Пояснительная записка по английскому языку 5кл


Календарно-тематическое планирование
«Английский язык. Brilliant» 5 класс Ю.А. Комарова и др.М. «Русское слово», Macmillan,2014г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе рабочей программы ( 5-6 классы) к учебникам Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой и др. «Английский язык» автор-составитель И.В. Ларионова, Изд. «Русское слово», Москва, 2014
Рабочая программа основного общего образования по английскому языку для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, программы курса «Английский язык» (автор-составитель И.В. Ларионова). В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Рабочая программа служит ориентиром при тематическом планировании, конкретизирует содержание учебного курса, рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Она также позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами английского языка.
Программа предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по английскому языку на каждом этапе.
Цель программы – формировать представления о роли языка в жизни человека, общества, государства и приобщать учащихся через изучение иностранного языка к ценностям национальной и мировой культуры
Основные задачи нацелены на выполнение требований, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения:
- дальнейшее формирование коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
- дальнейшее формирование знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
- достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах, как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
- формирование умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Программа служит ориентиром при тематическом планировании курса, содействует сохранению единого образовательного пространства.
Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык»
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Примерная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе английскому).
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Обучение иностранному языку (английскому) в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить связи английского языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире.
К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися общеевропейского допорогового уровня подготовки по иностранному языку (английскому языку) (уровень А-2). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения образования на старшей ступени в полной средней школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования.
При изучении английского языка в рамках данного курса используется концентрический способ развертывания содержания учебного материала, т.е. одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста обучающихся.
Цели и задачи обучения английскому языку
Изучение иностранного языка в целом и английского в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· -развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
-речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
-языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствииc темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
-социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
-компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
-учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
· -развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
• Рабочая программа. Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова «Английский язык» 5-6 класс. Изд. «Русское слово», 2012 г.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014 г. № 253«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».
• Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы [Текст]. М.: Просвещение, 2011.
Программа также ориентирована на особенности культурной, социальной, политической и научной реальности современного мира эпохи глобализации и учитывает важную роль английского языка в межнациональном общении.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
· Учебник. Английский язык. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер. 5 класс
· Рабочая тетрадь. Английский язык. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер. 5 класс
· Книга для учителя. Английский язык. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер. 5 класс
· CD-диск. Английский язык. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер. 5 класс
Отличительными характеристиками УМК являются:
· задания, направленные на формирование и развитие коммуникативных умений в реальных ситуациях общения;
· осуществление межпредметных связей как фактор оптимизации процесса обучения английскому языку;
· обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения иностранному языку является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты бы хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувств её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе проводится через работу над текстами художественных произведений литературы и детского фольклора, включенных в учебники по иностранному языку.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней; формирование эмоционально - позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и иноязычному общению.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
При изучении иностранного языка в основной школе развивается их коммуникативная культура, развиваются ценностные ориентиры и основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения аутентичных тестов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения, вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре.
Место предмета иностранный язык в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 5—7 классах — 315 часов — из расчета 3-х учебных часов в неделю;
8—9 классах — 210 часов — из расчета 3-х учебных часов в неделю.
В программе предусмотрен резерв свободного времени в размере 10% от общего объема часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Обучение английскому языку в основной школе обеспечивает преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Однако, изучение английского языка в основной школе характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырёх видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. В этом возрасте у школьников появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку. Всё это позволяет расширить связи английского языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с ровесниками из других классов, школ, других стран, в том числе и через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире.
Уровень овладения английским языком к завершению обучения в основной школе позволяет выпускникам основной школы использовать английский язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе и для дальнейшего самообразования.
