«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Верхние Татышлы
муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
семинара – практикума
для педагогов
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»
Составила: педагог-психолог Шайхиева Р.Г.
2014г.
Пояснительная записка.
Методическая разработка предназначена для проведения семинара-практикума педагогам, классным руководителям, воспитателям по теме «Профессиональное «выгорание» педагогов: причины и профилактика». Разработка включает материалы о синдроме профессионального выгорания и его последствиях, методики, позволяющие участникам занятия на основе рефлексии выявить у себя признаки выгорания, степень его выраженности, а также упражнения и рекомендации профилактического характера. К методической разработке прилагается презентация для наглядного обеспечения проводимого занятия.
Данная методическая разработка рекомендована педагогу-психологу образовательного учреждения для проведения занятия с педагогическим коллективом, может быть использована руководителями образовательных учреждений для организации профилактической работы, а также преподавателями с целью самообразования.
Актуальность
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема профессионального выгорания в среде специалистов, вынужденных по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. В своей работе они испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении, развитии стресса. К числу данной группы риска относятся преподаватели, психологи, социальные работники.
Предлагаемая методическая разработка ориентирована на оказание психологической помощи и поддержки педагогов, ежедневно переживающим сильные эмоциональные и интеллектуальные, а иногда, и физические перегрузки, способствующие проявлению у них синдрома профессионального выгорания. Теоретический и практический материал данной разработки поможет преподавателям правильно оценить их эмоциональные ресурсы, осознать возможные причины их неудовлетворенности в профессиональной деятельности, определить возможные пути и методы саморегуляции.
Тема: «Профессиональное «выгорание» педагогов, воспитателей: причины и профилактика».
Цель: формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
Задачи
познакомить педагогов, воспитателей с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
развивать систему профилактики эмоционального выгорания в педагогической среде;
формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум с элементами тренинга
Наглядный и раздаточный материал: презентация, компьютер, проектор. доска ИКТ, бланки для работы, цветные карандаши, фломастеры, листы цветной бумаги, памятки «Рекомендации педагогу», распечатка методики В.В. Бойко.
Участники мероприятия: педагоги, воспитатели, педагог-психолог
Продолжительность мероприятия: 50 минут
План проведения мероприятия
Этап мероприятия Содержание Участники Время
1.Организационный момент Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей. Педагог-психолог 2 мин
2. Теоретическая часть Педагог-психолог знакомит педагогов с понятием профессионального выгорания, его влиянием на эффективность профессиональной деятельности педагога, с составляющими синдрома выгорания. Педагог-психолог,
педагоги 6 мин
3. «Поле самодиагностики» Педагоги оценивают себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака выгорания. Проводится обсуждение. Педагог-психолог,
педагоги 7 мин
4.Стадии профессионального выгорания Преподаватели знакомятся со стадиями профессионального выгорания. Педагог-психолог,
5 мин
5. Упражнение «Удовлетворение от работы» Преподаватели озвучивают те барьеры, которые мешают им получать удовлетворение от профессиональной деятельности, определяется значимость личностных факторов в неудовлетворенности специалиста. Педагог-психолог,
педагоги 7 мин
6. Упражнение синквейн «Моя работа» Педагоги подбирают ассоциации к понятию «моя работа». Проводится обсуждение. Педагог-психолог,
педагоги 6 мин
7. Упражнение «Я работаю учителем» Преподаватели изображают себя: в начале трудового пути, в настоящее время, через 5 лет. Проводится обсуждение. Педагог-психолог,
педагоги 5 мин
8. Профилактика профессионального выгорания Преподаватели определяют для себя 10 дел, доставляющих им удовольствие, определяются способы эффективной саморегуляцииПедагог-психолог,
педагоги 6 мин
9 .Психологическая поддержка и обратная связь Преподаватели формулируют пожелания друг для друга и делятся впечатлениями о пошедшем занятии. Педагог-психолог,
педагоги 4 мин
10.Заключение Подведение итогов Педагог-психолог 2 мин
1. Приветствие присутствующих
Педагог-психолог предлагает участникам ответить на вопрос: С каким настроением педагоги пришли на занятие и их ожидания от занятия.
2. Работу предлагается начать с того, чтобы разобраться, какое место в нашей жизни занимает профессиональное и личное составляющие.
3. Теоретическая часть.
«В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания работников.
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, социальных работников, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Составляющие синдрома выгорания
Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:
¨ Эмоциональную истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
¨ Деперсонализацию (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
¨ Редукцию профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Поле самодиагностики
Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно.
Педагогам предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака (приложение №1). Оценка, безусловно, имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится. Желающие могут поделиться впечатлениями.
