Программа по туризму Юные туристы.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Детский оздоровительно – образовательный центр туризма,
краеведения и экскурсий «Штурм»
Утверждаю
Директор МОБУ ДОД ДООЦТКиЭ «Штурм»
____________ Н.К.Варачев
«____»____________2015г.
Рассмотрено
Методическим советом МОБУ
ДОД ДООЦТКиЭ «Штурм»
Протокол № ______
От «____»____________2015г.
Дополнительнаяобразовательная программаобъединения «пешеходный туризм»
Рекомендована для возраста: 12-17лет.
Срок реализации: 1 год.
Уровень реализации: среднего (полного) общего образования Направленность: туристско-краеведческая.
Педагог дополнительного образования:
Таначева Анастасия Васильевна
Нефтекамск 2015 г.
Пояснительная запискаТуристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Туристическое путешествие развивает физически, укрепляет растущий организм, обогащает человека знаниями, вырабатывает чувство
коллективизма, дисциплинированность, организованность, волю,
инициативу, стремление преодолевать трудности.
В дополнение к современной системе среднего образования, которая преподает ученику массу предметных знаний, туризм дает простейшие жизненные навыки
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов коррекционной школы и предусматривает приобретение ими начальных знаний о своем крае, туризме, ориентировании на местности, азов оказания первой медицинской помощи.
Для решения этих задач привлекается теоретический материал из различных областей человеческих знаний: спорта, туризма, краеведения,
физической культуры и т. д.
Программа «Пешеходный туризм» направлена на изучение основ начальной туристической подготовки, на расширение знаний по географии, краеведению, экологии.
Цели:воспитание здорового поколения
привлечение к занятиям туризмом детей школьного возраста.
развитие наблюдательности и любознательности, экологической и санитарно-гигиенической культуры, самостоятельности, творческих способностей, спортивных навыков.
Задачи: по окончанию обучения данной программы выявить группу детей, из которых в коррекционной школе комплектуется команда для более углубленного занятия техникой туризма, участия в лагерях, соревнованиях, многодневных походах.
Содержание программыВведение.задачи объединения
планы на год
Основы спортивного ориентированияПравила ориентирования
Приёмы ориентирования на местности по различным признакам.
Карты и компас
Географические карты. Туристские карты и схемы. Назначение компаса. Правила общения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Определение сторон горизонта.
Приёмы ориентирования на местности.
Туристская подготовка.Туристское снаряжение.
Личное снаряжение. Общественное снаряжение. Снаряжение для бавуака. Снаряжение для соревнований.
Узлы, их применение в туризме.
Типы узлов и верёвок. Вязка узлов: восьмёрка, прямой, встречный, стремя, схватывающий, булинь, штык, двойной проводник, брамшкотовый.
Типы препятствий.
Спуск, подъём, траверс, маятник, бревно, параллельные перила, навесная переправа.
Установка палатки, разведение костра.
3.5 Отработка навыков.
Краеведение и экология.Понятие «экология», «экологическое загрязнение», «экологически чистый продукт, маршрут, источник». Экскурсия в ЛПЗ.
Техника безопасности.Вводный инструктаж по технике безопасности.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь.Личная гигиена. Раны и их разновидности. Правила обработки ран.
Общая физическая подготовка.
Коррекция осанки, упражнения на координацию движений, на развитие внимания, ловкости, быстроты реакции. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол, пионербол.
Планируемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны знать:
Организацию бивуака.
Достопримечательности Республики Башкортостан.
Основы гигиены.
Состав медицинской аптечки.
Технику безопасности в походе.
Должны уметь:
Ориентироваться в заданном направлении.
Организовывать туристский быт.
Проходить дистанцию 1 класса по туристскому многоборью.
Вязать узлы: восьмёрка, прямой, встречный, стремя, схватывающий, булинь, двойной проводник, брамшкотовый, штык.
Тематический план
№ Название темы теория практика всего
1 Вводное занятие. Инструктаж по т\б. 4 4
2 Краеведение и экология:
- понятие «экология»
- «экологическое загрязнение»
- «экологически чистый продукт» 4 4
3 Основы спортивного ориентирования.
- правила ориентирования
- карты и компас
- приемы ориентирования на местности 6 14 20
4 Туристская подготовка.
- туристское снаряжение
- узлы, их применение в туризме
- типы препятствий
- установка палатки
- разведение костра
- отработка навыков 20 40 60
5 Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
- личная гигиена
- раны и их разновидности
- правила обработки ран 4 6 10
6 Общая физическая подготовка. 42 42
7 Экскурсии, соревнования, ПВД. 30 30
Всего: 38 132 170
Учебно-методический комплекс.
Для проведения занятий по программе необходимо иметь комплект туристского снаряжения: верёвки 10,8,6 мм по 30, 40, 50 м, страховочные системы, карабины, палатки двускатные, каркасного типа.
Для проведения теоретических занятий используются различные типы карт: спортивные, топографические, схемы.
Используется топографический и видео материал по темам: «Подготовка и проведение СП и ЭП»; «Проведение ПСР», «Страховка и самостраховка», «Скалолазание». По данным темам используются не только учебные, но и художественные фильмы.
При проведении занятий по оказанию ПМП используются как подручные средства, так и специальные, собранные и подготовленные вместе с детьми.
Наглядные пособия применяются и в виде учебных таблиц и рисунков по темам: «Узлы», «Костры» и т.д. Возможно и использование других материалов, полученных занятий и походов: собранных, сфотографированных и т.п.
Важно и использование библиотеки и картографии МКК.
Литература.
Ахмедшин А.М. туризм как метод реабилитации людей с ОВЗ.- Уфа, 2000г.
Балабих М.А. "Туристская секция коллектива физкультуры - М.: Профиздат,2007 г
Берман А.Е. "Юный турист". - М.: ФиС., 1999 г.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. "Школа туристских вожаков".- М.: ВЛАДОС,1999 г.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. "полевые туристские лагеря". - М.:
ВЛАДОС, 2000 г.
Лифанова И.В., Галанова О.В., Пивень С.О. социализация детей с ОВЗ с помощью занятий туризмом и краеведением. – Уфа, 2010 г.