заключительная часть – 2 единицы.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:
- контролирует ход работы в группах;- отвечает на вопросы;- регулирует споры, порядок работы;- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.
Численный состав групп также важен, поэтому при первичном закреплении теорем, определений, свойств, т.е. при отработке основных понятий, проведении тренинга учебных умений и навыков, использую учебную пару (диаду). Характер такой деятельности – репродуктивный, это формы работы: "Эхо", "Домино", "Диспетчер и контролер". Можно использовать пары постоянного и переменного состава, статические и динамические. Последняя форма особенно нравится детям 5-6 класса ("Хоровод", "Ручеек"). Для учителя оценить работу 10-15 пар учащихся проблематично, поэтому использую ее небольших по количеству учащихся в классах. При формировании знаний умений и навыков по теме использую "Триады", "Квартеты", которые на теоретические вопросы могут отвечать совместно, а практические задания решают индивидуально (сразу с проверкой учителя), причем можно задания написать на разном цвете карточках в зависимости от сложности; выполнил верно, – добавляешь баллы в групповую копилку. Групповые и частные результаты заносятся в "экран достижений" фломастером, цветом соответствующим карточке (синий, зеленый, красный). Ценность данного урока (урок "Улей") - в активной позиции учащегося, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела, итоги открыты для всех, что стимулирует групповую работу. Учитель на данном уроке может оценить работу и каждого ученика отдельно и работу группы.
Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно – обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Использую формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации. Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.
При изучении нового материала использую уроки по типу "мозаики", т.е. форму кооперировано - групповой работы. Материал разбит на блоки, каждый из которых изучает учебная группа. Затем поочередно группа посылает своих делегатов в другие группы для обучения других учащихся. В конце занятия оцениваю конспект, составленный учащимися. Для актуализации знаний, мотивации учебной деятельности использую прием организации совместного поиска "Что мы об этом знаем?" ("урок - ярмарка", "урок – конкурс идей").
По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Межгрупповое общение организую почти всегда. Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).
Как показывает опыт, групповая работа – форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.
Выводы, заключение.
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает
ученику:
· развитие личностной рефлексии;
· осознание включенности в общую работу;
· становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
· развитие навыков общения;
· принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
· повышение познавательной активности
классу:
· формирование класса как групповой общности;
· повышение познавательного интереса;
· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
учителю:
· нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
· формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Сосредоточенность и внимательность – залог успеха в учении
С приобретением практического педагогического опыта неоднократно изменялись мои взгляды на процесс образования.
Из технологии интерактивного обучения я взяла много нового и полезного для своего профессионального роста, для решения проблемы активизации познавательной деятельности детей. Ученики из года в год становятся взрослее, развитее с помощью нетрадиционного подхода к обучению. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельней, активнее, общительнее и способны работать на более высоком уровне.
Создается ситуация моего творческого роста, благодаря которой я выхожу на более высокий виток своего профессионального развития.
Свой опыт расширяю внесением в процесс обучения игровой технологии, технологии проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельниковой), дифференцированного обучения, метод проектов. Школа должна закладывать фундамент для обучения в ВУЗах, используемая система работы позволяет реализовать данную задачу. Учащиеся умеют применять свои знания в новых ситуациях, умеют их использовать на практике и самостоятельно добывать их.
Они умеют общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу – это тоже результат учебного сотрудничества.
Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
Подводим итоги работы
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Технологии интерактивного обучения.
1)Работа в парах.
2)Ротационные (сменные) тройки.
3)Карусель.
4)Работа в малых группах.
5)Аквариум.
6)Незаконченное предложение.
7)Мозговой штурм.
8)Броуновское движение.
9)Дерево решений.
10)Суд от своего имени.
11)Гражданские слушания.
12)Ролевая (деловая) игра.
13)Метод пресс.
14)Займи позицию.
15)Дискуссия.
16)Дебаты.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них - “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.
Концепции и технологии обучения
В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций. Так, первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др. Процессуальной стороне - концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др. Мотивационной - концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр. Организационной - идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, “погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения и др. Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение.
Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника.
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить следующие этапы:
1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.
2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.
3. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.
Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.
Китайская притча, гласит:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
В настоящее время одна из самых основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации.
Применение информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение информационных технологий, в учебном процессе, позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко- доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, можно разделить эти уроки на пять групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.
А теперь, я вам предлагаю посмотреть, как я стараюсь эффективно использовать ИКТ на каждом из этих типов уроков.
Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков – один из самых распространённых в моей работе на сегодняшний день. Для его проведения у меня есть кабинет, оснащенный компьютером с выходом в интернет.. На таком уроке информация может быть использована на любом его этапе, демонстрируется на большом экране. В качестве программного обеспечения я использую материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам. Особенно удачными, на мой взгляд, являются такие диски по математике как: «Уроки алгебры и геометрии» Кирилла и Мефодия “Практикум по математике 5-11”. Ещё более популярным стало использование презентаций к урокам. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения.
