Размышление на методическом объединении Духовно-нравственное воспитание на уроках подготовки к ЕГЭ


«Духовно-нравственное воспитание на уроках подготовки к ЕГЭ по русскому языку»Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы 17.03.2015 года Почему я соединила две разные темы?Актуальность выбранной темы продиктована временем.Человек начинается с детства. Именно в детстве закладывается фундамент нравственности. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как  духовность и нравственность - это качества личности, определяющие мировоззрение, повседневное поведение человека, его отношение к другим людям, а в целом его судьбу. «Как страшен может быть разум, если он служит не добру, а злу». Аристотель Большие возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и по русскому языку. Как соединить несоединимое – технологию и духовность? Я покажу это на примере подготовки к заданию В-8 ЕГЭ ( русский язык) В-8. Средства речевой выразительности.Это единственное задание (не считая сочинения), за которое выпускник может получить максимум 4 балла.Надо только правильно расставить все цифры. Но как это сделать? В демоверсии задание В8 выглядит так: Трудности, с которыми я столкнулась.1. Эта тема разработана недостаточно не только в учебниках, но и в научных трудах. Нет единой классификации изобразительных средств.Нет упражнений, тренировочных и диагностических.Нет схем и таблиц.Нет пояснений, зачем нужны изобразительные средства в речи. Создаётся впечатление, что средства речевой выразительности нужны, чтобы сдать ЕГЭ и потом о них забыть навсегда. Последовательность освоения нового.5 -6класс Зачем нужны средства речевой выразительности?Работа над понятиями (терминами)Создание карты темы.Терминологический диктант.Работа с художественными текстами. ( Нахождение средств речевой выразительности, определение роли в тексте).Работа с поэтическими текстами. Придумывание собственных метафор.Создание карты духовного мира человека.Метафорические сочинения. 5-6 класс. Лексические средства речевой выразительности ТРОПЫ - это обобщённое название лексических приёмов, состоящих в употреблении слова в переносном значении.  Тропы, их виды Создание карты духовного мира человека.Цель данной работы –создание условий для формирования потребностей в непрерывном совершенствовании, самореализации и творческой активности .Духовно-нравственное воспитание школьников. Мы образно представили внутренний мир человека В человеке рядом уживаются добро и зло, и часто их границы очень зыбки. Попытаться разобраться в себе, используя элементы игры, основываясь на образном восприятии мира и человека – задача интересная и увлекательная.Каждый ребёнок хочет совершенствовать свою душу, свой внутренний мир.Какие качества характера, качества души ты хотел бы воспитать в себе , а какие хотел бы искоренить? Цели и задачи.Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение находить в речи изобразительные средства, определять их роль, различать тропы и стилистические фигуры речи, учиться писать сочинения с применением средств выразительности.Развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать; расширять возможности собственного словарного запаса.Воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся. Создание метафоричских сказокПримерные словосочетания.Водопад любви, Замок милосердия, Дерево дружбы, Радуга успеха, Облака радости, Холм справедливости, Поляна счастья, Тропа терпения, Река трудолюбия, Дворец справедливости, Холм милосердия, Вершина успеха, Звездопад знаний. Туча гнева, Тропа жадности, Камни лжи, Лужа упрямства, Болото лени. Высказывания детей.«Внутренний мир человека – это его душа»  «Внутренний мир человека понятен после общения с ним. Если человек добрый, душа у него светлая».  «Карта внутреннего мира помогает разобраться в себе и лучше понять других».  «Интересно рисовать карту внутреннего мира человека. Ты смотришь на себя со стороны и стараешься лучше себя понять». «Душа человека как книга. Ты начинаешь открывать что-то новое в самом себе и других людях».  «У каждого человека есть душа. Но она у всех разная. Когда я нарисовал карту внутреннего мира человека, я понял, что мне надо изменить в себе, хотя это очень трудно».   Сочинения учеников. Метафорические сказки. Мне представляется большая, сказочная страна, в которой есть Водопад любви, Замок милосердия, Дерево дружбы, Радуга успеха, Облака радости, Холм справедливости. Там есть Поляна счастья, Тропа терпения, Река трудолюбия. Но там существуют и Туча гнева, Тропа жадности, Камни лжи, Лужа упрямства, Кактус лени. В моей стране течёт большая глубокая река. Она никогда не просыхает, а становится всё шире и глубже. Это Река трудолюбия. А в пустынной части страны постепенно засыхает Кактус лени. Когда я пошёл в школу, мне пришлось подниматься по Горе трудолюбия к заветной цели - Вершине успеха. Гора очень высокая, с опасными выступами. Споткнёшься – и ты летишь в Овраг лени, из которого очень трудно выбраться. Я поднимаюсь по этой горе всё выше и выше. После определённого этапа есть ровные площадки, на которых можно отдохнуть. Они называются «Выходные» и «Каникулы».Но останавливаться на них можно недолго. Мне казалось, что заветная цель уже близко. Когда же я покорю вершину этой горы? Я уже в пятом классе, а до вершины ещё далеко. Я до сих пор поднимаюсь по Горе трудолюбия и верю, что поднимусь до самой вершины. Страна добра есть в душе каждого человека. В ней растут деревья Силы воли, есть холм Честности , Замок старания. Этот замок очень красив как внутри, так и снаружи. Люди долго трудились, чтобы сотворить такое чудо. Старание необходимо каждому человеку, оно помогает достичь успехов. Старание и терпение дополняют друг друга. Выйдя из замка, я прошла по Дороге терпения к Озеру трудолюбия. Чудесный вид открывался с этого прекрасного места. Вечером я увидела Звездопад знаний. Знания – это мой багаж, который я накапливаю всю жизнь. Мелькнула на небе самая яркая звезда – Звезда успеха. Успех приходит только к людям, которые не сбиваются с истинного пути, живут по законам добра. Я поняла, что только от моих усилий зависит успех в жизни. Аллегорические сказки по карте духовного мира человека«По одному и тому же вопросу каждому здравомыслящему человеку приходят в голову примерно одни и те же соображения, и лишь та форма, в которую они обличены, вызывает внимание и восхищение .» П. Мериме Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.. Учебно-методический комплекс по теме "Тропы как речевые приемы» Тарасова Н.А., Луганская А.А., 2011 год Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Язык –это отражение внешней и внутренней культуры человека, его духовного мира. Поэтому знание средств выразительности языка должно стать не только необходимостью, чтобы хорошо сдать экзамен, но и потребностью говорить ярко, образно, метафорично.