Программа кружка Мастерица по ДПИ для 5-7 классов


Рабочая программа внеурочной деятельности
по декоративно-прикладному искусству
кружка «Мастерица»
(направление «общекультурное»)
для 5 – 7 классов,
общеобразовательного учреждения
Составитель:
Москвина Любовь Леонидовна

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерица» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, на основании положения о программе внеурочной деятельности и следующих документов:
Нормативные документы:
1.Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.минобрнауки.рф.
2.Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы»: утверждена постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р.
3.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
4.«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. »
5.«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» : приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357.
6. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» : письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296.
7.Разъяснения по отдельным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255.
Методические документы:
8.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
9.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. -223 с.
10.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
11.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов – М.: Просвещение, 2011.
12.Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
13. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.]. – М. : Просвещение, 2013. -96 с.
В современном мире стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в наш быт и продолжает развиваться, сохраняя и преумножая культурно-историческое богатство стран и народов, которое своими корнями уходит в далёкое прошлое.
В связи с ростом объёма знаний и увеличением учебной нагрузки учащихся в области предметов гуманитарного и естественно - научного цикла, а также снижением познавательного интереса к предметно-практической деятельности детей, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ в области декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Данная программа «Мастерица» способствует развитию интереса обучающихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и края. Занятия по данной программе развивают интеллектуальный и духовный потенциал личности ребёнка, его художественные творческие способности, развивает его познавательную активность в процессе практической деятельности. Программа позволяет обучающимся самореализоваться в исполнении индивидуальных творческих композиций.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
В наше стремительное время все большее количество людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно–прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием, а именно внеурочная деятельность – кружок «Мастерица».
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Мастерица» разработана для занятий с обучающимися 5 - 7 классов в общеобразовательном учреждении, во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.
В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.Цель данной программы – развивать творческие способности обучающегося посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.
Задачи:
1.Познакомить с различными видами рукоделия, технологиями их изготовления;
2.Развивать познавательно-трудовую активность;
3.Воспитывать аккуратность, трудолюбие, чувство гордости за свою выполняемую работу;
4.Формировать умения и навыки, позволяющие школьникам самостоятельно изготавливать изделия из разных материалов;
5.Формировать творческую личность, развивать эстетическое чувство и инициативу обучающихся.
Программа рассчитана на 1 учебный год (35 часов, 35 занятий по 1 часу в неделю). В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

Отличительные особенности программы
Данная программа базируется на ряде теоретических идей в области мировой художественной культуры, декоративного искусства и декоративно-прикладного творчества. На занятиях обучающиеся опираются на полученные знания по технологии, по мировой художественной культуре, по изобразительному искусству, изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства в младшей школе, что позволяет быстро и легко овладевать новыми знаниями, правильно и качественно выполнять практические задания.
В результате проектной деятельности воспитанники могут воплотить свои идеи в искусные изделия и в новые произведения декоративно-прикладного творчества.
Особенностью программы является ориентирование воспитанников в выборе профессии дизайнер интерьера, дизайнер одежды, художник-декоратор, культуролог и дальнейшее поступление в соответствующие ВУЗы.

Принципы построения программы:
культуросообразности;
сотрудничества и сотворчества педагога и воспитанников;
доступности;
преемственности;
дифференциации;
свободы выбора;
успешности.

Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Так главной задачей является овладение воспитанниками технологии изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, поэтому на практическую работу отводится основная часть времени для занятий.
Теоретическая часть освещена в краткой доступной форме. На занятиях применяют различные методы обучения:
словесные: беседа, рассказ-объяснение, тематическая лекция;
наглядные: демонстрация схем, таблиц, книг, образцов с инструкционными картами, демонстрация слайдов и видеофильмов, презентации;
практическая работа: выполнение схем, эскизов, образцов изделий, чертежей и рисунков;
Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Дополнительный инструктаж проводится с кружковцами, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.
Контроль знаний обучающихся осуществляется в несколько этапов: промежуточный и итоговый.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное в содержании программы «Мастерица» уделяется художественно–эстетическому воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях, знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из лент образов картин природы, животных);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Мастерица» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам рукоделия, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам, обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Системно-деятельностный и личностный подходы, а также применение цифровых образовательных ресурсов на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Мастерица» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, журналах, в сети Интернет.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа кружка предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, выставки. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой на каждом занятии применяются современные информационные технологии.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.
Следует помнить, что задача занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение образца, предложенного учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о технике безопасности, об инструментах и материалах для изготовления кукол, макраме, вышивки; названия видов рукоделия.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта по трудовому обучению: знакомство с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства народа, проживающего в родной местности, формирование желания изготовлять изделия и их художественно оформить, рассказать ровесникам о своих любимых видах рукоделия и продемонстрировать.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление презентаций, кроссвордов, защиты проектов, участие в конкурсах, выставках. Самостоятельно выбирать вариант работы и способ её выполнения: путём эксперимента, по схеме.

