ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (краткосрочная) «Летняя песенка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю
Педагогического совета МБОУ ДО ДДТ Директор МБОУ ДО ДДТ
Протокол № ______ от ____________ _________Л.П.Зорина Приказ №___________
от «____»_________20__ г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(краткосрочная)
«Летняя песенка»
Направленность художественная
Уровень ознакомительный
Рассчитана на детей от 7 до 10 лет
Срок реализации (общее количество часов) 1 месяц (16 часов)
Автор: Алехина Елена Ивановна
ст. Кавказская, 2016 г.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеобразовательная программа «Летняя песенка» составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Летняя песенка» - художественная. Данная программа предусматривает развитие умений и навыков вокального пения, а также даёт возможность развивать личностные качества детей, творческую инициативу, волю, художественное мышление.
Новизна дополнительной образовательной программы «Летняя песенка» состоит в использовании новых педагогических технологий, каждое занятие проходит в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. Искусство становится для ребёнка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребёнку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами звуками, красками, движениями, словом.
Актуальность программы заключается в потребности детей к изучению песен, приобщении к вокальной музыке. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор. Педагогическая целесообразность программы «Летняя песенка» обусловлена пробуждением интереса детей к новой деятельности. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. Занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня - это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Цель программы: Познакомить детей с музыкальном искусством, с основами вокального пения. Задачи:
Обучающие:
- формировать вокально- хоровые навыки.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности детей в хоровом пении.
Воспитательные:
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом.
Отличительные особенности программы.
Отличие данной программы от других:
-данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста ; программа краткосрочная.
Возраст участвующих в реализации данной программы 7-10 лет.
В объединение дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает выбрать музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься ансамблевым пением. Занимаясь в вокальном объединении, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические способности в целом.
Сроки реализации образовательной программы: программа «Летняя песенка» рассчитана на 1 месяц обучения -16 часов.
Формы и режимы занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Наполняемость группы: 8 человек.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Формы проведения занятий:
- комбинированное занятие;
- беседа;
- репетиция; экскурсии, праздники, соревнования.
- концерт.
Ожидаемый результат.
К окончанию обучения по программе обучающиеся:
- имеют навыки вокально-хорового пения;
- развиты музыкальные способности детей в хоровом пении;
- имеют интерес к певческой деятельности и к музыке в целом.
В ходе реализации программы проводится отчетный концерт для родителей и сверстников. Все это позволяет обучающимся почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию творческого потенциала. Педагогический контроль
Сроки,
этапы Какие ЗУН контролируются
Форма проведения
Итоговый Умение владеть голосовым аппаратом
Упражнения. Наблюдения, Концерт.
3.Учебно-тематический план
№
п/пТема Количество часов
1. Вводное занятие. 1
2. Певческая установка. Певческое дыхание. 4
3. Разучивание песенного репертуара. 10
4. Итоговое занятие. 1
ИТОГО: 16
4.Содержание программы.
Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Беседа о правилах поведения и технике безопасности на занятиях.
Певческая установка. Певческое дыхание.
Ознакомление с певческой установкой (посадка певца, положение корпуса, голова), певческое дыхание, дыхательные упражнения. Смена дыхания в процессе пения.
3. Разучивание песенного репертуара.
Знакомство с музыкальным репертуаром, ознакомление с текстом, распевки, вокально-хоровая работа, разучивание песенного репертуара, работа над чистотой интонации. Песни о лете.
4.Итоговое занятие.
Обобщение полученных знаний за месяц.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Форма организации детей на занятии:
-фронтальная,
-в парах,
-групповая,
-индивидуально-групповая,
-коллективная.
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса:
-словесный (устное изложение, беседа и т. д.);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);
- практический (упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Приемы обучения:
- игра;
- беседа;
- показ видеоматериалов;
- показ педагогом;
- наблюдение.
Обеспечение программы :Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий:
Буренина А. И.. «Музыкальная палитра». Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей детей». Улашенко Н. «Музыкальный руководитель» иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей 2013г. «Музыка. Занятия с детьми подготовительной группы» Юдина С. «Мои любимые праздники». Фонотека детских песен. Компьютерные программные средства.
Материально-техническое обеспечение: Помещение для занятий должно быть достаточно просторным. Музыкальный инструмент настроен. Музыкальный центр, ноутбук, микрофон, записи фонограмм «+» и «-», нотный материал, USB носитель, музыкальные сборники.5.Методическое обеспечение образовательной программы «Гармония».
