конспект урока по русскому языку на тему Двоеточие в бессоюзном сложном предложений


9 класс
Тема урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложений
Цели урока: 1. повторить смысловые отношение между частями бессоюзного сложного предложение и правила постановки в нём запятой
2. познакомить учащихся с правилом постановки двоеточия в БСП
3. формировать умение различать пунктограмму и навык постановки двоеточие предложениях между частями БСП, а также в простых предложениях с однородными членами предложение и обобщающим словам при них
5. способствовать нравственному и эстетическому воспитанию;
Оборудование: компьютер, генератор тестов, карточки, электронная доска с заданиями и опорными схемами, оценочный лист;
Ход урока;
Актуализация знаний
Приветствие с говорением и психологический настрой на урок;
Учащиеся хором:
Небо ясное над нами,
Твердь земная над ногами
Мир дороги открывает,
Солнце свет нам посылает
Мини- тест на знание теории;
Учащиеся за компьютерами выполняют мини-теста. Генератор тестов высчитывает баллы, затем они заносятся в оценочный лист.

Вопросы мини-теста:
Как называется вид сложного предложения, части которого соединяются бессоюзной связью?
А. Сложноподчиненные предложения
В. Сложносочиненные предложения
С. Бессоюзные сложное предложения
Д. Простые предложения
2. Какие типы смысловых отношений могут быть между частями бессоюзного сложного предложения?
А. Одновременности
В. Последовательности
С. Сопоставления
Д. Одновременности, последовательности, сопоставления, условия и времени, причины и следствия, пояснения и дополнения.
3. Какие знаки препинания ставятся между частями БСП со значением одновременности и последовательности?
А. Двоеточие
В. Тире
С. Запятая
Д. Запятая, точка с запятой
4. Между частями БСП ставится точка с запятой;
А. Если части тесно связаны по смыслу
В. Если части БСП более распространены, то есть имеются дополнительные запятые
С. Если второе предложение дополняет первое
Д. Если второе предложение поясняет первое
5. Между частями БСП ставится запятая:
А. Если предложение можно перестроить в сложносочиненное с союзом и
В. Если предложение можно перестроить в сложносочиненное с союзом но
С. Если предложение можно перестроить в сложносочиненное с союзом или
Д. Если предложение можно перестроить в сложносочиненное с союзом либо
II. Формирование новых понятий и способов действия
Запись темы в тетради и занесение неполных опорных схем по БСП, которые предстоит завершить учащимся к концу урока на основе самостоятельных наблюдений.
Самообучение
Используя при изучений нового материала технологию уровневой дифференциаций, предлагаю ребятам поработать в группах и выполнить задания, указанные в карточках.
Ученики делятся на три группы и занимают свои места за столами, помеченных как
А,В, и С.
Группа А составляют пересказ темы, готовит примеры.
Группа В отвечает на вопросы по теме, представленные на экране доски:
При каких смысловых отношениях между частями БСП ставится двоеточие? Приведите примеры
Предложениями какого вида и с помощью каких союзных слов можно заменить БСП?
Кроме БСП в предложений какого типа и в каком случае ставится двоеточие?
Группа С заканчивает данные в карточках фразы по правилам постановки двоеточия в БСП и приводит примеры.
Вставь нужные слова, закончи фразу.
Двоеточие ставится между ____________ , входящими в ___________сложное предложение в следующих случаях:
Если____________ предложение указывает ____________ того, о чем говорится в первом предложении.
Если___________ предложение _____________ первое, то есть раскрывает его содержание.
Если ___________ предложение ____________ смысл первого, ____________ один из его членов.
Например:
Совместное обсуждение;
Все члены групп поочередно выступают с выполненными заданиями. В оценочный лист представляются плюсы каждому ученику за ответ.
III. Формирование умений и навыков
Первичное закрепление темы
Коллективная работа по лексической теме урока:
Знакомство с текстом "Театр" упражнение 242
Устные ответы на вопросы по содержанию текста
Завершение опорных систем по БСП:
Ученики делают вывод по изученному на уроке и обобщают правила постановки двоеточия в БСП в опорных схемах.
IV Домашнее задание
Упражнения 245, 247
V. Рефлексия