Методическая разработка открытого урока: Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»


Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ютановский агромеханический техникум»

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Разработана:
преподавателем русского
языка и литературы
Коденко Е.В.

Рассмотрена на заседании
методического объединения,
одобрена и рекомендована
к использованию
в учебном процессе
Протокол №____
от «___»_____________2014 г.
Председатель МО _________
В.П. Тарановская



2014 г.

Тема: Душевная деградация человека в рассказе "Ионыч"
Цели урока:
познакомить обучающихся с особенностями художественного метода писателя А.П.Чехова на примере рассказа «Ионыч»;
проследить историю духовной деградации Дмитрия Старцева, выяснить причины душевного оскуднения героя;
произвести смысловой анализ рассказа «Ионыч», развивать умение обосновывать свою точку зрения;
способствовать переосмыслению понятия “человек и среда”.

Оборудование:
тексты рассказа А.П. Чехова “Ионыч”, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-размышление

Эпиграф:
Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт.
Сенека Луций Анней (Младший)

Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой обучающихся.
II. Вступительное слово преподавателя

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

(Повторение пройденного материала в виде теста) (презентация)
1.Где и когда родился А.П.Чехов?
А) 1824 – 1890 г. Москва
Б) 1860 – 1904 г. Таганрог
В) 1854 – 1902 г. Орёл
Г) 1841 – 1896 г. Киев
Д) 1836 – 1901 г. Петербург
2. Какие рассказы входят в «Маленькую трилогию» А.П.Чехова?
А) «Палата №6», «Попрыгунья», «Человек в футляре»»
Б) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»;
В) «Душечка», «О любви», «Попрыгунья»;
Г) «Человек в футляре», «Ионыч», «Палата №6»
3. Из какого произведения А.П.Чехова данная реплика:«Как бы чего не вышло!» ?
А) «Палата № 6»
Б) «О любви»
В) «Душечка»
Г) «Человек в футляре»
4. Какое высказывание принадлежит А.П.Чехову?
А) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
Б) «Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела»
В) «Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица»
Г) «Красота – это королева, которая правит очень недолго»
5. О каком произведении А.П.Чехова Н.С.Лесков сказал: «В нем в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры» ?
А) «Степь»
Б) «Крыжовник»
В) «Унтер Пришибеев»
Г) «Палата № 6»
Д) «Душечка»
6. А.П.Чехов окончил Московский университет. Какой факультет?
А) химический;
Б) физический;
В) историко-филологический;
Г) медицинский;
Д) философский
7. Назовите журнал, первым напечатавший рассказы А.П.Чехова:
А) «Стрекоза»;
Б) «Современник»;
В) «Отечественные записки»;
Г) «Осколки»
8. С каким театром тесно сотрудничал А.П.Чехов?
А) Малый театр;
Б) «Современник»;
В) Московский Художественный театр;
Г) Театр имени Станиславского
9. Какие три категории прослеживаются в рассказах «Маленькой трилогии» А.П.Чехова?
А) категория одиночества,
категория всемогущества,
категория преданности
Б) категория семьи,
категория одиночества,
категория разобщённости
В) категория господства,
категория духовности
категория дальновидности
Г) категория власти,
категория собственности,
категория семьи
10. Имена героев многих чеховских рассказов стали нарицательными. «Хамелеонство» - способность человека, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды, «пришибеевщина» -
А) готовность в любую минуту пустить в ход кулаки;
Б) готовность всегда демонстрировать своё ничтожество перед власть имущими;
В) готовность всегда устраивать судьбу другого человека;
Г) способность быть всегда в центре скандальных историй.
1. Б 2. Б 3. Г 4. А 5. Г
6. Г 7. А 8. В 9. Г 10. А
(10 – «5», 8-9 – «4», 6-7 – «3»)

Слово преподавателя

Главная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Писатель не говорит прямо, где добро и где зло, он позволяет сделать выводы самому читателю. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, А.П. Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам”. Ценность творчества А.П. Чехова заключается в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться.

На уроке мы будем анализировать рассказ «Ионыч». Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор. Тема нашего урока: Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Уточним значение слова деградация. (Слайд)
. [фр. degeneration] – постепенное ухудшение, упадок.

III. Словарная работа

Обратите внимание на значения слов, которые нам нужны будут на уроке.

Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.

Обывательщина – (презр.) – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.
Мещанство – перен. – психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.

IV. Работа по новому материалу

1. Прослушаем комментарий к рассказу. (Индивидуальное сообщение обучающегося)

Рассказ “Ионыч” написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма (капитали
·зм экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства) и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены также вопросы взаимодействия человека и окружающей среды.

2. Приступаем к работе над текстом произведения.

Только ли среда виновата? Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному перерождению героя? Когда, с какого момента начинается духовное омертвение? (Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью, стремление жить для себя, а не для других. Личностные качества героя, усугублённые бездуховной атмосферой города С., отсутсвие высоких целей привели к деградации человеческой души.)

Какие качества приобрёл Старцев, которые сделали его Ионычем? (Ионыч: стремление к покою, приспособленчество, жажда наживы, душевная лень, отсутствие светлых идеалов.)

Работа с хрестоматиями (чтение и анализ отрывков произведения).

Я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию рассказа А.П. Чехова “Ионыч”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое характеризует жизненную позицию Старцева. (Работа проводится в парах.)

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
1. Название песни, которую исполнял хор в городском саду. (“Лучинушка”.)
2. Имя кучера Старцева. (Пантелеймон.)
3. Предмет, который стал смыслом жизни Ионыча. (Деньги.)
4. Персонаж романа Веры Иосифовны. (Графиня.)
5. Жители города С. (Обыватели.)
6. Звук, который напоминала игра Котика на рояле. (Гром.)
7. Чему мечтала посвятить жизнь Екатерина Ивановна? (Музыка.)
8. Одно из развлечений Старцева. (Винт.)
9. Какой был праздник, когда Старцев впервые посетил Туркиных? (Вознесение.)
10. Болезнь, которой страдала Вера Иосифовна. (Мигрень.)

Обучающиеся читают ключевое слово конформизм. Преподаватель даёт толкование лексического значения этого слова.

Конформизм (нач. XX в.) – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство. (Из французского.)

Сопоставьте ваши наблюдения с эпиграфом: “Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт”. (Сенека Луций Анней (Младший) – римский философ, писатель, политический деятель.)

(Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Он пассивно принимает действительность, не пытается ей противостоять. Жизнь его однообразна и скучна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Он медленно плывёт по течению, потому что ему так спокойно и удобно. Жизнь проходит незаметно. Он подчиняется обстоятельствам, в нём постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит духовное омертвение – самое страшное возмездие, которое жизнь воздаёт за конформизм.)

V. Обобщение

1. В чём состоит идейный смысл рассказа?
(Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.)

2. В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?

(Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь.)

Слово преподавателя

В качестве напутствия вам, молодому поколению, вступающему в жизнь, я хочу процитировать слова Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.

И хочется дополнить словами А.П. Чехова: “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”.

VI. Домашнее задание
Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

VII. Итог урока
VIII.Рефлексия
Закончите предложение: “Самое главное, что я понял(а) на уроке, это”.






Root Entry