Северная Америка в XVII в.
Тема: Северная Америка в XVII в.
Цели:
Обучающие:
Формирование представлений о начале колониального периода.;
Формирование представлений о новых английских колониях на американской земле;
Формирование представлений о раннем американском обществе;
Формирование представлений о социальных противоречиях и конфликтах;
Развивающие:
Формирование умения выделять главную и второстепенную мысль;
Формирование умения делать выводы на основе текста учебника;
Формирование умения обобщать знания, полученные из разных источников;
Формирование умения работать с картой;
Воспитательные:
Формирование ценностного отношения к гражданственности.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь к учебнику, контурные карты, карта «Северная Америка в XVII-XVIII вв.», мультимедийный проектор, отрывок из к/ф “Чингачгук – Большой змей”, фрагменты из актов английского парламента, портрет У.Пенна.
Ход урока
Этапы урока
Метод.приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Орг.момент
Приветствие учащихся.
Отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности.
Настраиваются на урок.
II Опрос
Фронтальный опрос
Внимательно прослушайте тексты и определите, о каких явлениях, в какой стране и в каком веке идёт речь?
1)Там, где когда -то было вдоволь смеха,
Пастух уныло бродит до рассвета.
Вот это времена!
Там, где когда-то весело встречали Рождество,
Найдёшь помёт овечий и больше ничего.
Вот это времена!
2) Чтобы не оставлять не использованные места, фабрики строят в несколько этажей, по возможности невысоких. Большинство помещений занято машинами. Фабрики часто работают день и ночь. Для этого употребляют большое количество свечей, но почти ничего не делается для вентиляции.
Учащиеся отвечают, что речь идёт об Аграрной революции и промышленном перевороте в Англии в XVIII веке. Говорят о том, что ото была первая промышленная страна мира, где отчётливо проступали черты будущего индустриального общества.
III Изучение нового материала
Беседа
Сравнительная характеристика
Введение худ.образа в изложение в виде краткой цитаты.
Анализ фрагментов документов
Демонстрация портрета У.Пенна
Сравнительная характеристика
Дифференцированная работа с текстом учебника
1. Актуализация знаний.
Учитель
показывает по мультимедийному проектору DVD -отрывок из к/ф “Чингачгук – Большой змей” (киностудия “Дефа”), где Чингачгук плывёт на каноэ по реке, и на него прыгают с ветвей деревьев “проклятые” гуроны, мечут в него стрелы и бросают томагавки. Этот эпизод позволяет показать ученикам традиционную одежду индейцев, их вооружение, их не всегда мирные взаимоотношения.)
Вопросы к классу:
-Кто знает, о каком народе идёт речь, где он проживал?
-(Учитель показывает на карту « Северная Америка в 1775-1783гг.»): вот где проживал этот народ. Какого государства нет на этой карте? ( если затрудняются, сравнить с современной картой).
- на каком языке говорят современные американцы? Почему? Какие выводы мы можем сделать?
2 Составление плана урока.
- исходя из наших выводов, давайте составим план изучения нового материал
( на доске)
План урока:
1. Начало колониального периода.
2. Новые английские колонии на американской земле.
3. Раннее американское общество.
4.Социальные противоречия и конфликты.
1. Начало колониального периода.
Учитель предлагает учащимся подумать и ответить на вопрос:
- Почему в Северную Америку шла массовая эмиграция из Англии и Ирландии?
Далее учитель предлагает учащимся выполнение проблемного задания:
- По ходу объяснения определить и записать в тетрадь причины конфликта между жителями колоний и английской короной.
- Какие причины привели к колонизации Северной Америки европейцами, какие из этих причин можно считать главными?
Учитель обращает внимание учащихся, что в ходе Великих географических открытий европейцы впервые пересекли океан.
Испания и Португалия
Открыли огромный материк – Америку.
Англия и Голландия
Путь к Северной Америке открыл генуэзец Джон Кабот, когда он служил в Англии.
XVI век – три плавания совершил Мартин Фробшер, затем Генри Гудзон.
Но первоначально Америка не привлекла англичан, т.к. не было условий для развития овцеводства.
Франция
Француз Жан Картье исследовал пролив Святого Лаврентия. От местного населения – индейцев – узнал о Великих американских озерах.
Учитель обращает внимание учащихся на карту и говорит о том, что север Атлантического побережья Америки привлек внимание быстро развивающейся Англии.
Май 1607 г. принято считать началом колонизации англичанами Северной Америки.
Первое английское поселение в Америке было основано в 1607 г. в устье р.Джеймс в Виргинии и получило название Джеймстауна. Первая колония Англии на земле Северной Америки получила название Виргиния.
Время основания новой колонии и провозглашение независимости США американцы называют колониальным периодом своей истории. За это время – 170 лет – возникла новая цивилизация.
2. Новые английские колонии на американской земле.