Планируемые результаты
формирования универсальных учебных действий
1.Личностные универсальные учебные действия
•проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
•мотивировать свои действия;
•выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
•воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
•оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
•применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные универсальные учебные действия.
•удерживать цель деятельности до получения ее результата;
•планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
•корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
•осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
•оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
•анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Познавательные универсальные учебные действия
•устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
•выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;
•высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
•преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
•воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
•составлять небольшие устные монологические высказывания;
•оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
•описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется с применением цифровых образовательных ресурсов. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению изделий из разных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Вводное занятие (1час)
Цели и задачи работы кружка. Режим работы. План занятий. Просмотр презентации «Виды декоративно – прикладного искусства». Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
Макраме (7 часов)
Теоретическая часть.
Азбука макраме. Просмотр презентаций «История макраме», «Изделия в технике макраме». Инструменты и приспособления. Материалы для плетения. Работа с книгами по макраме. Правила безопасной работы.
Практическая часть.
Демонстрация приёмов и техники плетения узлов (интерактивная доска, документ - камера). Выполнение узлов из двух нитей, плетение цепочки из плоских узлов на 4 – х нитях, плетение по кругу, пользуясь инструкционными картами. Практическая работа: «Кашпо для цветов».
Вышивка простейшими швами (6 часов)
Теоретическая часть.
История развития вышивки. Основные швы, их назначение. Выбор ниток и особенности работы с ними. Правила оформления работы. Работа с книгами и фотографиями по вышивке. Правила безопасной работы.
Практическая часть.
Пяльцы и правила заправки ткани в пяльцы. Демонстрация приёмов и техник работы (интерактивная доска документ - камера). Выполнение стебельчатого и тамбурного швов. Швов «козлик», «перевивы», «вперед иголку», «за иголку», петельного и петлеобразного стежков. Практическая работа: разработка эскиза для вышивки картины Подбор ниток по эскизу. «Картина». Оформление работы в рамку.
Вышивка изонитью (6часов)
Теоретическая часть.
История вышивки изонитью. Материалы и приспособления. Основные приёмы изонити. Просмотр презентации «Чудеса из нитей». Правила безопасной работы.
Практическая часть.
Эскиз рисунка из геометрических фигур. Правила заполнения геометрических мотивов: треугольник, квадрат, угол, круг. Приемы вышивания на картоне. Выполнение декоративных картинок и в технике изонити. Оформление работы в рамку.
Вышивка лентами (10часов)
Теоретическая часть.
Вышивка лентами – как вид декоративно – прикладного искусства. Просмотр презентаций «Вышивка лентами». Вышивальные швы. Значение наклона иглы. Многообразие приёмов для выполнения листочков и лепестков растений. Применение мелкой фурнитуры. Виды ниток и лент. Инструменты, приспособления и материалы для работы. Работа с книгами и журналами по вышивке лентами. Правила безопасной работы.
Практическая часть.
Демонстрация приёмов и техник работы (интерактивная доска, документ - камера). Способы переноса рисунка на ткань. Переводной карандаш. Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги, кальки, сколка. Закрепление ткани в пяльцы. Продевание ленты в ушко иглы. Способы закрепления вышивальной ленты. Выполнение вышивальных швов: петля», «полупетля», «французский узелок» и др., пользуясь инструкционными картами. Практическая работа: разработка эскизов для выполнения панно. Выполнение панно «Цветочная композиция» в технике вышивка лентами. Оформление работы в рамку.
Куклы
Теоретическая часть.
Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Просмотр презентаций «Такие разные куклы». Культовые и обрядовые куклы. Куклы – обереги. Правила безопасной работы.
Практическая часть.
Демонстрация приёмов и техник работы (инструкционно-технологические карты, интерактивная доска, документ - камера). Материалы и инструменты. Изготовление разных кукол: из пряжи, «Акань», куклы – оберега.
Итоговое занятие (1час)
Оформление и организация выставки творческих работ учащихся кружка «Мастерица». Подведение итогов за год.

