Мастер –класс «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»


КГУ " СШ №21 с дошкольным мини центром"
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

2016 г-2017 г
г. Талдыкорган
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ
Для того чтобы совершенствовать ум
надо больше размышлять, чем заучивать.Р. Декарт
Одной из целей современного образования является создание школы интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. В интерактивном обучении диалог строиться не только на линиях «учитель - ученик» или «учитель - группа учащихся (аудитория)», но также на линиях «ученик - ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.
Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
В дидактической литературе выделены принципиальные линии интерактива (по Е. Пометун):
– линия переживания опыта в диалоге;
– линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).
Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние учащихся на уроке, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное).
2. Рефлексия деятельности
Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
3. Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:
эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
При разработке рефлексивной методики учителям необходимо учитывать следующее:
возрастные особенности учащихся;
особенности предмета;
состав класса;
тему и тип урока;
необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
В структуре интерактивного урока этап подведения итогов и рефлексии занимает 25% времени, то есть 10-12 минут (по Е. Пометун). Однако, в условиях современного урока, 45 минут, целесообразно применение таких приемов рефлексии, которые занимают не более 5-7 минут времени на уроке.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. На уроках в нашей Гимназии апробированы следующие приемы рефлексии.
Рефлексия «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

1897380842010Рефлексия«Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Рефлексия«Яблоня» - на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

Рефлексия«Светофор» - ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также прикрепить стикер на плакат с изображением светофора.

Рефлексия«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
Рефлексия"Гномик веселый и грустный"«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно

Рефлексия « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
318452512700044691307620

Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком. Например, нарисовать в конце урока плакат «Мое разноцветное настроение»
Рефлексия«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
158178593980

Рефлексия «Острова» Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
"Остров Удовлетворения" "Остров Грусти" "Остров знаний"
Рефлексия «Кораблик познания»4324985122555
Если тебе понравился урок (занятие), и ты успешно справился со всеми заданиями – раскрась флаг – зеленым цветом. Если тебе на уроке (занятии) было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, раскрась флаг – желтым. Если тебе было трудно на уроке (занятии) справляться с заданиями, и тебе требуется помощь учителя – раскрась – флаг красным цветом
Рефлексия«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).


Рефлексия «Мишень настроения»
День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон.
Внутри – дата и мотивация. В конце педели вся мишень «прострелена».

Рефлексия "Человечек без лица"Творческим является следующий рефлексивный прием – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой), что будет дополнять общее впечатление. Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

Рефлексия«Одним словом». Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке:
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие.
Удовлетворение
Вдохновение
Скука.
Тревога.
Покой.
Уверенность
Неуверенность.
Наслаждение
Рефлексия«Термометр» или "Градусник" Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.

Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале урока, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. С этой целью можно провести рефлексию в виде "Устного опроса":
«Я узнал(а) много нового»;
«Мне это пригодится в жизни»;
«На уроке было над чем подумать»;
«На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы»;
«На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)».
Учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д.
Рефлексия в конце урока позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого учащимся предлагается рефлексивный прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Рефлексия в форме анкетированияпозволяетв конце урока осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Состояние +1 0 -1 Состояние
Интерес Скука
Азарт Апатия
Защищенность Беззащитность
Самостоятельность Подчиненность
Удовлетворенность Неудовлетворенность
Чувство успеха Чувство неудачи
Радость общения Чувство одиночества
Уверенность Неуверенность
Подъем настроения Спад настроения
Чувство новизны Ощущение стандартности
Использование разнообразных форм рефлексии эффективно для того чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.
- Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Предлагаем некоторые приёмы, используемые нами в практике для реализации данного вида рефлексии.
В качестве рефлексивного приема используется небольшая "Анкета", в которойучащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было
интересным ___________________ скучным.
2.Я научился
многому _______________________ малому.
3. Я думаю, что слушал других
внимательно __________________ невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто _________________________ редко.
5. Результатами своей работы на уроке я
доволен______________________ не доволен

Рефлексия "Благодарю…" или "Вам письмо"
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. Слова благодаоности могут быть записаны в "письме"
Рефлексия "Плюс – минус – интересно".
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО
(авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Рефлексия "Лестница успеха"
Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

Рефлексия"Оцени свою работу"
На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Рефлексия "Шкала познания"
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Проводится обычно на заключительном этапе урока. Учащимся предлагается поставить знак плюс в том столбце, который соответствует уровню усвоения материала.
Рефлексия “ Пятерочка “ или «Пять пальцев»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею. 
«Мысль» - мизинец (какие знания я приобрел)
«Близка ли цель» - безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели)
«Состояние духа» - средний (каким было мое настроение, от чего зависело)
«Услуга» - указательный (чем я мог помочь другим)
«Бодрость тела» - большой (как я физически себя чувствовал)

Рефлексия «10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
Рефлексия "Дерево достижений" Дети записывают на листочках свои "достижения" за урок, прикрепляя их да дерево. Этот прием возможно варьировать "Корзина познания", "Чемодан идей" и т.д. на усмотрение учителя. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
250634574930-14922574930
lefttop
Рефлексия "Две звезды, одно пожелание".
Необходимо использовать стикеры разной формы.В конце занятия прошу оценить нашу совместную работу и на 2-х стикерах отметить те моменты занятия, которые прошли наиболее интересно, или те, которые были наиболее полезными в содержательном плане, или просто отметить то, что понравилось больше всего.
На стикере другой формы выразить свои пожелания по поводу данного занятия.

________________________

_________________________

пожелание

_______________________
_______________________
Рефлексия «Поезд».
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика


Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). "Синквейн"разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Прием "Инсерт" Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Таблица-фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие Знал Узнал Хочу узнать
Например:
Имя существительное Часть речи
Вопросы кто? что?
Изменяется по числам
Бывает женского, мужского, среднего рода Как еще изменяются существи-
тельные?
С этой же целью возможно ведение "Бортового журнала" на протяжении всего урока. Количество граф можно варьировать в зависимости от целей урока.
«Бортовой журнал»____________________
№ Задание Чему я научился Мояоценка
Рефлексия "3-2-1"
3 вещи, которые я сегодня узнал 1-
2-
3-
2 вопроса, которые у меня остались 1-
2-
1 идея о том, как я буду использовать материалы урока 1-
Рефлексия - Звездочка «Я на уроке»Учащийся в каждом лучике записывает свои действия на уроке.
Я на уроке
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Таким образом, рефлексия на уроке –это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексивная деятельность на уроке – не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.