Тема: Абай Кунанбаев поэма «Искандер». Образы Искандера и Аристотеля в поэме.
Предмет: Литература Класс:7 Четверть:1 Дата____________
Тема: Абай Кунанбаев поэма «Искандер». Образы Искандера и Аристотеля в поэме. Цели: ознакомление обучающихся с поэмой Абая Кунанбаева «Искандер»; Задачи: 1. Дать характеристику образов исторических личностей Александра Македонского и Аристотеля в поэме; 2. Формировать навык анализа исторической поэмы, 3. Развивать критическое мышление через анализ и синтез дополнительной исторической литературы. 4. Выявить морально-дидактический смысл поэмы, на его основе воспитывать моральные и нравственные качества обучающихся.
Методы: словесный, практический, репродуктивный.
Тип урока: изучение нового материалаХод урока: 1. Орг. момент 2. Какой раздел литературы мы изучаем? Назовите произведения, которые мы прочитали? Назовите исторические личности в данных произведениях? О какой исторической личности говорится в произведении М.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Кто такие опричники? Что вы о них узнали? В каком произведении описывается Запорожская Сечь? Назовите главных героев произведения? К какому жанру относится это произведение? О каких исторических личностях рассказывает Л.Толстойв фрагментах из произведения «Война и мир»? Игра «четвертый лишний» (назвать четвертый лишний предмет): 1.автор –персонаж, образ автора, автор-человек, читатель 2. «Полтава», «Медный всадник», «Бородино», «Арион» 3. Мазепа, Кочубей, Тушин, Карл 12 4. Иван Васильевич, Алена Дмитриевна, Бенигсен, Степан Парамонович 5. «СВ.Елена», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Совет в Филях», «Воздушный корабль» 3. Знакомство с темой урока: Сегодня мы познакомимся с поэмой А. Кунанбаева «Искандер». Эпиграф к уроку: Что это? Абая ли это портрет? Могущества слава и песни расцвет! Умом и отвагою равно велик, Какой же с Абаем сравниться поэт? Величье акына он гордо вознес, Грядущему славным примером возрос. Ж.Жабаев Что вам известно о творчестве А. Кунанбаева? Рассказ ученицы об А. Кунанбаеве. КУНАНБАЕВ Абай (Ибрагим) (1845 - 1904) Великий казахский поэт, мыслитель и просветитель; основоположник и классик казахской литературы, родоначальник казахского литературного языка. Родился 29 июля (10 августа) 1845 в Чингизских горах (ныне село Караул Абайского р-на Восточно - Казахстанская обл.) в кочевьях рода тобыкты в семье старшего султана Каркаралинского окружного приказа КунанбаяУскенбаева. Получил хорошее гуманитарное образование. Учился в медресе имама Ахмет- Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Здесь познакомился с классической персидской литературой – классиками Ближнего Востока Фирдоуси, Низами, Саади, Хафизом и др. Также учился и в русской приходской школе, нарушая запрет медресе. После пяти лет обучения начал писать стихи, подражая восточным поэтам. Детское прозвище Абай, что означает «осмотрительный, вдумчивый», он получил от матери, сделав его впоследствии своим литературным псевдонимом. С 13 лет отец приучил его вникать в межродовые тяжбы, что составляло административные функции главы рода. Абай выступал посредником в спорах, обнаруживая логику и стремление к справедливости. К 20 годам был известен как хороший оратор и администратор. В 28 лет отошел от дел и занялся самообразованием. Писал стихи, сначала приписывая их авторство своему другу КокпаюДжантасову, изучал русскую культуру, занимался в публичной библиотеке. Познакомился с русскими политическими ссыльными, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. К этому времени относится начало его переводческой деятельности – он переводит на казахский произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова, зарубежных классиков, пишет казахские песни на слова отрывков из Евгения Онегина.Абай в переводах на казахский учитывал особенности казахской культуры, ее песенные традиции и истоки. Не ломая их, он прививал казахскому языку новые формы, идеи и сюжеты. С какими героями вы познакомились, когда читали поэму? Рассказ о А. Македонском. Алекса́ндрМакедо́нский у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн, предположительно 20 июля 356 — 10 июня 323 гг. до н. э.) —македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Алекса́ндрВели́кий. Ещё в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории. Взойдя на престол после гибели отца, македонского царя Филиппа II, Александр обезопасил северные рубежи Македонии и завершил подчинение Греции разгромом мятежного города Фивы. Весной 334 года до н. э. Александр начал легендарный поход на Восток и за семь