Результаты изучения учебного предмета
Изучение английского языка по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
· ·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· ·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· ·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
· ·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· ·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
· ·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· ·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· ·установка на здоровый образ жизни;
· ·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
· ·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
· ·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· ·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· ·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· ·адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
· ·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
· ·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
· ·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
· ·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
· ·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
· ·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты, в свою очередь делятся на коммуникативные, регулятивные и познавательные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· ·принимать и сохранять учебную задачу;
· ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· ·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· ·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
· ·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· ·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· ·различать способ и результат действия;
· ·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
· ·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· ·преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· ·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· ·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
· ·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
· ·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия
· Выпускник научится:
· ·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· ·формулировать собственное мнение и позицию;
· ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· ·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· ·задавать вопросы;
· ·контролировать действия партнёра;
· ·использовать речь для регуляции своего действия;
· ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· ·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· ·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
· ·строить сообщения в устной и письменной форме;
· ·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· ·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
· ·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· ·осуществлять синтез как составление целого из частей;
· ·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
· ·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· ·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
· ·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
· ·устанавливать аналогии;
· ·владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:
· ·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· ·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· ·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· ·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· ·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· ·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· ·осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· ·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· ·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
· начинать, вести/ поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
· расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
· рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
· сообщать краткие сведения о своём городе/cеле, о своей стране и странах изучаемого языка;
· описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свой отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
· воспринимать на слух и понимать полностью речь учителя, одноклассников;
· воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи( сообщение/рассказ/ интервью);
· воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию;
Чтении:
· читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
· читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/ нужной/интересующей информации;
· читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста( языковой догадки,выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
Письменной речи :· заполнять анкеты и формуляры;
· писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета ,принятых в стране, странах изучаемого языка;
· составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция ( владение языковыми средствами):
· применение правил написания слов, изученных в основной школе;
· адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
· соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов(утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное чтение предложений на смысловые группы;
· распознание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
· знание основных способов словообразования( аффиксация, словосложения, конверсии);
· понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
· распознание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений(видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
· знание основных различий систем иностранного и русского языков.
Социокультурная компетенция:
· - знание национально культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
· распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета ( реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
· знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/ стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора ( скороговорки, поговорки, пословицы);
· знакомство с образцами художественной, публицистической и научно- популярной литературы;
· представление об особенностях образа жизни, быта,культуры стран изучаемого языка ( всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
· представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
· понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
· умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; · владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать, слушать текст с разной глубиной понимания);
· умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
· готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
· умение пользоваться справочным материалом ( грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
· владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере :· представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
· достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
· представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания самореализации и социальной адаптации;
· приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах.
Г. В эстетической сфере:
· владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
· стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
· развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
· умение рационально планировать свой учебный труд;
· умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
· стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Основное содержание обучения
Базисный план отводит 525 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) на обязательное изучение английского языка. Вторая цифра в разделе «Предметное содержание» предназначена для школ с большим, чем в БУП количеством часов. Выделенные курсивом виды деятельности учащихся предназначены для школ с большим, чем в БУП, количеством часов.
Содержание курса Основные виды деятельности учащихся
1. Предметное содержание
1.Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность
и черты характера человека (60 часов / 65 часов).
2.Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка, дискотека, кафе). Виды отдыха, путешествия. Молодеж-ная мода. Покупки. Карманные деньги(60 часов / 75 часов).
3.Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек(40 часов / 50 часов).
4.Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Международные школьныеобмены. Переписка с зарубежнымисверстниками. Каникулы в различное время года (55 часов / 70 часов). Содержание курса Основные виды деятельности учащихся
5.Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее (40 часов /55 часов).
6.Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, Погода. Условия проживания в городской / сельской местности. Транспорт(50 часов / 70 часов).
7.Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет) (30 часов / 40 часов).
8.Страна / страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города,регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру (60 часов /100 часов)2. Виды речевой деятельности / Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Объем диалога — от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога — 2,5—3 мин (9 класс)
Диалог этикетного характера Начинать, поддерживать и заканчивать разговор. Начинать, вести и заканчивать разговор по телефону. Поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них. Выражать благодарность. Вежливо переспрашивать. Выражать согласие / отказ
Диалог-расспрос Сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов. Самостоятельно запрашивать информацию. Выражать свое мнение / отношение.
Переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.
Брать / давать интервью
Диалог — побуждение к действию Обращаться с просьбой.
Соглашаться / не соглашаться выполнить просьбу. Давать советы.
Принимать / не принимать советы партнера. Приглашать к действию / взаимодействию.
Соглашаться / не соглашаться на предложение партнера, объяснять причину своего решения
Диалог — обмен мнениями Выслушивать сообщения / мнения партнера. Выражать согласие / несогласие с мнением партнера. Выражать свою точку зрения и обосновывать ее. Выражать сомнение.
Выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (восхищение, удивление, радость, огорчение и др.)
Содержание курса Основные виды деятельности учащихся
Комбинированный диалог Сообщать информацию и выражать свое мнение.
Расспрашивать и давать оценку.
Просить о чем-либо и аргументировать свою просьбу
Полилог / свободная беседа Выслушивать сообщения /мнения партнера. Выражать согласие / несогласие с мнением партнера. Выражать свою точку зрения и обосновывать ее. Использовать заданный алгоритм ведения дискуссии
Монологическая речь
Объем монологического высказывания — от 8—10 фраз (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога — 1,5—2 мин (9 класс)
Высказывание о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или прослушанный текст, вербальную ситуацию или зрительную наглядность Высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), с опорой на ключевые слова, вопросы, план и без опоры. Кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему / в связи с ситуацией общения, используя аргументацию и выражение своего отношения к предмету речи. Делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного. Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст / ключевые слова / план.Выражать и аргументировать свое отношение к услышанному / прочитанному.
Кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Сочетать в своем высказывании различные типы речи. Комментировать факты из прослушанного / прочитанного текста. Делать презентацию по результатам выполнения проектной работы
АудированиеЖанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др. Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования — до 1 мин. Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными явлениями и некоторое количество незнакомых языковых явлений.
Время звучания текстов для аудирования — до 1,5 мин
При непосредственном общении Понимать в целом речь учителя по ведению урока. Распознавать на слух и полностью речь учащихся в ходе общения с ними.
Распознавать на слух и понимать связное высказывание учителя, учащихся, построенное на знакомом материале и/или содержащее
некоторые незнакомые слова.
Использовать контекстуальную или языковую догадку. Использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.
Вербально или невербально реагировать на услышанное
При опосредованном общении (на основе аудиотекста) Понимать основное содержание несложных аутентичных текстов в рамках тем, отобранных для основной школы. Прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения. Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте. Отделять главные факты, опуская второстепенные. Выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку/контекст. Игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания основного содержания
Содержание курса Основные виды деятельности учащихся
Чтение
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические. Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявления, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др. Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объем текстов для чтения — 600—700 слов
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Объем текста для чтения — около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объем текста для чтения — около 500 слов. Умение использовать двуязычный словарь независимо от вида чтения
Чтение и понимание аутентичных текстов разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание в зависимости от коммуникативной задачи Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
Выразительно читать вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал
С пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей.
Прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста.
Определять тему/основную мысль.
Выделять главные факты из текста, опуская второстепенные. Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части. Озаглавливать текст, его отдельные части.
Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту. Игнорировать незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста
С полным пониманием содержания (изучающее чтение) Читать несложные аутентичные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки: анализировать структуру и смысл отельных частей текста с учетом различий в структурах родного и изучаемого языков; переводить отдельные фрагменты текста. Озаглавливать текст, его отдельные части.
Устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста.
Оценивать полученную информацию. Выражать свое мнение о прочитанном.
Комментировать некоторые факты / события текста, выражая свое мнение о прочитанномС выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое /поисковое чтение) Выбирать необходимую / интересующую информацию, просмотрев один текст или несколько коротких текстов.
Находить значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника.
Пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником. Оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения поставленной коммуникативной задачи
Содержание курса Основные виды деятельности учащихся
Письменная речь
Выписки из текстов, короткие поздравления с выражением пожеланий Владеть основными правилами орфографии, написанием наиболее употребительных слов
Заполнение бланков и несложных анкет в форме, принятой в странах английского языка. Личное письмо с опорой на образец Делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях.
Заполнять формуляры, бланки, анкету, сообщая о себе основные сведения: указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес. Писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объем 30—40 слов, включая адрес). Писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо; рассказывать о различных событиях, делиться впечатлениями, высказывая свое мнение). Объем личного письма — около 100—110 слов, включая адрес. Составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности. Писать небольшое сочинение на известную тему с опорой /без опоры на образец
Графика и орфография
Правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-граммати-ческого материала Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. Сравнивать и анализировать буквосочетания и транскрипцию. Вставлять пропущенные слова. Применять основные правила чтения и орфографии
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различия на слух всех звуков английского языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу Различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка.
