Инновации в современном образовании: дистанционные технологии в учебном процессе

Инновации в современном образовании:
дистанционные технологии в учебном процессе

Т. А. Разваляева, учитель информатики и ИКТ, МОУ СШ №89

В нашей стране принято говорить, что образование сильно своими традициями. Что ж, нашей системе образования славных традиций не занимать, но между тем именно в ближайшее время ее ждут настолько глобальные перемены, что многие привычные установки будут изменены коренным образом. И мы, студенты, тоже ждем перемен.
Хочу привести одну цитату: «Важна не сумма знаний, а их качество и востребованность в жизни». В наших школах учащимся вменяется изучать большое количество предметов, которые очень трудно качественно усвоить подавляющему большинству школьников. Именно невозможность для обычного ученика осилить эту сумму знаний и приводит к завышению оценок, формальному прохождению того или иного учебного предмета, снижению познавательной активности обучающихся.
Вот здесь-то положительную роль может сыграть дистанционное обучение. Для нас, студентов, это новая форма организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения. А если это новая, самостоятельная система, то и относиться к ней необходимо соответственно, изучать ее специфические особенности для эффективной работы в учебном процессе.
Интернет – это уже не призрак, это реальность, это перспектива. И потом, Интернет это все-таки инструмент молодых. По результатам исследования выяснилось, что основную группу пользователей Интернетом составляют подростки. И именно на них нацелено использование новой технологии дистанционного обучения. Все образовательные учреждения города и области уже имеют подключение к сети Интернет. А значит, недалек тот день, когда технология дистанционного образования станет реальностью и для общеобразовательных школ сельской глубинки. И мы должны об этом говорить, и мы должны быть к этому готовы.
Как может выглядеть модель дистанционного обучения в школьном образовании? С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения, давая ученикам возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. Но для того, чтобы обучение было качественным необходима подготовка квалифицированных специалистов. Такие курсы можно было бы создавать на базе различных школ, лицеев, гимназий, вузов, колледжей и вести их могли бы подготовленные преподаватели соответствующего профиля. Новая система позволит обучающемуся получить хорошую подготовку по выбранному предмету и тем самым сделает более комфортным поступление в ВУЗ. Погружение в предмет с помощью технологии дистанционного обучения даст возможность без ограничения времени близко познакомиться с научной и прикладной сферой выбранной области знания, поможет в профессиональном самоопределении.
Дистанционное обучение решит проблемы для тех случаев, когда возникают трудности с качественным обеспечением обучающихся очными формами обучения. Это дети-инвалиды, для которых посещение очной системы обучения вызывает затруднения, а также одаренные дети сельской местности, желающие повысить свой уровень знаний. Уже сейчас создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения по отдельным учебным предметам, разделам и темам программы, даже целые виртуальные школы.
Использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении способствует установлению более доверительных отношений между преподавателем и обучающимися, и, таким образом, индивидуализации обучения. Такой учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы была своевременная связь между преподавателем и учеником. Ведь одной из особенностей дистанционного обучения является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если ученик недостаточно хорошо выполнил задание, то преподаватель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Это способствует развитию у обучающегося критического, продуктивного мышления, а в конечном итоге полному усвоению полученных знаний.
По данным ЮНЕСКО востребованность дистанционного обучения в России уже достаточна высока и среди взрослого населения, а также среди детей и подростков. И эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее число способных и талантливых ребят желают получить полноценное образование и углубить свои знания по отдельным предметам, будучи неудовлетворенными качеством образования на местном уровне.
Конечно, любую идею можно обратить во вред ребенку, если отнестись к ней формально. В организации дистанционного обучения абсолютно все будет зависеть от конкретной школы, ее руководителей, учителей и самих учащихся. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.

Литература:
Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров ; под ред. Е.С.Полат.
М.: Академия, 2006.
Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С.Полат.
М.: Академия, 2004.
15