План самообразования учителя математики. Методическая тема Профессиональная деятельность учителя математики в контексте требований ФГОС ООО
План профессионального самообразования
учителя математики
Унгефук Ольги Михайловны
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
А. Дистервег2012-2015 учебный год
Методическая тема:
«Профессиональная деятельность учителя математики в контексте требований ФГОС»
Тема самообразования определяется, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовыми к работе по ФГОС ООО. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, УМК, участвовать в разработке рабочих программ по математике в соответствие с требованиями ФГОС, повышать свою квалификацию.
Цели самообразования:
повышать свой профессиональный уровень в области теории и методики преподавания математики в связи с введением ФГОС ООО;
формировать способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
уметь воплотить творческие идеи и замыслы в своей деятельности.
Задачи:
изучить различные образовательные технологии, которые можно использовать для конструирования уроков математики в контексте требований ФГОС ООО;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемых технологий;
овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ.
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая),
Интернет;
семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом,
мастер-классы,
курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей математики.
Ожидаемый результат самообразования:
повышение качества преподавания предмета;
разработка учебных рабочих программ по математике в соответствие с требованиями ФГОС ООО;
освоение УМК, эффективных для преподавания по ФГОС ООО;
применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, проектов;
создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ;
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.
Срок работы над темой - 3 года.
План работы над методической темой.
Этапы работы Содержание Сроки работы Форма результатов
I. Диагностический 1. Постановка проблемы.
2. Чтение научно-методической литературы
3. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии, инновационным технологиям
Первая четверть (1 год)
2012-2013 учебный год, а также постоянно Конспекты
Памятки
Рекомендации
II. Прогностический 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов Вторая четверть, 1 год 2012-2013 учебный год Написание темы, целей, задач, плана работы, прогнозируемых результатов
III. Практический
а) научно-методическая работа
б) Опытно-экспериментальная работа.
1.Изучение и внедрение в практику изученных технологии на основе мотивации и активизации учащихся.
2. Отбор наиболее удавшейся технологии для дальнейшей работы; освоение УМК, эффективных для работы по ФГОС.
1. Организация исследовательской работы учащихся.
2.Организация проектной работы учащихся
3. Применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков
4. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов.
5. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом работы.
Третья, четвёртая четверть
2012-2013 учебный год
2 год, 3 год
2013-2014 учебный год
2014-2015 учебный год
Конспекты
Написание исследовательских работ, создание проектов
Написание конспектов уроков, составление презентаций, написание докладов
Подготовка выступлений, презентаций
IV. Обобщающий 1. Разработка конспектов уроков с применением новых технологий.
2. Разработка рабочих программ в 5-6 классах по математике с требованием ФГОС ООО.
3. Разработка методических рекомендаций по применению новых технологий.
4. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся, тестов.
5. Разработка тем проектов для уроков математики в 5-6 классах.
6. Оформление результатов работы по теме самообразования.
2 год, 3 год
2014-2015 учебный год
Оформление методической папки
Написание рабочей программы
Методико-дидактические
материалы
Обобщение опыта работы
V. Внедренческий 1. Использование опыта проведенной работы в процессе дальнейшей работы.
2. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы.
3. Посещение уроков своих коллег. 3 год
2014-2015
учебный год
Изменения, происходящие в стране на социально - культурно - экономическом уровне, потребовали от человека другого подхода к качеству образования, к уровню образовательных услуг, к самооценке и самообразованию в течение всей жизни. Сама жизнь требует изменить и школьное образование: от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения». Сегодня обществу требуются высококвалифицированные, инициативные, образованные специалисты, поэтому педагогу современной школы необходимо постоянно пополнять свои знания, улучшать мастерство, уметь учиться и пользоваться новейшими источниками информации.
Чтобы успешно решать задачи модернизации общего образования, учитель должен по - новому осмыслить свою профессиональную деятельность.
Пересмотр требований к подготовке учащихся привел меня к пониманию того, что одним из приоритетных направлений обновления российского образования является внедрение компетентностного подхода в систему общего образования.
Компетентностный подход имеет кардинально инновационный характер. Концепция компетентностного подхода в образовании направлена на формирование человека, который сможет адаптироваться к жизненным ситуациям.
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К этим принципам можно отнести следующие:
1. Смысл образования заключается в развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
2. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися на определенном этапе обучения.
Реализация компетентностного подхода невозможна без готовности учителей к его осуществлению. Следовательно, и учителя математики должны быть готовы к этому и их профессиональная подготовка должна быть направлена на изучение способов и методов реализации компетентностного подхода в школе.
Трудно представить, каким будет мир в середине XXI века. Поэтому учеников нужно готовить к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода:
1. Научить учиться.
2. Научить объяснять явления действительности, используя научный аппарат, т. е. решать познавательные проблемы.
3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, т. е. решать аналитические проблемы.
4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей.
5. Научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей.
6. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности.
