Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литературы
Доклад
«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литературы»
Школа как важнейшая часть общественно-государственного организма никогда не оставалась и не могла остаться в изоляции от происходящих в стране и в мире целом глобальных изменений. В настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. В свете данных событий национальная безопасность не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. Современные условия делают выполнение данной задачи очень сложной. Ведь в реальной жизни детей часто окружает непривлекательная действительность. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Краеведение в школе — основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры общества. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. Это помогает представителям разных этнических групп по достоинству оценить культурное и национальное достояние друг друга, а так же вызовет стремление бережного отношения к ценностям мировой культуры. Полезно увидеть этот практический опыт на уроках русского языка и литературы, и конечно в помощь приходит краеведческий материал. Важнейшая черта обучения данного предмета с краеведческим материалом – его направленность на то, чтобы готовить обучающихся не только приспосабливаться, но и осваивать ситуации социальных перемен.
Краеведческий материал в школе используется в трех формах: на уроках, во внеклассной и внешкольной работе.
Традиционным является урок. Одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявления нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения и преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. В данной, традиционной, форме учитель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса.
Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории и культуры своего края, владение методикой его изучения. Обратившись к практике работы, хочется рассказать о тех возможностях, которые используются учителем – словесником на различных этапах изучения конкретной темы для того, чтобы обеспечить заинтересованное и ответственное участие обучающихся познавательно-творческой работе на уроках русского языка. В этих целях я широко использую текстовые материалы краеведческого характера, привлеченные в связи с изучением тех или иных тем, вопросов по предмету, — они помогают школьникам увидеть богатство и красоту родной земли, прошлое и настоящее края, Родины. Например, при изучении тем по разделу «Текст» для работы я стараюсь больше привлекать тексты, показывающие прошлое и настоящее села, района, добрые дела земляков. При этом уроки сопровождаются соответствующими документам, справками, репродукциями, наглядностью. На уроках по изучению стилей речи работаем над очерками, газетными и журнальными публикациями о республике и районе, копиями архивных документов.
При использовании текста – описания предлагаются национальные костюмы народов республики или описание праздников нашего края, обычаев этой местности. Есть ли отличия в обрядах родного села в сравнении с другими, тем самым дети набирают дополнительный краеведческий материал.
Методический путь, выбранный нами, конечно, далеко не единственный, но многократное использование данной методики говорит о её эффективности: учитель, проводя такое занятие, вовлекает абсолютное большинство учащихся класса в активную познавательно - поисковую, исследовательскую, творческую деятельность, помогая таким образом постигнуть сложные для учащихся понятия.
Высокий уровень культуры человека, в свою очередь, немыслим без высокого уровня культуры речи. Усвоение языка происходит успешнее, если изучение его органически связано с задачами речевого общения, если созданы условия, при которых учащиеся успешно овладевают умениями работать с текстом. К таковым условиям можно отнести следующие:
· формирование потребности (мотивации в общении, желания поделиться с другими тем, как воспринимается и оценивается человеком ситуация или событие);
· обучение школьников различным видам речевой деятельности.
Создать такие условия и решить задачу сделать учебный процесс значимым для учащихся, на наш взгляд, вполне способна краеведческая деятельность, поскольку краеведение позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность.
Например, изучая на уроке литературы стихотворение А.С. Пушкина «Осень», мы с учащимися идем на литературную экскурсию в лес. Тем самым путешествие в природу помогает восприятию пейзажной лирики даже пассивно воспринимающему материал ученику. Учащиеся фотографируют, рисуют, сочиняют стихи о природе родного края. Наблюдения, которые делают учащиеся, проводя своё маленькое исследование, удивительно точны. Таким образом, природа местного края является неистощимым источником для формирований конкретных представлений и понятий, для постепенного и всестороннего развития, формирования психологии школьника. И задача учителя-краеведа -воспитать в каждом школьнике любовь к родному краю,
Инновационным является вторая форма деятельности краеведческой работы. Именно данная форма является успешной для обучающегося. Это систематическое использование местного материала не только на уроках русского языка и литературы, но и постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. В основном это форма исследовательской деятельности обучающегося. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет проводится работа над интересными комплексными темами краеведческого характера. Например: «Связь нашего края со знаменитыми людьми, связанными с литературой», изучаются боевые и трудовые традиции земляков, учащиеся пишут летописи своего села.
Также инновационным в последнее десятилетие является то, что школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
Именно третье условие особенно обуславливает инновационный подход к учебной деятельности. С внедрением в образовательный процесс современных технических средств обучения учитель выступает как консультант, советчик, аниматор воспитатель. Это требует от него, специальной педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности реализуются не только узкоспециальные, предметные знания, но и знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания, и знания не только своего предмета. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Инновационная деятельность становится обязательным компонентом личной педагогической системы. Процесс формирования профессионально – педагогической культурыучителя в школе тем эффективнее, чем более он направлен на создание инновационной образовательной среды, т. к. педагогическая инновация – это образовательная деятельность, связанная с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.
Следовательно, инновационная образовательная среда преобразует содержание образования, активизирует традиционные и стимулирует развитие новых форм деятельности учителей и учащихся и ,наоборот, сама среда развивается благодаря созидательным процессам, в которых участвуют и учителя и обучающиеся.
Результатом формирования инновационной образовательной среды рассматривается как среда, формирующая педагогическую культуру.
Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно-нравственным воспитанием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать баланс и сохранить баланс традиций и новации в образовании.
Таким образом, понятие «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции. Преобразуя традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяем разработку моделей обучения русского языка и литературы как инициируемую учащимися освоения нового опыта. И в помощь этому приходит краеведение. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможности осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов. Краеведение сегодня - не только эффективный метод обучения, но и мощное средство нравственного воспитания. Воспитание патриотического чувства любви к Родине должно основываться не только на отвлеченных понятиях долга, а на конкретных предметах, изучение которых в школе позволило бы познать все наши богатства.
Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Методологической основой школьного краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Это положение должно быть взято за основу в работе учителя-краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций.