КТП ИЗО 5 класс по программе Шпикаловой Т. Я.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ дата Тема Основное содержание обучения Вид изобразительной деятельности Планируемые результаты Примечание
план факт Предметные Личностные Метапредметные 1 04.сен Дары осени Великие мастера русского и европейского искусства. Особенности художественного образа в разных видах искусства.. Объём и форма. Передача на плоскости многообразных форм предметного мира. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Пропорции. Цветовые отношения. Свет и цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисунок с натуры, по представлению. Рисование с натуры и по представлению Рассматривать произведения мастеров натюрморта, в которых отразилась красота предметного мира, даров земли в пору осени. Различать средства художественной выразительности в натюрмортах живописцев и графиков. Сопоставлять изображения плодов в композициях натюрмортов художников разных стран. Выполнить рисунок с натуры отдельных осенних плодов. Выполнить с натуры натюрморт из овощей. Выражение в творческой работе своего видения мира и отношения к нему. Регулятивные Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе. 2 11.сен Колорит и образный строй натюрморта Рисование с натуры и по представлению 3 18.сен Осенние плоды в твоем натюрморте Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Условность художественного изображения. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Объём и форма. Трансформация и стилизация форм. Ритм. Изобразительные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Рисование с натуры и по представлению Рассматривать живописно-декоративные натюрморты художников разных стран. Рассказывать о своих впечатлениях от них. Определять, какими изобразительными средствами выражают художники свое отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства и какие приемы они используют для усиления декоративности.
Выполнить декоративный натюрморт в карандаше.
Завершить работу в цвете в технике коллажа. Выражение в творческой работе своего отношения к натуре. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Регулятивные Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Познавательные Анализировать цвет как основное выразительное средство 4 25.сен Натюрморт в технике коллажа Декоративное творчество 5 02.октЧудо-дерево Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном дереве в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях, заговорах. Фантастические образы древа жизни в современном декоративно-прикладном искусстве
Декоративное творчество Рассматривать декоративные рельефные композиции «древо жизни» в архитектурных сооружениях.
Рассказывать об особенностях плакетного искусства.
Называть главные средства выразительности рельефных композиций.
Объяснять значение слов барельеф, горельеф.Выполнить рельефную композицию из пластилина «Древо жизни». Формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры Регулятивные Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Коммуникативные Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. 6 09.октОсенний пейзаж Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явления жизни и природы. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Колорит картины. Свет и цвет. Особенности художественного образа в пейзаже. Рисование с натуры и по представлению Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в техники монотипии. Выделять особенности «пейзажей настроения». Сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии. Рассказывать о главных выразительных средствах в осенних пейзажах живописцев. Выполнить эскиз осеннего пейзажа в технике монотипии.
Завершить работу над пейзажем. Воспитание российской гражданской индентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Регулятивные Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Анализировать свои действия и управлять ими;
Коммуникативные сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. 7 16.октПейзаж в технике монотипии Изобразительные техники 8 23.октИллюстрация к стихотворению Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного. Рисование на тему Рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров отечественной книжной графики. Сопоставлять техники, манеры и приемы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов. Рассказывать об основных компонентах книги.
Объяснить смысл понятий графика, гравюра. Выполнить осенний пейзаж графическими средствами.
Выполнить иллюстрацию к лирическим стихам русских поэтов. Выражать в творческой работе своё отношение к выбранному для иллюстрирования сюжету, к соответствию изобразительного образа литературному тексту. Регулятивные Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; Коммуникативные сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе. 9 30.октМакет страницы Декоративное творчество 10 13.ноя Человек и земля кормилица Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Композиция, Пропорции. Бытовой жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Народное традиционное искусство. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве.
Рисование с натуры и по представлению Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, в которых нашли отражение осенние праздники и ярмарки. Различать средства художественной выразительности. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров. Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. Выполнить рисунок фигуры человека в движении. Формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России Регулятивные Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; Коммуникативные сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях 11 20.ноя Многофигурная композиция ярмарка Рисование на тему Рассматривать живописные произведения бытового жанра. Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев. Находить общее и различное. Определять тему, сюжет бытовой картины, смысловой центр. Называть художественно-выразительные средства. Выполнить многофигурную композицию «Ярмарка». Выражать в творческой работе своё отношение к истории, культуре, традициям своего народа. Уважительно относиться к творчеству, как к своему, так и других людей. Регулятивные Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
12 27.ноя Зимняя пора в живописи и графике Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явления жизни и природы. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Колорит картины. Свет и цвет. Особенности художественного образа в пейзаже. Рисование с натуры и по представлению Рассматривать произведения пейзажного жанра в творчестве художников разных эпох, отразивших состояние и настроение природы в зимнем пейзаже.
Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа. Выполнить зарисовки зимней природы.
