Рабочая программа по спортивному ориентированию
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»
Утверждаю:
Директор МБОУ ДОД «СЮТур»
________________________В.Ломакин
Приказ№____________________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спортивно- физкультурной направленности
объединения
«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТРОВАНИЕ»
(ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ)
год обучения -3
возраст обучающихся 8-12 лет
Подготовила:
Колесникова Анна Константиновна
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «СЮТур»
Шебекино, 2014 год
Дополнительная образовательная программа: «Спортивное ориентирование» (этап начальной подготовки) модифицированная программа для системы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленностиАвтор программы: Дмитренко И.А., Ехлаков А.Д.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «31» августа2012 г., протокол № 4
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета МБОУ ДОД «СЮТур» от _________________ 2013 года протокол № _______
Председатель _________________________ В. Ломакин
подпись
Пояснительная записка
Спортивное ориентирование – вид спорта, который к олимпийскому девизу «Быстрее, выше, сильнее!» добавил четвертый принцип-«умнее!» - и тем самым привлек в свои ряды многочисленных поклонников. В нашей стране этот вид спорта получает все большее признание.
Ориентирование в форме спортивных соревнований имеет довольно продолжительные традиции. Сначала этим видом увлекались почти исключительно как соревновательным спортом, но в последнее время возрос интерес к ориентированию как к движению в форме «Спорт для каждого».
Сейчас в нашей стране этот вид спорта получил все большее признание: широкая доступность (соревнования проводятся в разных возрастных группах), захватывающая борьба на трассе, красота природы, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции - все это способствует популярности спортивного ориентирования. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.
Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.
Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу и будущему защитнику.
При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок.
быстрая реакция. Обучающиеся в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствуют и закрепляют знания, полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры.
Рабочая программа по спортивному ориентированию спортивно-физкультурной направленности разработана на основе модифицированной образовательной программы для учреждений дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование», разработчиками которой являются Дмитренко И.А., Ехлаков А.Д., педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «СЮТур» (далее «Станция»), утверждённой на заседании педагогического совета Станции от 31.08.2012г.
Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с Правилами соревнований по спортивному ориентированию, Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, другими нормативными документами.
Цель: совершенствование физического и интеллектуального развития и воспитание морально-этических качеств у обучающихся посредством занятий спортивным ориентированием.
Также в ходе реализации программы решается ряд образовательных и воспитательных задач:
- укрепление здоровья и повышение уровня общей и специальной физической подготовки;
- совершенствование техники, тактики, приёмов и способов ориентирования обучающихся;
- соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки,
- воспитание морально-этических и волевых качеств, соблюдение спортивной этики, дисциплины;
- расширение знаний по школьным дисциплинам: география, ОБЖ, биология и экология;
- создание дружного детского коллектива;
- пропаганда спортивного ориентирования среди населения - как средства для активного отдыха;
При разработке рабочей программы было изменено соотношение количества часов для теоретической и практической подготовки. Организация учебно-тренировочного процесса предусматривает занятия в течение учебного года (36 учебных недель). В каникулярное время, как правило, организуются учебно-тренировочные сборы, соревнования, походы. Учитывая специфику занятий спортивным ориентированием (большая часть учебных занятий проводится в условиях природной среды), необходимо уделять особое значение вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого занятия, соревнования и т. д.
Рабочая программа для третьего года обучения предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 360 часов, по 10 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия в программе отводится 58 часов, на практические - 302. Учебный материал рассчитан на повышение уровня физической и специальной подготовки, совершенствование приёмов ориентирования. Срок реализации рабочей программы 1 год.
При разработке рабочей программы учтены региональные особенности, особенности географического положения Шебекинского района, рельеф, природные условия, наличие полигонов и карт для занятий спортивным ориентированием и проведения соревнований различного уровня.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: в объединение принимаются все желающие со 2-го по 11 класс, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортивным ориентированием, но предпочтительнее для групп начальной подготовки привлекать обучающихся 2-5 классов (8- 12 лет). Количество занимающихся в объединении 3-го года обучения - не менее 12 человек.
Формы и режим занятий.
Форма проведения занятий: фронтальная (коллективная), групповая, и групповая с использованием индивидуальных форм работы внутри группы. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 3 и 2 часа.
Каждое занятие предполагает организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности: физические упражнения, подвижные игры, мини-соревнования, состязания в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки.Практические занятия могут проводится как в помещении, так и на местности
Требования к уровню подготовки обучающихся 3-го года обучения
№п/п Обучающийся должен знать Обучающийся должен уметь
1 Время и место проведения занятий объединения.
Результаты занятий за прошедший сезон и задачи на новый учебный год. Коллективно участвовать в планировании деятельности объединения, подводить итоги собственных достижений.
2 Основы безопасности при проведении занятий, необходимые действия при возникновении чрезвычайных ситуаций, обнаружении первых признаков пожара, меры личной и общественной безопасности в критической ситуации. Искать условно заблудившегося в лесу. Находить выход из аварийных ситуаций, пользоваться первичными средствами пожаротушения, оказывать первую помощь пострадавшему.
3 Динамику роста своей спортивной подготовленности, выполнения контрольного приемного и переводного контрольного тестирования Анализировать и подводить итоги собственных достижений и промахов за прошедший сезон, намечать (совместно с руководителем) средства и пути совершенствования) достигнутых результатов.4 Основы профилактики заболеваний, понятие об инфекционных заболеваниях и меры предосторожности.
