Урок по истории в 5 классе по теме Древний Египет

Разработка повторительно-обобщающего урока по теме «Египет»

Фролова Елена Геннадьевна
учитель истории,
МБОУ гимназии №8,
г. Дубна, Московская область
Цель урока:
дать обобщенную характеристику древнеегипетского общества, государства, культуры, религии,
показать особенности и историческое значение древнеегипетской цивилизации,
способствовать развитию картографических, образных логических и оценочных представлений на основе разыгрываемых ситуаций (домашнее задание)
Оборудование:
мультимедийное оборудование
компьютер
презентация к игре (зрительный ряд)
карта «Древний Египет»
раздаточный материал в виде контурных карт, комплектов карточек с именами богов
платки для завязывания глаз в конкурсе капитанов
Форма урока: викторина
Организация: класс делится на 4 команды. Команда выбирает капитана. Задача капитана – организация групповой работы, участие всех членов команды в работе, предоставление права ответа одному из членов команды, подготовка домашнего задания (инсценировка).

Ход игры.
1 задание: работа по карте
2 задание: работа с понятиями
3 задание: работа с персоналиями
4 задание: знание египетских богов
5 задание: текст с ошибками
6 задание: конкурс капитанов
7 задание: домашнее задание
Приложение
Работа по карте: команда получает контурную карту, на которой отмечен ряд географических объектов, которые нужно назвать и показать на карте .
Работа с понятиями: команде дается определение, нужно ответить понятием.
Выпуклое изображение на камне
Правитель Египта
Короткое копье
Сплав олова и меди
Жилище бога на земле
Служители богов
Сказание о богах
Специальное сооружение в месте захоронения
Высокий тростник
Знатный и богатый человек
Мелкие предметы, служащие защитой от злых духов
Каменный или деревянный гроб
Рельеф
Фараон
Дротик
Бронза
Храм
Жрецы
Миф
гробница
Папирус
Вельможа
Амулет
саркофаг


Имена: чем знамениты следующие персоналии
Хеопс,
Тутмос,
Тутанхамон,
Шампольон.
Религия.
1.Бастет
2.Осирис
3.Амон
4.Анубис
5.Апоп
6.Исида
7.Нут
8.Тот
9.Маат
1.Богиня-покровительница женской красоты
2.Фараон и судья в царстве мертвых
3.Бог солнца
4.Бог – покровитель умерших
5.Бог тьмы
6.Богиня-покровительница брака
7.Богиня неба
8.Бог мудрости
9.Богиня правды

Соотнеси имена богов с тем, кем они являются. Команда получает конверт с карточками. Нужно составить пары.

Найдите ошибки.
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.
Когда я попал в эту страну, рассказывал он друзьям, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...
Перестань выдумывать, прервали рассказчика слушатели, ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.
Опишите эти исторические ошибки.

Конкурс капитанов. Согласны ли с данными утверждениями:
Страна Египет существует и сейчас.(да)
Жители Древнего Египта имели черный цвет кожи (нет).
Египетские вельможи спали на мягких перинах и подушках (нет).
Обычно древние египтяне брили голову и носили парики (да)
Священным насекомым в Древнем Египте был скарабей (да).

Домашнее задание. Сделать инсценировку на следующую тему:
Суд Осириса.
Труд земледельца.
Бальзамирование.
Постройка пирамид.