Выполнить композицию зимнего пейзажа. Выражать в пейзаже своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы. Познавательные Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. 13 04.дек Зимний пейзаж в графике Рисование с натуры и по представлению 14 11.дек Эскиз дымника с флюгером Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Народное традиционное искусство. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве.
Декоративное творчество Рассматривать произведения живописи, изображающие молодежь в сценах совместного труда и отдыха. Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края. Определять сходство и различия в изображении костюмов разных персонажей. Выполнить графический эскиз дымника.
Конструировать изделие дымник из картона и фольги
Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. Регулятивные Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание.
Коммуникативные Уважительно относиться к творчеству, как к своему, так и других людей. 15 18.дек Изготовление макета Декоративное творчество 16 25.дек Герои сказок и былин в искусстве Разработка фольклорной темы мастерами отечественной культуры. Воздействие народного искусства на творчество мастеров, театрально-декорационного искусства и книжной графики. Традиция празднования на Руси предновогодья (Святки), связанная с ожиданием фантастических превращений и необычных событий. Беседа. Рисование на тему Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев. Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев в произведениях изобразительного искусства. Различать средства художественной выразительности. Понимать условность и субъективность художественного образа. Изобразить сказочного героя.
Изобразить былинного героя. Выражать в творческой работе своё видение образов фольклорных героев и отношение к ним. Регулятивные Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; Коммуникативные сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. 17 15.янвОбраз фольклорного героя Рисование на тему 18 22.янвМузеи под открытым небом Русский Север – край уникальных домов-комплексов. Особенности конструкции северных домов-комплексов в Кижах. Единение деревянных построек с ландшафтом. Культовые памятники русского деревянного зодчества.
Рисование с натуры и по представлению Рассматривать культовые и гражданские постройки из дерева мастеров Древней Руси на фотографиях, в произведениях живописи и графики. Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов и других построек. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Называть ведущие художественные музеи деревянного зодчества России. Выполнить графические зарисовки деревянных построек. Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам. Регулятивные Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов 19 29.янвПроект макета «Деревенская улица» Традиции плотницкого мастерства на Руси. Роль природных условий в характере деревянных построек на Руси. Конструктивные и художественные особенности русской избы. Отражение мировосприятия природы в названиях деталей крыши. Проектная деятельность Рассматривать постройки деревянного русского зодчества, плотницкие инструменты. Понимать конструктивно-техническую основу избы. Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов и других дворовых построек. Различать их типы и назначение. Выполнить макет избы из бумаги. Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; несоздавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. 20 05.фев Конструирование избы из бумаги Проектная деятельность 21 12.фев Изба – модель мироздания Расположение декоративных украшений на фасаде дома. Признаки «очеловечивания» в облике избы. Красота и пластическая выразительность рельефных изображений на домах нижегородской области. Знаки-символы в домовой резьбе.
Проектная деятельность Рассматривать примеры декоративного убранства в облике деревянных домов. Понимать смысл поэтического отражения образа вселенной в знаках-символах домовой резьбы: условность художественного образа. Сравнивать художественные особенности декоративного убранства домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы. Выполнить графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома. Выражать в творческой работе своё отношение к символике декоративного убранства дома. Воспитывать любовь к родному искусству. Регулятивные Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; Коммуникативные участвовать в обсуждении учебной задачи.
Познавательные Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. 22 19.фев Лад народной жизни и образы его в искусстве Образ лада в труде, доме и семье – нравственный идеал народов России. Сохранение и развитие традиций декоративного убранства крестьянского дома.
Проектная деятельность Рассматривать сцены семейной жизни далекого прошлого, настоящего в произведениях живописи и графики, лаковой миниатюре. Определять общее и различное в их содержании, композиции и средствах художественной выразительности, помогающие передавать идею связи поколений. Выполнить элементы декора крестьянской избы из бумаги в постройке крестьянского подворья. Выражать в творческой работе своё отношение к традиционному крестьянскому жилищу. Регулятивные Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
Познавательные Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. 23 26.фев Гулянье на масленицу и образы его в искусстве Изображение человека и праздничных действий в момент масленичных гуляний на картинах художников. Способы передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев.
Рисование на тему Рассматривать живописные произведения на тему масленичных гуляний. Понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев. Участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников. Выполнить по памяти зарисовки фигуры человека в народном костюме в движении Выражать в творческой работе своё отношение к теме народных праздников в культуре русского народа. Регулятивные Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; Коммуникативные задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. 24 04.мар Традиции оформления праздничной среды Изображение человека и праздничных действий в момент масленичных гуляний в произведениях народных мастеров. Роль цвета в передаче праздничного настроения.
Рисование на тему Рассматривать произведения народных мастеров росписи по дереву на тему календарного народного праздника Масленицы из Федоскино, Городца, Палеха.