Учебно – тематический план

п/п Название разделов и тем Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие 1 1 2. Макраме 7 2 5
2.1 Азбука макраме. Из истории макраме. Инструменты и принадлежности. Правила Т. Б. Основные узлы и приёмы узелкового плетения. 1 1 2.2 Узлы из двух нитей. Простой односторонний узел, простой двусторонний узел. Плетение. 1 1
2.3 Узлы из 4 нитей. Двойной плоский узел с правым и левым замком. Выполнение цепочки из двойных плоских узлов. 1 1
2.4 Плетение по кругу. 1 1
2.5 Плетение кашпо для цветов. 3 1 2
3. Вышивка простейшими швами 6 2 4
3.1 Знакомство со швами. Инструменты и принадлежности. Правила Т.Б. 1 1 3.2 Швы «вперед иголку», «за иголку». Выполнение стебельчатого и тамбурного швов. Петельный и петлеобразный стежки. 1 1
3.3 Швы «козлик», «перевивы». 1 1
3.4 Разработка эскиза для вышивки картины. Вышивка картины простейшими швами. Оформление работы в рамку. 3 1 2
4. Вышивка в технике «изонить» 6 2 4
4.1 История вышивки. Материалы и приспособления. Основные приёмы вышивания. 1 1 4.2 Приемы вышивания в технике «изонить» на картоне. 2 - 2
4.3 Выполнение декоративных картинок и в технике «изонить». Оформление работы в рамку. 3 1 2
5. Вышивка лентами 10 3 7
5.1 Вышивка лентами – как вид декоративно – прикладного искусства. Инструменты, приспособления и материалы для работы. 1 1 5.2 Способы переноса рисунка на ткань. Закрепление ткани в пяльцы. Продевание ленты в ушко иглы. Способы закрепления вышивальной ленты. 1 1
5.3 Шов «петля», «полупетля». Шов «французский узелок». Приёмы и варианты вышивки. 1,5
0,5 1
5.4 Стежок прямой, стежок изогнутый, стежок витой. Стебельчатый шов. Приёмы и варианты вышивки. 1,5
0,5 1
5.5 Разработка эскизов для выполнения панно. Выполнение панно «Цветочная композиция» в технике вышивка лентами. Оформление работы в рамку. 5 1 4
6. Куклы 4 1 3
6.1 Куклы в культуре и традициях народов России. Типы и виды кукол. Изготовление кукол. 2 1 1
6.2 Культовые и обрядовые куклы
Изготовление куклы «Акань» 1 1
6.3 Куклы – обереги.
Изготовление куклы - оберега. 1 1
7. Итоговое занятие
Выставка творческих работ учащихся кружка. 1 1
Итого 35 11 24

Обеспечение программы
Для занятий используется методическая литература по декоративно-прикладному творчеству, истории искусства дизайна, методические разработки занятий по различным видам рукоделия. Учащиеся на занятиях пользуются книгами, журналами по различным видам рукоделия, схемами, инструкционными картами, схема цветового круга, схемы композиций готовых изделий и образцы самих изделий, образцами вышивки.
Условия реализации программы
Для организации учебного процесса кружка «Мастерица» необходим светлый кабинет, где воспитанники смогут усвоить все приемы и методы швейной работы, а так же овладеют ручными операциями декоративно-прикладного творчества. Для работы кабинет может быть оснащен компьютером, интерактивной доской и документ - камерой для демонстрации учебных материалов. Столами для выполнения ручных операций и стендом для демонстрации работ воспитанников.
Кабинет перед работой необходимо проветривать, а также после работы необходимо производить влажную уборку, что отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.
Материально-техническое оснащение:
инструменты: ножницы, линейка, ручные швейные иглы, гобеленовые иглы, пяльцы, клей;
материалы: ткань, картон, бумага, бисер, бусины, нитки мулине, швейные нитки, нити для макраме, атласные ленты.Дидактическое оснащение:
презентации;
наглядные пособия: картины вышитые в технике «изонить»; картины вышитые простейшими швами; панно, вышитые лентами; готовые образцы кукол; изделия в технике «макраме».
раздаточный материал: и инструкционно- технологические карты, схемы.
Оборудование рабочего кабинета:
емкости для хранения материалов и принадлежностей для занятий
ящики для хранения работ учащихся, находящиеся в процессе изготовления
стенды для наглядных пособий к занятиям и для демонстрации достижений воспитанников
компьютер, интерактивная доска, документ-камера
Методическое оснащение: план-конспект, информационные источники.