Учитель характеризует социально-экономическое и политическое развитие английских колоний.
Первая английская колония – Виргиния, ее основатели – купцы из Лондонской торговой компании.
В колонию перевозили пуритан, т.к. они притеснялись правительством; в колонию перевозили также бедняков, которые временно продали себя в долговую кабалу.
К весне 1610 г. из 500 переселенцев, которые приехали за три года в Виргинию, в живых осталось 60 больных и обессилевших человек.
У местного населения узнали о таких культурах, как кукуруза, картофель, табак, томаты и научились их выращивать.
В Северной Америке постепенно появилось 13 колоний.
Американские колонии считались частью британской империи, колонисты осознавали себя подданными английского короля.
Учитель характеризует хозяйственную жизнь раннего американского общества и говорит о том, что английский король и крупная земельная аристократия старались насаждать крупное землевладение в колониях. Английские короли раздавали в колониях огромные земли своим приближенным.Эти крупные собственники пытались ввести на своих территориях сеньориальные порядки и заставить переселенцев нести повинности. Поселенцы активно сопротивлялись и уходили на Запад, где становились свободными фермерами.
Что имела Англия от своих колоний? Монопольное право торговли, прибыль, сырье – пушнина, рыба, табак, железо, лес.
Но со временем власти Англии изменили свое отношение к колониям.
Учитель знакомит учащихся с одной из резолюций английского парламента, где сказано: «Развитие промышленности в колониях ослабляет их зависимость от Англии».
А премьер-министр Англии Питт утверждал: «Суверенитет Англии над колониямидолжен пронизывать все законодательство с тем, чтобы мы связывали любые нужные меры, за исключением извлечения денег из карманов без их согласия».
- Давайте подумаем, почему английская буржуазия не желала, чтобы в колониях развивались торговля и промышленность?
- Внимательно прочитайте фрагменты из актов английского парламента и объясните, какими методами Великобритания пыталась укрепить зависимость своих колоний в Северной Америке.
Учитель говорит и о том, что помимо южных и северных колоний возникали между ними и срединные колонии.
В 1620 г. часть этих территорий заняли голландцы и основали там колонии Новые Нидерланды. Но в ходе одной из англо-голландских войн англичане в 1664 г. отвоевали эту колонию и назвали ее Нью-Йорк.
1682 г. – У.Пенн – сын английского адмирала, основал еще одну срединную колонию – Пенсильванию.
- Что, по-вашему, вкладывали европейцы в понятие «Новый Свет»?
3.Раннее американское общество
Верхушку раннего американского общества составляли крупные землевладельцы, состоятельные торговцы.
«Посредине» - средние и мелкие торговцы и фермеры, священники и опытные ремесленники.
Низшие социальные культуры состоят из бедных фермеров, ремесленников, фермеров-кочевников, фермеров-арендаторов, наемных с/х работников.
4.Социальные противоречия и конфликты
1.Ответить на вопрос № 4 с.214 – Почему социальные противоречия в Северной Америке в колониальный период не были такими острыми, как в Европе?
2.Привести примеры восстаний в колониях в середине XVII в. Чем они были вызваны и против кого направлены?
3.Порассуждать над высказыванием одного из лидеров восстания Бэкона в Виргинии – колониста Арнольда.
«У королей нет никаких прав, кроме тех, которые они присвоили себе огнем и мечом, и тот, кто силой меча лишит их этих прав, может претендовать на них с таким же основанием, как и сам король».
4.Составление таблицы
Социальные противоречия в английских колониях в Северной Америке
Дата
Коло
ния
Лидер
Дейст
вия восста
вших
Итоги
Учащиеся узнают, что колонии в Новом Свете были созданы протестантами, считавшими главной ценностью свободу вероисповедания; углубляют знания об условиях, необходимых для формирования национального самосознания.
Учащиеся отвечают, что речь идёт об индейцах. Исходя из собственных знаний поясняют, чем они занимались. Выясняют, что на карте « Северная Америка в 1775-1783гг.» нет США, что язык – английский.
Выводы делают примерно такие: жили индейцы, после открытия Нового света появились здесь англичане и создали новое государства.
Ответ учащихся: - В Северной Америке английская буржуазия видела прежде всего рынок сбыта английской продукции.
Ответы записывают в тетрадь.
Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу.
Учащиеся записывают в тетради
Учащиеся выполняют задания в тетрадях
IV Закрепление
Проверяется выполнение проблемного задания и организуется беседа.
Какой период сами американцы называют колониальным в своей истории?
Кем были первые колонисты, прибывшие в Северную Америку?
Перечислите основные слои американского общества, которые сформировались к середине XVII в.
Чем были вызваны восстания в североамериканских колониях в середине XVII в.?
V Дом.задание
§23, вопросы № 1,3, Задание 1,2
Подготовить сообщение «Б.Франклин – идол американского общества»
VI Оцениване
15