Рассказывать, как соединяется реальное и сказочное в сюжетах лаковой миниатюры. Выполнить многофигурную композицию в цвете.
Создать коллективное декоративное панно «Широкая Масленица Регулятивные Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Коммуникативные Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. 25 11.мар Коллективное панно «Веселая Масленица» Рисование на тему 26 18.мар Декорации к опере-сказке «Снегурочка» Отражение картины мира в росписи палат Берендея. Отражение особенностей национального русского орнамента в росписи дворца, в облике слободки Берендеевки. Особенности восприятия зрителем театральной декорации. Рисование на тему Рассматривать эскизы декораций и костюмов В.М. Васнецова, К.А. Коровина, И.Я. Билибина к опере-сказке «Снегурочка». Участвовать в обсуждении особенностей творчества театрального художника, влияния сказочных образов народной культуры и декоративно-прикладного искусства на творчество театрального художника, эскизы театральных декораций и костюмы. Выполнить эскизы декораций, костюмов к театральной постановке Выражать в творческой работе своё отношение к персонажам спектакля. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России. Регулятивные Планировать свое действие; Познавательные осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях 27 08.апрОбразы персонажей Особенности образно характеристики сказочных персонажей в эскизах театральных костюмов, выполненных В.М. Васнецовым, и И.Я. Билибиным. Роль орнамента и цветового решения в разработке театрального костюма. Особенности восприятия зрителем эскизов театральных костюмов разных художников.
Рисование на тему Рассматривать эскизы костюмов персонажей к операм-сказкам Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (В.М. Васнецов) и «Золотой петушок» (И.Я. Билибин).
Понимать художественные особенности изображения в театрально-декоративном искусстве. Участвовать в обсуждении особенностей работы художника по созданию эскизов театральных костюмов. Выполнить эскизы костюмов персонажей.
Регулятивные Уметь оценивать успешность выполнения заданий; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; Коммуникативные участвовать в обсуждении учебной задачи.
Познавательные Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях 28 15.апрНародные традиции в сценическом костюме Рисование на тему 29 22.апрЖивотные – братья наши меньшие Многообразие произведений анималистического жанра. Образы животных в графике. Средства художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика животного. Рисование с натуры и по представлению Рассматривать изображения животных в скульптуре, монументальном и декоративно-прикладном искусстве, станковой и книжной графике. Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре. Объяснять значение понятий анималистический жанр, художник-анималист. Выполнить наброски животных с натуры, по памяти и представле
нию Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к образу животного. Регулятивные Планировать свое действие в соответствии с поставленной; Познавательные осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. 30 29.апрЖивотное в скульптуре Многообразие произведений анималистического жанра. Образы животных в скульптуре. Средства художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика животного. Лепка Рассматривать произведения отечественных художников-анималистов, создавших образные характеристики представителей животного мира в различных материалах и техниках. Рассказать о характерах и особенностях своих домашних животных. Выполнить скульптурный этюд животного по памяти. Выражать в своём произведении любовь к животному. Регулятивные Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства. 31 06.май Экологическая тема в плакате Функции плаката и особенности его воздействия ярким, условным, лаконичным цветовым и графическим строем. Специфические выразительные средства плаката (символы, изобразительные метафоры, эффектные сопоставления образов, масштабов, точек зрения, сочетание фотографий с рисунком и живописью). Декоративное творчество Рассматривать плакаты, посвященные различным актуальным темам современности. Рассказывать о проблемах сохранения природной среды в своем городе. Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. Выполнить эскиз плаката «Экология в картинках». Воспитывать любовь к природе родного края. Регулятивные Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. Коммуникативные Рассказывать о проблемах сохранения природной среды в своем городе. 32 13.май Весенний пейзаж. Зарисовка Красота и разнообразие природы. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Свет и цвет. Особенности художественного образа в пейзаже. Рисование с натуры и по представлению Рассматривать произведения графики, изображающие природу. Компоновать и грамотно размещать на листе изображение пейзажа, передавать пропорции предметов, применять приемы штриховки Воспитывать любовь к природе родного края. Регулятивные Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 33 20.май Троицина неделя. Зарисовка Красота и разнообразие природы, образы всенародного праздника проводов весны и встречи лета, выраженные средствами живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Сюжетно-тематическая композиция как целостный образ праздничного действа. Художественные приёмы, которыми художники передают настроение праздника. Народный праздничный костюм. Пропорции лица и фигуры человека.
Рисование на тему Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, посвященные народным праздникам и красоте изображения природы в окружающем мире, старинным поверьям, традициям народных праздников. Сопоставлять поэтические описания весны и лета в народных песнях с произведениями художников. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определенного состояния природы, настроения в картине. Воспитывать любовь к истории и культуре родного края. Регулятивные Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; Коммуникативные сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях 34 27.05 Троицина неделя. Композиция в цвете Рисование на тему