На каждом этапе обучения стремлюсь развивать мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций.
Ценностно-смысловая компетенция.
Перед изучением новой темы рассказываю учащимся о ней, а они формулируют вопросы: «зачем», «как», «почему». Затем, по ходу уроков постепенно отвечают на эти вопросы. Иногда, ребята самостоятельно изучают отдельные параграфы учебника и составляют конспект. При этом перед ними стоит задача – ответить на вопросы, пояснить или подвести итог. На факультативных занятиях решаем нестандартные задачи, требующие логического мышления. Развитию этого вида компетенции способствует решение задач, составляющих модуль «Реальная математика», т.к. они демонстрируют применение аппарата алгебры и геометрии в повседневной жизни, в профессиях.
Учебно-познавательная компетенция.
Познавательный интерес – один из важнейших мотивов обучения. Использую занимательные, исторические задачи, задачи-фокусы, а также внедряю проблемный способ изложения новой темы. Н-р, в 6-ом классе «Действия с обыкновенными дробями», «Деление дробей», «Координатная плоскость». 6-тиклассники выполняют задачу-исследование «Определение зависимости длины окружности от диаметра» через экспериментальную деятельность. Используя нитку, посуду в виде цилиндра устанавливают приближенное значение числа ПИ.
Наличие учебно - познавательной компетентности у учащегося обеспечивает ему не только успешное обучение в школе, но и реализацию своих способностей за ее пределами, поскольку умение самостоятельно приобретать знания, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях являются необходимыми для самостоятельной жизнедеятельности.
Общекультурная компетенция.
Начиная с 5-го класса, применяем способы работы с символическим текстом. Развивается умение перевести текст с обычного языка на язык математический. Для формирования грамотной, логически верной речи применяю математические диктанты. Практикую написание сказок, фантастических историй. Н-р, на темы «Положительные и отрицатеьные числа», «Уравнения», «Параллелограммы».
Образовательная компетенция.
На уроках геометрии учащиеся рассматривают объект с различных сторон, применяя все известные свойства. Учатся аргументировать каждое действие. Анализ геометрической задачи начинаем с вопроса «А что для этого надо знать? А для этого?» и т.д.
Информационная компетенция.
Её формирует обращение к примерам из жизни. Н-р, перед уроком решения задач на стоимость давала задание собрать необходимые данные (цены на отдельные товары), а на уроке при составлении задач использовала их. Ребята проводили исследовательскую работу «Зачем нужно знание дробей в жизни?» , опрашивали родителей и учителей других предметов, в каких профессиях нужны дроби, в каких науках. Свою работу оформили в виде презентации, видеоролика. Уроки-конференции посвящены презентации исследовательских работ «Загадочное число 13», «Удивительная семёрка», «Геометрия Евклида и Лобачевского», «Фрактальная геометрия». Этот вид компетенции предполагает процесс освоения современных информационных технологий.
Планирую изучить «технологию критического мышления» - игровую развивающую технологию с целью формирования у учащихся критического мышления и исследовательских навыков, самостоятельного поиска информации.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные разделы работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год:
№ Разделы плана
Содержание деятельности Сроки Форма результатов
1 Изучение психолого-педагогической, методической литературы
1. Изучение и анализ научно-методической литературы
2. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии, инновационным технологиям. Систематически Конспекты
Памятки
Рекомендации.
2 Разработка программно-методического обеспечения
1. Разработка календарно-тематического планирования и рабочих программ для учащихся 5-10 классов.
2.
3.Изучить, систематизировать и использовать в своей практике приёмы формирования УУД
4. Организация проектно-исслевательской работы учащихся. Сентябрь
В течение года
Сентябрь-ноябрь Рабочие программы и
учебно-тематические
планы.
3 Изучение информационно-коммуникационных технологий
1. Освоение новых компьютерных программ и ТСО
В течение года Конспекты уроков.
Методико-дидактические
материалы.
4 Участие в методических школьном и районном объединениях, в жизни школы
1. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы
2. Обобщение опыта работы на муниципальном уровне
3. Общение с коллегами в школе, городе
4. Работа в жюри предметной олимпиады по математике. В течение года, по плану МО
Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных
5 Организация работы с одарёнными детьми
1. Подготовить команду для участия в городской олимпиаде
2. Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в школьной научно-практической конференции, городской предметной олимпиаде. Сентябрь-декабрь.
Март-апрель
Исследов работы
Проекты
рефераты
6 Самообобщениеопыта
1. Формирование портфолио по теме самообразования, диагностика сформированности ключевых компетенций УД и УУД
2.Подготовка документации к аттестации
3. Разработка конспектов уроков
4. Участие в конференциях, семинарах
1 полугодия
2 полугодие
по плану МО
Портфолио.
Комплекты методико-дидактических материалов.
7 Повышение квалификации по математике
1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.
2. Посещение уроков своих коллег.
3. Классификация и решение заданий ЕГЭ.
В течение года