№ Образовательные области Название темы Форма
занятий и форма подведения итогов по каждой теме Знания Умения
1 Словесность Знакомство с вокальной музыкой, о вокальном исполнительском мастерстве, голосового аппарата. Теория, рассказ, показ, беседа. Опрос. Знания терминологии о вокальных навыках, определении певческой установки при вокальном исполнении. Умение рассказать о системе применения вокальных навыков в практической деятельности.
2 Естествознание Современные представления о музыке. Практические занятия, показ, рассказ. Наблюдение, опрос. Знание свойств правил владение голосовым аппаратом, Умение использовать при работе современные музыкальные термины. Знать жанры музыки.
3 Математика Выполнение простейших музыкально-ритмических расчётов (соотношение длительности звуков, чувство ритма) через пения. Практическое занятие, беседа, рассказ, показ. Собеседование. Знание ритмичных расчетов. Выполнение простейших расчётов при подсчёте в музыкальном произведении.
4 Искусство Понятие о вокальном искусстве. Вокальное искусство в традициях. Лекции, беседы, просмотр наглядного материала. Посещение выставок и концертов. Подготовка и участие в мероприятиях. Знание об искусстве вокального направления. Умение различать, оценивать, анализировать своё участие в творческой жизни.
5 Технология Понятие о голосовом аппарате, микрофона, музыкальный центр. Практическая работа, репетиция с микрофоном связана с работой над вокальным мастерством. Итоговые концерты, конкурсы. Знание правил работы с микрофоном и с музыкальным центром. Умение качественно пользоваться фонограммами при работе с музыкальным центром и с микрофонам.
6 Психологическая культура Понятия о способностях людей, о качествах личности, об особых качествах обучающихся. Понятия о правилах совместной деятельности. Понятие о конфликтных ситуациях и правилах выхода из них. Тренинги на формирование личностных качеств личности, лекции, беседы, разговор в кругу, наблюдение в процессе выступления на творческих мероприятиях. Знания о сценической культуре Умение вести себя на сцене
7 Культурная антропология История возникновения и развития песенного жанра. Традиции, обычаи, обряды, русского народа на Кубани. Информация о знаменитых исполнителях и композиторах. Рассказы о исполнителях и композиторах, прослушивание музыкальных произведений. Подготовка и участие в конкурсах, концертах. Знание исторических дат, традиций, обычаев, имён знаменитых людей. Умение рассказать о известных исполнителях и композиторах. Умение участвовать в концертах, конкурсах и мероприятиях.
8 Здоровый образ жизни Понятие о ЗОЖ. Тренинги по укреплению здоровья. Формирование готовности вести ЗОЖ. Понятие экологически-чистых материалов. Особенности организации труда на занятии. Тренинги по укреплению здоровья, рассказы, практические занятия, физ. минутки. Соревнования, походы, экскурсии, викторины. Знание о ЗОЖ Умение вести ЗОЖ
9 Социальная практика Понятия о правилах хорошего тона, совместного труда, права и обязанности воспитанников и педагогов. Правила общения людей, требования к занятиям, решение типовых ситуационных задач. Правила участия в мероприятиях. Разбор ситуаций, тренинги, праздники, практические занятия. Наблюдение, коррекция. Знание о правилах совместного труда, обязанностей. Умение применять на практике полученные знания.
6. Список литературы.
1.Апраскина О. «Методика музыкального воспитания»,М., 2010г.
2.Буренина А. И. «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург,2010г.
3 Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославь, 1997г
4.Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов на Дону, 2002г.
Календарно – тематический план.
№
п/п Тема Количество часов Дата Примечания
1.Вводное занятие 1 1 Вводное занятие. Техника безопасности. 1 2.Певческая установка. Певческое дыхание. 4 2
Певческая установка.
Певческое дыхание 2
3 Дыхательные упражнения
Скороговорки 2 3.Разучивание песенного репертуара. 10 4 Знакомство с музыкальным репертуаром. Песня «Песенка о лете» 2 5 Работа над чистотой интонации «Песенка о лете»
2 6 Разучивание песенного репертуара Песня «Песенка о лете», « Каникулы»
2 7 Работа над чистотой интонации. Песня « Каникулы» 2 8 Пение с музыкальным сопровождением песни « Песенка о лете», «Каникулы». 2 4.Итоговое занятие. 1 - 9 Обобщение полученных знаний за месяц. 1