При объяснении нового материала я часто использую презентации. Прежде чем начать просмотр, я ставлю перед учащимися конкретные вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти самостоятельно. Это позволяет мобилизировать внимание учащихся, проверить степень понимания материала презентации, при необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых требует комментария, объяснения.
Уроки такого типа просто незаменимы сегодня. Ещё К.Д.Ушинский говорил: «Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются».
Уроки компьютерного тестирования.
Одним из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школ является тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Решая тесты, ученик получает объективную оценку знаний и умений. Конфиденциальность результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка. Именно поэтому я использую уроки компьютерного тестирования . Для проведения такого типа уроков необходимо наличие одного, ещё лучше двух компьютеров, так как учащийся класса должен работать на таком уроке только индивидуально. Большим подспорьем в подготовке таких уроков тестовые программы. У меня имеются диски с тестами ЕГЭ по предметам, итоговые тесты по математике. Однако наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу. Сегодня у меня есть возможность самой разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов, которые я использую на своих уроках.
Уроки тренинга или конструирования.
Этот тип уроков я провожу в компьютерном классе, с целью формирования прочных ЗУН у учащихся Программным обеспечением является диск НФПК Математика в 5-11, позволяющая решать определённый тип задач. Как правило, на уроках математики это тренажёр для решения задач определённого типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии, алгебры при построении графиков функций. На таких уроках учащиеся индивидуально или в группе работают с какой то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения какой-то конструктивной цели.
Например, при изучении темы «Построение графика квадратичной функции» в 9 классе я использую следующие задания:
Группе ребят, которые посильнее, я даю построить график функции, самостоятельно рассмотрев его свойства;
У=-2х2 + 12х -19
2-ая группа ребят, выполняет построение по данным точкам;
х
1
2
3
4
5
у
-9
-3
-1
-3
-9
3-я группа, используя данную программу, задает коэффициенты a,b и c получает искомый график.
У=-2х2 + 12х -19
а=-2, b = 12, с = -19
Результат просматриваем на доске и сравниваем результаты.
Очень удобно использовать это программное обеспечение и при изучении таких тем, как тригонометрия, графики тригонометрических функций, разложение на множители, построение сечений многогранников и многих других.
Работа с интерактивной доской.
Интерактивная доска – это не просто сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру. Это и активное обучение – способ организации учебного процесса, когда учащиеся на получают знания не только от преподавателя, а используемые формы ,методы и средства стимулируют учебный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащихся и обеспечивают требуемый уровень мотивации.
Интерактивная доска:
Является заменителем проектора – на неё можно проецировать любую презентацию;
Является заменителем обычной доски – на ней можно писать маркером;
Является сенсорным монитором для подключенного ПК. Движения пером равносильны движению мышью по экрану монитора;
Имеет собственное программное обеспечение.
Интерактивную доску я использую, в следующих направлениях:
Активное вовлечение учащихся. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.
Презентации, демонстрации.
Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов с сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
Улучшение темпа и течения занятия.
Правильная работа с интерактивной доской может помочь проверить знания учащихся (например, тренажер устного счета) При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как на интерактивной доске легко можно передвигать объекты, надписи, добавлять комментарии к текстам.
Например, при изучении темы «Центральные и вписанные углы» по геометрии, очень легко проверить знания учащихся по данной теме используя программное обеспечение доски, что дает возможность проверить степень усвоения учащимися изученной темы.
Итак, интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватель и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно.
Уроки с использованием ресурсов Интернет
Для проведения таких уроков необходимо наличие компьютерного класса, свободный доступ в Интернет. Такие уроки дают возможность свободного выхода в глобальную сеть; возможность быстро найти нужную информацию; возможность проверить свои знания.
На таких уроках сильная группа получает задание найти на данном сайте информацию к уроку (обычно, я заранее прошу ребят поискать данную информацию), либо тестирование режиме onlain.
ЗАЙДИТЕ НА САЙТ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Общероссийские порталы и сайты
Общеобразовательные: математика
- ustest.ru: интерактивные тесты
Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.
Использование ИКТ на уроке позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой работы на уроке;
усовершенствовать контроль знаний;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Средства ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний учащихся. Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня,
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным, занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение. Облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Но, однако, не следует забывать и вот о чем. Особое внимание на уроке с применением ИКТ должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение как санитарно-гигиенических, технических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физминутки, зарядки для глаз на таких уроках желательны. Следует чередовать формы деятельности обучающихся при работе с ИКТ-средствами. Например, 20 минут теоретического изложения, опроса, 15-20 минут работы с ПК или интерактивной доской.
Но не факт, что использование компьютера на уроке дает возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Белькова О.А., учитель математики ГБОУ «РМШИ»