лет полностью завоевал Персидскую империю. Затем он начал покорение Индии, но по настоянию солдат, утомлённых долгим походом, отступил. Основанные Александром города, которые и в наше время являются крупнейшими в нескольких странах, и колонизация греками новых территорий в Азии содействовали распространению греческой культуры на Востоке. Почти достигнув возраста 33 лет, Александр скончался в Вавилоне от тяжёлой болезни. Аристо́тель (384 до н. э., Стагира, Фракия —322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Слово учителя: Образ Искандера — Александра Македонского — очень популярен и в устном народном творчестве, и в классической поэзии Востока. Кроме многочисленных сказок и преданий об Искандере имеются крупные поэтические произведения, поэмы Фирдоуси, Низами, Навои. Обращаясь к традиционной в восточной поэзии теме — жизни и деятельности Искандера, Абай дает совершенно новое, отличное от восточной традиции, истолкование его образа. Во многих фольклорных и письменных произведениях народов Востока Искандер воспевался вне связи с исторической правдой, как сказочный герой, великий полководец, мудрый правитель. В поэме «Искандер» Абай отказывается от идеализации великого завоевателя и создает образ безмерно честолюбивого, алчного, жестокого человека. Искандеру противопоставлен мудрый Аристотель. Ребята, сейчас вы получите дополнительную информацию. Ваша задача прочитать и рассказать о том, что вы узнали. Что вы узнали из прочитанного материала. Поделитесь своими мыслями А теперь поработаем с текстом поэмы. Поэма – один из видов рода литературы: стихотворное сюжетное повествование. Встречались ли в тексте непонятные слова? Сейчас мы с вами познакомимся со словами, которые вам были не понятны. Скипетр – жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой, знак власти монарха. ( Монарх - наследственный или выборный единовластный глава государства (царь, король, султан и т.п.), стоящий во главе монархии. Алчность – 1) а) Жадность, ненасытность в еде. б) перен. Страстное желание чего-л., стремление к чему-л. 2) перен. Корыстолюбие - (Стремление к личной выгоде, обогащению, наживе. ) Литавр – род музыкального барабана; медный котлища полушаром, затянутый кожей (ослиною, козлиною, телячьею) с винтами или невольками для строя. Латы – В старину: металлические доспехи, броня. Кольчуга - Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Чертог – (устар.) - великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке. Чело- (устар.) лоб (""бить челом"" - кланяться до земли; перен. -просить или благодарить)... 2) Передняя часть русской печи. Привратник –Сторож у ворот, у входа куда-л. Глазничная кость – Алмаз – Драгоценный камень, бесцветный и прозрачный, отличающийся большой твердостью. Алмаз, ограненный в известную форму, называется брильянтом. Тонкий кусок этого камня, вделанный в рукоятку для резки стекла. Сапфир - Драгоценный камень синего или голубого цвета, прозрачная разновидность корунда. (Корунд - твёрдый минерал — кристаллический глинозём с примесью железа, хрома, титана.) Анализ поэмы: Что вы узнали об Искандере? Расскажите о диалоге старика и Искандера. Что подает сторож Искандеру? Как отвечает Аристотель на вопрос повелителя? Почему чаша с кистью перевесила чашу с золотом? Как отвечает царь на выводы Аристотеля? Почему царь поворачивает войско обратно? Перечитайте слова Абая в финале поэмы. Каким видит Абай Искандера? Что, по мнению поэта, является причиной его многочисленных военных походов? Как характеризует Абай Аристотеля? Какой урок дает мудрец Искандеру? Герои произведения исторические личности или вымышленные персонажи? Какую тему затрагивает автор? Над чем заставляется задуматься нас автор? Напишите пятистишие: 1 ряд – Аристотель, 2 ряд –Искандер. Работа в парах: составьте кластер об Искандере. Искандер – царь Македонии – сын Филиппа – 21 год,- «царь –царей» Подведите итоги нашего разговора. Аристотель намекает на ненасытность, кровожад¬ность, непомерное честолюбие Искандера и напоми¬нает ему о том, что всему есть предел, и если кто-то не будет соблюдать меры, то не мудрено, что он будет осмеян. Незнание меры в любом деле непременно приво¬дит к его краху. По пониманию Абая, повышенное властолюбие, погоня за славой также ведут человека к жалкому финалу. Поэма "Искандер" пронизана философской мыслью Абая о варварстве как о соци¬альном зле. Работа в группах: Прочитать информацию и поделится с ней с другими. 1.