После заполнения таблицы обращается внимание присутствующих на самостоятельное выделение того вида симптомов, в разделе которого наибольшее число закрашенных клеточек – это проблемная зона.
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• снижение интереса к работе;
• снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;
• возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• нарастание апатии к концу недели;
• появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);
• повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);
• нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;
• личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
5. Удовлетворение от работы.
Важным профессиональным фактором, имеющим тесную связь с выгоранием, выступает удовлетворенность трудом.
Преподавателям предлагается ответить на вопрос: «Что мешает Вам получить удовлетворение от профессиональной деятельности?». Перечисляемые барьеры записываются на доске, при этом педагог-психолог предлагает анализировать, к каким факторам относится та или иная причина неудовлетворения – к организационным или индивидуальным. Далее обращается внимание участников, что по результатам исследований, ведущая роль в возникновении и развитии выгорания принадлежит именно личностным факторам, которые представляют собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека.
Индивидуальные факторы:
Возраст
Пол (женщины)
Уровень образования
Семейное положение (не состоящие в браке)
Стаж работы
Выносливость
Локус контроля
Стиль сопротивления
Самооценка
Невротизм (тревожность)
Коммуникабельность
Организационные факторы:
Условия работы
Рабочие перегрузки
Дефицит времени
Продолжительность рабочего дня
Содержание труда
Самостоятельность в своей работе
Обратная связь
Вывод: мы ищем причины нашей неудовлетворенности от работы во внешних обстоятельствах, не задумываемся о собственной роли в профессиональном выгорании.
6. Упражнение синквейн «Моя работа»
Участникам предлагается составить синквейн «Моя работа».
Итак, у каждого учителя получилось образное ассоциативное представление о своей работе.
Обсуждение: Какая ассоциация с работой у Вас получилась в итоге? Каково Ваше отношение к данной ассоциации? Как влияет данная ассоциация на эффективность Вашей профессиональной деятельности и Вашу удовлетворенность от работы?
В итоге обсуждения следует обратить внимание учителей, насколько важно отношение человека к своей профессиональной деятельности, насколько ее результаты значимы для специалиста.
7. Упражнение «Я работаю педагогом»
Участникам занятия предлагается изобразить себя (приложение №1 п.3):
- в начале трудового пути (если специалист имеет небольшой опыт работы – его представления о себе в начале профессионального пути),
- в настоящее время,
- через 5 лет.
Присутствующим предлагается поделиться собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.
Обсуждение: В чем отличия полученных образов? Какой образ Вам нравится больше, почему? Нравится ли Вам образ настоящего времени, а образ будущего? Почему? Содержит ли образ будущего те желания, которые Вы определили для себя в начале нашей встречи?
8. Профилактика профессионального выгорания
«Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности»
Учителям предлагается записать 10 приятных для них дел, доставляющих им удовольствие (т.е. ответить на вопрос «Что мне доставляет удовольствие?») (приложение №1 п.4). Далее данный список необходимо проранжировать по степени удовольствия, доступности и частоте использования, что позволит выбрать наиболее приятные и доступные занятия. Участники по очереди называют самый оптимальный способ восстановления психоэмоционального состояния. В результате обсуждения можно сделать вывод, что учителя имеют возможность к саморегуляции, но, по разным причинам этого не делают.
Примерный перечень способов эффективной саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;
прослушивание спокойной, тихой музыки;
общение с супругом(гой), детьми, внуками;
рукоделие;
общение с искусством.
Далее учителям раздаются рекомендации по профилактике профессионального выгорания (приложение №2).
9. Домашнее задание: Учителям по желанию предлагается ответить на вопросы методики В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (приложение №3). Результаты диагностики позволят наметить пути индивидуальной консультативной работы педагога-психолога с учителями.
10. Психологическая поддержка и обратная связь.
Учителям раздается 2 листа бумаги и предлагается написать на одном из них послание (пожелание) сидящему справа участнику (послание должно иметь позитивное содержание). Послания озвучиваются и торжественно вручаются. На втором листке каждый участник формулирует впечатление от прошедшего занятия (оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность), по желанию можно озвучить некоторые из них
Литература:
Монина Г.В., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006.
Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание. // Вестник практической психологии образования. - № 1. – 2004.
Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме. // Журнал практического психолога. - № 5. – 1998.
Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы. // Школьный психолог - № 36. – 2003.
Образовательный портал - http://school.elu.ruПриложение 1
Виды симпто-мовСимптомы Степень выраженности, частота
1 2 3 4 5
поведенческие Сопротивление выходу на работу Частые опоздания Откладывание деловых встреч Уединение, нежелание видеть коллег Нежелание видеть студентов Нежелание заполнять документацию Формальное исполнение обязанностей аффективные Утрата чувства юмора Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения Повышенная раздражительность Ощущение придирок со стороны администрации Равнодушие Бессилие, эмоциональное истощение Подавленное настроение когнитивные Мысли о смене профессии, уходе с работы Слабая концентрация внимания, рассеянность Ригидность мышления, использование стереотипов Сомнения в полезности работы Разочарование профессией Циничное отношение к студентам, коллегам Озабоченность собственными проблемами физиологическеНарушение сна (бессонница/уход в сон) Изменения аппетита (отсутствие/«заедание») Длительно текущие незначительные недуги Восприимчивость к инфекционным заболеваниям Усталость, быстрая физическая утомляемость Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ Обострение хронических заболеваний 2.
3.
Начало трудового пути Настоящее время Через 5 лет
4. «Что мне доставляет удовольствие?»
-
Спасибо за работу!
Приложение №2
Рекомендации педагогу
Профилактика профессионального выгорания включает:
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
- стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворению потребности в общении;
- старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие (релаксация);
- старайтесь отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
- стремитесь находить смысл во всем (как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах);
- стремитесь бороться со своими негативными убеждениями.
3. Повышайте уровень своего профессионального мастерства.
4. Если Вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть.
5. Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, необходимо обратиться к психологу с целью проведения специальной работы по отреагированию травматического опыта.
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
· НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте Ваши эмоции и давайте Вашим друзьям обсуждать их вместе с Вами.
· НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
· НЕ позволяйте Вашему чувству стеснения останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
· НЕ ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой.
· Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
· Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
· Постарайтесь сохранять нормальный распорядок Вашей жизни, насколько это возможно;
· Старайтесь чаще использовать методы саморегуляции.
Приложение №3
Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»
Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания.
Инструкция к выполнению. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — обучающиеся, коллеги, администрация и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Вопросы

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг.
Моя работа притупляет эмоции.
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено.
Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т.п.
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания.
В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла».
Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу.
Я очень переживаю за свою работу.
Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе.
Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно.
Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой.
Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души.
По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого.
После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие.
На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
Успехи в работе вдохновляют меня.
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
Я потерял покой из-за работы.
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
Я часто работаю через силу.
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
Моя карьера сложилась удачно.
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
КЛЮЧ
Фаза «Напряжение»
Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1 (2), +13 (3), +25 (2), –37 (3), +49 (10), +61 (5), –73 (5)
Неудовлетворенность собой:
—2 (3), +14 (2), +26 (2), –38 (10), –50 (5), +62 (5), +74 (3)
«Загнанность в клетку»:
+3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), –75 (5)
Тревога и депрессия:
+4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3)
Фаза «Резистенция»
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:
+5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5)
Эмоционально-нравственная дезориентация:
+6 (10), –18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), –78 (5)
Расширение сферы экономии эмоций:
+7 (2), +19 (10), –31 (20), +43 (5), +55 (3), +67 (3), – 79( 5)
Редукция профессиональных обязанностей:
+8 (5), +20 (5), +32 (2), — 44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10)
Фаза «Истощение»
Эмоциональный дефицит:
+9 (3), +21 (2), +33(5), — 45 (5), +57 (3), — 69 (10), +81 (2)
Эмоциональная отстраненность:
+10 (2), +22(3), –34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
Личностная отстраненность (деперсонализация):
+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5),+72(2), +83(10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т.д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.
3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов — несложившийся симптом;
10–15 баллов — складывающийся симптом;
16–19 баллов — сложившийся симптом;
20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37–60 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Бланк для распечатки
Виды симпто-мовСимптомы Степень выраженности, частота
1 2 3 4 5
поведенческие Сопротивление выходу на работу Частые опоздания Откладывание деловых встреч Уединение, нежелание видеть коллег Нежелание видеть студентов Нежелание заполнять документацию Формальное исполнение обязанностей аффективные Утрата чувства юмора Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения Повышенная раздражительность Ощущение придирок со стороны администрации Равнодушие Бессилие, эмоциональное истощение Подавленное настроение когнитивные Мысли о смене профессии, уходе с работы Слабая концентрация внимания, рассеянность Ригидность мышления, использование стереотипов Сомнения в полезности работы Разочарование профессией Циничное отношение к студентам, коллегам Озабоченность собственными проблемами физиологическеНарушение сна (бессонница/уход в сон) Изменения аппетита (отсутствие/«заедание») Длительно текущие незначительные недуги Восприимчивость к инфекционным заболеваниям Усталость, быстрая физическая утомляемость Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ Обострение хронических заболеваний