Соблюдать нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи.
Соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе. Различать коммуникативный тип предложения по его интонации. Корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение, общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы). Воспроизводить слова по транскрипции.
Оперировать полученными фонетическими сведениями из словаря в чтении и говорении
Лексическая сторона речи
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе). ЛЕ включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран родного и изучаемого языка Узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики основной школы в соответствии с коммуникативной задачей.
Использовать в речи простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и речевые клише в соответствии с коммуникативной задачей.
Употреблять слова, словосочетания, синонимы, антонимы, адекватно ситуации общения
Основные способы словообразования: 1) аффиксация: Узнавать простые словообразовательные элементы (суффиксы, префиксы)
Содержание курса Основные виды деятельности учащихся
глаголов dis-, mis-, re-, -ize/ise; существительных -sion/-tion, -ance/-ence, -ment, -ity, -ness,-ship, -ist, -ing; прилагательных un, im-/in-, inter-, -y> -fy> -Jul, -al, -ian/-an, -ing, -ous, -able/-ible, -less, -ive; наречий -ly\
числительных -teen, -ty, -th;
2)словосложение:
существительное + существительное; прилагательное + прилагательное; местоимение + существительное;
3)конверсия:
образование существительных от неопределенной формы глагола {to stay — stay); образование прилагательных от существительных (cold — cold weather). Распознавание и использование интернациональных слов (doctor). Представление о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности, лексической сочетаемости Распознавать принадлежность слова к определенной части речи по суффиксам и префиксам. Выбирать нужное значение многозначного слова. Опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные слова, слова, образованные путем словосложения)
Грамматическая сторона речи
Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; предложения с начальным // и с начальным There + to be Воспроизводить основные коммуникативные типы предложений на основе моделей / речевых образцов. Соблюдать порядок слов в предложении.
Различать нераспространенные и распространенные предложения. Использовать в речи простые предложения с простым глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемыми; безличные предложения; конструкции there is /there are
Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or Употреблять в речи сложносочиненные предложения с союзами and, but, or
Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that's why, than, so, for, since, during, where, if, unless, so that Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях сложноподчиненные предложения следующих типов: определительные (who, what, which, that); времени (when, for, since, during); места (where); причины (why, because, that's why); цели (so that) условия (if, unless); результата (so); сравнения (than)
Сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever Понимать при чтении сложноподчиненные предложения различных типов с союзами whoever, whatever, however, whenever
Условные предложения реального (Conditional I) и нереального характера (Conditional II) Различать условные предложения реального и нереального типа. Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях условные предложения реального и нереального типа
Условные предложения нереального характера (Conditional III) Понимать при чтении условные предложения нереального типа и употреблять их в устных и письменных высказываниях
Все типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в present, future, past simple; present continuous) Различать типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы). Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях все типы вопросительных предложений в present, future, past simple; present continuous
Содержание курса Основные виды деятельности учащихся
Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме Выражать побуждение с помощью повелительного наклонения
Предложения с конструкциями as...as, not so ...as, either...or, neither ...nor Понимать при чтении и на слух конструкции as...as, not so ...as, either...or, neither ...nor и использовать их в рецептивной и продуктивной формах речи
Конструкции с глаголами to be going to (для выражения будущего действия); to love /hate doing something; Stop talking Понимать при чтении и на слух конструкции с глаголами на -ing: to be going to, to love /hate doing something; Stop talking и употреблять их в устных высказываниях и письменных произведениях
Конструкции It takes me...to do something; to look/fee/be happy Понимать при чтении и на слух конструкции It takes те ... to do something; to look/feel/ be happy и употреблять их в устных высказываниях и письменных произведениях
Конструкции be / get used to something; be/get used to doing something Понимать при чтении и на слух конструкции be/get used to something; be /get used to doing something и употреблять их в устных высказываниях и письменных произведениях
Конструкции с инфинитивом (сложное дополнение и сложное подлежащее) типа /saw him ride / riding his bike Понимать при чтении и на слух конструкции с инфинитивом (сложное дополнение и сложное подлежащее) и употреблять их в устных высказываниях и письменных произведениях
Правильные и неправильные глаголы с формами действительного залога в изъявительном наклонении {present, pest, future simple; present, past perfect; present, past, future continuous; present perfect continuous; future-in-the past)Понимать при чтении и на слух известные глаголы в изъявительном наклонении в действительном залоге в present, pest, future simple; present, past perfect; present, past, future continuous; present perfect continuous; future-in-the past.
Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях глаголы в present, pest, future simple; present, past perfect; present, past, future continuous; present perfect continuous; future-in-the past, обслуживающие ситуации общения, отобранные для основной школы
Глаголы в видовременных формах страдательного залога {present, past, future simple passive)Понимать при чтении и на слух известные глаголы в страдательном залоге present, past, future simple passive.
Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях глаголы в страдательном залоге: present, past, future simple passive
Глаголы в видовременных формах страдательного залога {pastperfect passive)Понимать при чтении глагольные формы в видовременных формах страдательного залога: past perfect passive
Модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/be able to, may/might, must/ have to, shall/should, would, need) Выражать свое отношение к действию, описываемому при помощи модальных глаголов и их эквивалентов can/could/be able to, may/ might, must/have to, shall/should, would, need
Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем и прошедшем времени Узнавать при чтении и на слух косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени. Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени
Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого Узнавать при чтении и на слух согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого. Применять правило согласования времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого
Неличные формы глагола (герундий, причастия настоящегоРаспознавать по формальным признакам при чтении и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива, герундия, причас-Содержание курса Основные виды деятельности учащихся
и прошедшего времени) без различения их функций тия настоящего времени, отглагольного существительного) без различия их функций.Различать причастия настоящего и прошедшего времени. Образовывать причастия настоящего и прошедшего времени при помощи соответствующих правил и употреблять их в рецептивной и продуктивной речи
Наиболее употребительные фразовые глаголы, обслуживающие ситуации общения, отобранные для данного этапа обучения Узнавать при чтении и на слух наиболее употребительные фразовые глаголы, обслуживающие ситуации общения, отобранные для данного этапа обучения.
Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях фразовые глаголы, обслуживающие ситуации общения, отобранные для данного этапа обучения
Определенный, неопределенный и нулевой артикли (употребляемые в том числе с географическими названиями) Различать существительные с определенным / неопределенным / нулевым артиклем и правильно их употреблять в устных и письменных высказываниях
Неисчисляемые и исчисляемые существительные, существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени (a burning meat, a written letter). Существительные в функции прилагательного {art gallery)Различать неисчисляемые существительные и правильно употреблять их в речи.
Употреблять в рецептивной и продуктивной речи словосочетания «причастие настоящего времени + существительное», «причастие прошедшего времени + существительное».
Использовать в устных высказываниях и письменных произведениях существительные в функции прилагательного
Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу Различать степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилам.
Образовывать степени сравнения прилагательных и наречий и употреблять их в рецептивной и продуктивной речи
Личные местоимения в именительном {his) и объектном падежах {те), а также в абсолютной форме {mine). Неопределенные местоимения {some, any)Узнавать на слух / при чтении и употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях личные местоимения в именительном (his) и объектном падежах (те), а также в абсолютной форме (mine); неопределенные местоимения (some, any)Возвратные местоимения, неопределенные местоимения и их производные {somebody, everything)Возвратные местоимения, неопределенные местоимения и их производные (somebody, everything)
Наречия, оканчивающиеся на -1у {early), а также совпадающие с прилагательными (fast, high)Узнавать в рецептивной и употреблять в продуктивной речи некоторые наречия времени и образа действия
Устойчивые словоформы в функции наречий типа sometimes, at last, at least и пр. Понимать при чтении и на слух устойчивые словоформы в функции наречий типа sometimes, at last, at least и пр. и употреблять их в устных и письменных высказываниях
Числительные для обозначения дат и больших чисел Различать при чтении и на слух числительные для обозначения дат и больших чисел и употреблять их в устных и письменных высказываниях
Предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые в страдательном залоге (by, with) Различать при чтении и на слух числительные для обозначения дат и больших чисел и употреблять их в устных и письменных высказываниях.