Тема Искандера еще во времена Абая была старой темой. В западноевропейской и восточной литерату¬ре было известно много произведений, героем кото¬рых был Александр Македонский. Тогда почему же Абай берется за эту далеко не новую тему? Ведь для него было чуждо повторение уже известного. Что послужило толчком, предпосылкой создания поэмы "Искандер» Образ Искандера известен казахам через художе¬ственную литературу. Мало кто из поэтов Востока не написал хотя бы несколько строк о нем. Все их сочи¬нения известны казахам издавна. 2.Классики Востока, рассказывая об Искандере, очень редко повторяли друг друга, благо, что преда¬ний и легенд было достаточно. Земель, покоренных великим завоевателем, встреч и разговоров, бесед со знаменитыми учеными было множество, и каждая из этих легенд становилась основой для очередного сю¬жета. Например, Низами поведал миру о встречах Искандера с мыслителями Индии, ставил их на одну ногу с ними. У прославленного Фирдоуси, автора-любимой казахами поэмы "Шах-наме", Искандер — сын персидского царя Дария, 'отправляющегося в Мекку и становящегося мусульманином. Безусловно, каждый поэт давал свою трактовку образа Искандера, но главный вопрос, Который для нас важен, — что побуждало их снова и снова возвра¬щаться к нему? И Абая тоже. 3.Возможно причина превращения образа Исканде¬равмифический персонаж, повышенного интереса к нему прославленных поэтов в том, что он очень рано ушел из жизни. Искандер — Александр родился в 356 году до нашей эры, умер в 323 году. Жизнь длиною в 33 года. Греки называли сорокалетний рубеж возрастом расцвета, казахи говорили, что в эти годы прихо¬дит разум. В связи с этим взросление Искандера про¬изошло чуть позже, в сочинениях мыслителей и по¬этов, которым образ Искандера нужен был для того, чтобы показать противоречия в природе гуманизма, ибо великий завоеватель — фигура в историческом плане очень сложная. Искандер, занявший место отца на престоле, был известен своей жестокостью, коварством, деспотиз¬мом. Гуманное воспитание, полученное в детстве, ино¬гда проявлялось в нем, и это помогло историкам соз¬дать положительный образ. 4.Поэтов Востока не интересовали подлинные фак¬ты из жизни Искандера. В большинстве случаев они использовали для своих произведений сюжеты легенд и предании. И, наверное, потому не Фирдоуси, Низа¬ми, послужили популярности Искан¬дера, а напротив, образ великого завоевателя помог им... Абай, преклоняясь перед своими наставниками —поэтами Востока,— вносит изменения в созданный ими образ Искандера, иначе говоря, вступает с ними в спор... Поэт-реалист, Абай раскрывает образ Искан¬дера в полном соответствии с исторической правдой. 5.Абай отличал истинные заслуги выдающихся лю¬дей своего времени от мнимой славы отдельных исто¬рических личностей. Яркий тому пример — воссозда¬ние образа Александра Македонского. В его поэме "Искандер" обрисованы две личности — знаменитый воитель Македонский и выдающийся ученый-фило¬соф Аристотель. В оценке заслуг этих двух историче¬ских лиц Абай предпочтение отдает Аристотелю, по¬казывая его как человека умного, обладающего ши¬роким кругозором, глубоким умом, благодаря кото¬рому он смог, по мысли Абая, даже пресечь агрессив¬ные планы Александра. Ум ученого импонирует Абаю Кунанбаеву. Работа по итоговым тестам. Итоговые тесты к уроку: 1. Где родился Абай? А) в Чингизских горах б) в Тянь–Шанских горах в) Каратауских горах 2. Настоящее имя Абая а) Абай б) Ибрагим в) Мухаммед – Ханафия 3. В каком возрасте Искандер вступил на престол? А) 30 б)21 в) 19 4. Кому принадлежат эти слова: «О владыка, не гневайся, дай сказать! Здесь предел твоей славы,- славней не стать» А) Искандер б) Аристотель в) Абай 5. Укажите слово, которое соответствует этому значению: «великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке». А) чертог б) чело в) привратник 6. Металлические доспехи, броня- это? А) латы б) кольчуга в)литавр 7. «Эта кость не проста, не бросай ее» - кому принадлежат эти слова? А) Искандеру б) Аристотелю в) сторожу 8. Какое по жанру произведение «Искандер»? А) рассказ б)стихотворение в) поэма 9. Алена Дмитриевна, Калашников герои какого произведения? А) «Тарас Бульба» б) Песня про царя Ивана Васильевича … в) «Полтава» 10. Какое по жанру произведение «Тарас Бульба»? А) повесть б) поэма в) роман Проверка выполненных тесовых вопросов. Подведение итогов урока. Релаксация. Музыка. На доске картинка с изображением весов. Перед детьми чащи весов. Ребята, кто из героев вам показался положительным, у которого можно чему-то научиться? Свои смайлики с улыбкой перенесите на одну из чаш. Дети записывают свои впечатления об уроке на смайликах и вывешивают на доске.. д\з составить 10 тестовых вопросов по поэме