Список использованных источников
Нормативные документы:
1.Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.минобрнауки.рф.
2.Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы»: утверждена постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р.
3.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
4.«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. »
5.«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» : приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357.
6. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» : письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296.
7.Разъяснения по отдельным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255.

Методические документы:
8.Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
9.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. -223 с.
10.Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
11.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов – М.: Просвещение, 2011.
12.Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
Литература и ресурсы Интернета:
13. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. Ручная рабрта. [Текст] / Л.И. Бурундукова – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2011. – 88с.
14. Грожан Д.В. Детали интерьера. Копилка свежих идей. [Текст] / Д.В. Грожан – Ростов – на – Дону : Феникс, 2005. – 252 с.
15. Гусарова Н.Н. Рисуем нитью. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / Н.Н. Гусарова – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208с.
16. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. [Текст] / Н.Гусарова - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.
17. Ерёменко Т.И. Технология ручной вышивки. [Текст] / Т.И. Ерёменко, Е.С. Забалуева - М.: Просвещение, 2000.
18. Жеглова Ю.Г. Искусство макраме. [Текст] / Ю.Г. Жеглова, П.Н. Малитиков.- Москва, Феникс, Суфлер, 2014 г.- 64 с.
19. Жук С.М. Энциклопедия рукоделий. [Текст] / С.М. Жук - Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, Полиграфиз, 2012 г.- 160 с.
20. Жукова И.А, Ручная вышивка. Самый полный и понятный самоучитель. [Текст] / Ирина Жукова, Наталья Снытко - Москва, Эксмо, 2014 г.- 96 с.
21. Зайцева А. А. Вышивка лентами: самый полный и понятный самоучитель. [Текст] / А.А. Зайцева - С.-П. : Эксмо, 2015. – 96 с.
22. Зайцева А. А. Вышивка ленточками: мастер – класс для начинающих мастериц. [Текст] / А.А. Зайцева - С.-П. : Эксмо, 2012. – 64 с.
23. Зайцева А.А. Макраме. Самый полный и понятный самоучитель. [Текст] / А. Зайцева, Е. Моисеева - Санкт-Петербург, Эксмо, 2014 г.- 96 с.
24. Кокс Энн. Вышивка лентами. Техника, приёмы, модели. – изд. «Клуб семейного досуга», 2010. – 128 с.
24. Макраме для начинающих. Лучшие и оригинальные модели: - Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2011 г.- 264 с.
26. Макраме для начинающих. Лучшие и оригинальные модели: - Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2011 г.- 264 с.
27. Марченко, А.В. Настольная книга учителя технологии [Текст] : справочное метод. пособие / сост. А.В. Марченко. – М. : АТС «Астрель», 2005.
28. Матвеева, Т.А. Работа руководителя кружка [Электронный ресурс] / Т.А. Матвеева // http://www.lepiplast.ru/lep5.html
29. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013. -96 с.
30. Припеченкова С.И. уроки труда в 5 классе. Вышивание. Макраме. Поурочные планы. [Текст] / С.И. Припеченкова. - Волгоград, Учитель - 2001.
31. Рассамахина Е.Н. Технология изготовления тряпичной куклы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://corobushca32. Ращупкина С.Ю. Вышивка шелковыми лентами. – М.: Рипол Классик. – 2010. – 256 с.
33. Славянская обережная кукла. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tn-kukla34. Технология – уроки, тесты, конспекты. [Электронный ресурс] / Сайт для учителей. Режим доступа: http:// kopilkaurokov.ru35. Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс] / Сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов и родителей. Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/36. Хенри Деборо. Цветочные фантазии из лент [Текст] / Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
37. Шилкова Е.А. Вышивка лентами. [Текст] / Е.А. Шилкова - Москва, Рипол Классик, 2011 г.- 32 с.