Различать при чтении и на слух предлоги места, времени, направления, предлоги страдательного залога и употреблять их в устных и письменных высказываниях
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
—знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
употребительной фоновой лексикой и реалиями стран изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространенными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка, об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру), о некоторых произведениях художественной литературы на изученном иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, распространенную оценочную лексику);
умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
—переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
—использовать в качестве опоры в собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
работать с информацией (создание, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц);
работать с прослушанным / прочитанным текстом (извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации);
работать с разными источниками на английском языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;—самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
использовать выборочный перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями;
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Описание учебно-методического комплекта «Английский язык»
Учебно-методический комплект (УМК) «Английский язык. 5—9 классы» в составе учебников «Английский язык. 5 класс» (Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Гренджер. М.: ООО «Русское слово — учебник»: Макмиллан), «Английский язык. 6 класс» (Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. М.: ООО «Русское слово — учебник»: Макмиллан), «Английский язык. 7 класс» (Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. М.: ООО «Русское слово — учебник»: Макмиллан), «Английский язык. 8 класс» (Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. М.: ООО «Русское слово — учебник»: Макмиллан), «Английский язык. 9 класс» (Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. М.: ООО «Русское слово — учебник»: Макмиллан) входит в систему учебников средней школы «Инновационная школа» и предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и лицеев.Отличительные характеристики УМК
—задания, направленные на формирование и развитие коммуникативных умений в реальных ситуациях общения;
осуществление межпредметных связей как фактор оптимизации процесса обучения английскому языку;
обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка.
Структура и содержание УМК
УМК состоит из следующих компонентов:
Программа курса
Рабочая программа
Учебник с аудиодиском
Рабочая тетрадь
Книга для учителя
Предусмотренный авторами коммуникативно-деятельностный подход обеспечивает решение вопросов:
—отбора лингвистического и литературного материала;
выбора способа подачи этого материала учащимся (наблюдение, сопоставление, сравнение, обобщение языковых явлений);
определения роли данного материала в формировании лингвистического мышления, читательских умений и коммуникативно-речевых навыков учащихся (развитие надпредметных и узкопредметных умений и навыков учащихся средствами предмета);
—развития нравственных и ценностных убеждений учащихся.
Настоящий УМК разработан с опорой на следующие дидактические принципы:
научность, что предполагает научно-обоснованный подход к отбору учебного материала и разрабатываемым заданиям и упражнениям;
деятельностный подход к организации обучения, предполагающий практическую деятельность, наблюдение, включенность учащихся в игровые ситуации, диалоги в коммуникативно-речевых ситуациях, постепенное возрастание самостоятельности;
познавательная активность: рабочие материалы содержат задания поискового и исследовательского характера;
вариативность: учитель имеет возможность определить для учащихся уровень освоения знаний (необходимый или расширенный);
—наглядность: достаточное количество визуальных основ в виде рисунков, схем, таблиц;
—обучение с опорой на имеющуюся у учащихся зону ближайшего развития (соответствие идеям Л.С. Выготского);
—поэтапное формирование умственных действий (соответствие идеям П.Я. Гальперина).
Обучение по разработанному УМК характеризуется спецификой содержательного и деятелъностного компонентов.
Содержательный компонент обеспечивает возможность развития всех аспектов и видов речевой деятельности. Содержательный аспект представлен материалом, способствующим обучению учащихся работе с информацией различного типа, что является необходимым условием современного образования. Названный аспект обеспечивает системность и преемственность в изучении языка. Тексты разных стилей и жанров и внетекстовые компоненты (вопросы, задания, памятки, таблицы; иллюстративный материал; аппарат ориентировки-примечания, оглавление, указатели и др.) обеспечивают взаимное функционирование частей целого.
Деятельностный подход обусловливает коммуникативно-познавательную направленность курса, что обеспечивает реализацию основной функции языка — быть средством общения; формирование умений ориентироваться в ситуации общения, адекватно воспринимать речь, правильно строить свое высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от речевой ситуации. Деятельностный аспект способствует развитию субъектности учащихся — их способностей к самопознанию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения ими нового социального опыта и возрастания значимости для них процесса и результата обучения и развития. Данный аспект обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
УМК позволяет учителю эффективно реализовать обучающий, развивающий и воспитательный потенциал каждого урока, помогает организовать эффективную работу на уроке и дома, способствует созданию интеллектуальной и эмоциональной среды, необходимой содержанию курса.