Профилактические средства переутомления. Объективные данные самоконтроля Правильно использовать восстановительные средства.
5 Физиологические основы формирования двигательных навыков.
Физиологические обоснования принципов постепенности, разносторонности, индивидуализации в процессе учебно-тренировочного занятия. Выполнять упражнения направленные на расширение функциональных возможностей организма.
Самостоятельно проводить разминочный комплекс упражнений.
6 Методы анализа результатов тренировок и соревнований.
Методы самоконтроля физического состояния. Производить анализ технических и тактических ошибок, совершенных при прохождении дистанции.
7 Общие положения правил по спортивному ориентированию, права и обязанности участников соревнований, представителя, тренера и капитана команды.
Виды соревнований, способы их проведения, критерии допуска к соревнованиям, разрядные требования. Соблюдать права и обязанности участников соревнований, нормы спортивной этики.
8 Комплекс гимнастических упражнений, особенности бега по пересеченной местности для спортивного ориентирования, значение морально-волевой подготовки. Технику лыжного хода. Выполнять комплекс гимнастических упражнений. Передвигаться на лыжах, выполняя технические приемы лыжных ходов, владеть приемами техники бега.
9 Роль и значение специальной физической подготовки в совершенствовании спортивного мастерства, отличия в технике бега в зависимости от местности, грунта. Чередовать технику бега в зависимости от местности, грунта.
Выполнять специальные беговые упражнения на развитие скоростно-силовых качеств, гибкости, прыгучести.
10 Разновидности рельефа и способы его изображения на карте, Комплексно читать карту местности, измерять расстояние на местности, во время подъемов и спусков, по склонам различной крутизны.
Двигаться без компаса по солнцу, по азимуту по закрытой и открытой местности.
Двигаться по маркированной трассе с одновременным отслеживанием маршрута. Выбирать пути движения с учетом рельефа местности, проходимости, почвенного покрова, метеорологических условий.
11 Тактику прохождения дистанций в различных видах соревнований по спортивному ориентированию. Участие в соревнованиях районного и областного уровней.
12 Нормативные требования контрольного тестирования Выполнять нормативы по ОФП, СФП.
Выполнять контрольно-переводные испытания.
13 Понятие «Психологический стресс», понятие «стресс в условиях соревнований», методы и средства развития волевых качеств. Развивать уверенность в себе, собственных способностях..14 Важность бережного отношения к природе, особо охраняемые природные памятники и заповедники Шебекинского района и Белгородской области. Участвовать в акциях по охране природы, бережно относиться к окружающей среде, соблюдать правила поведения в лесу, парке и т. д.
Учебный план
объединения 3-го года обучения
(начальной подготовки)
№п/п Раздел подготовки Кол-во
часов
1
1.1 Теоретическая подготовка
Краткий обзор состояния спортивного ориентирования в России и за рубежом. 4
1.2 Предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях. 7
1.3. Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки. 5
1.4 Планирование спортивной тренировки. 5
1.5. Основы техники и тактики спортивного ориентирования. 21
1.6. Правила соревнований по спортивному ориентированию. 6
1.7 Основы туристкой подготовки. 8
Итого 56
2
2.1. Практическая подготовка
Общая физическая подготовка 156
2.2. Специальная физическая подготовка 69
2.3. Технико-тактическая подготовка 56
2.4. Корректировка карт 2
2.5. Контрольные упражнения и соревнования 26
3. Углубленное медицинское обследование 6
4 Восстановительные мероприятия 4
Итого 319
Всего 375
Календарно-тематическое планирование
для объединения 3 года обучения
№ п\пДата Кол-во часов Теория/
Практика Тема занятия
сентябрь
2.09 3 2/1 Правила поведения и безопасности на занятиях и соревнованиях. История и развитие спортивного ориентирования. ОФП
5.09 3 3/0 Топография, условные знаки, спортивная карта. Одежда и снаряжение ориентировщика.
7.09 3 1/2 Первоначальное представление о технике прохождения дистанции. Топографическая подготовка. Гимнастические упражнения.
4 9.09 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
5 12.09 3 1/2 Туризм. Упражнения для развития силовой выносливости.
6 14.09 3 0/3 Упражнения для развития выносливости. Техника бега.
7 16.09 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
8 19.09 3 1/2 Спортивные и подвижные игры. Топографическая подготовка.
9 21.09 3 0/3 Приемное тестирование. Практическое медицинское обследование и постановка на учёт.
10 23.09 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка
11 26.09 3 1/2 Упражнения для развития выносливости. Сведения о врачебно-физкультурном диспансере.
12 28.09 3 2/1 Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.ОФП.
13 30.09 3 1/2 Линейные и площадные ориентиры. Работа с компасом и картой.
октябрь
14 3.10 3 2/1 Краткая характеристика техники спортивного ориентирования.Правила безопасного поведения во время занятий спортивным ориентированием в лесном массиве.Гимнастические упражнения
15 5.10 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
16 7.10 3 0/3 Упражнения на развитие ловкости.
17 10.10 3 0/3 Работа со спортивной картой. Работа с компасом.
18 12.10 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
19 14.10 3 1/2 Техника бега. Первоначальное представление о технике прохождения дистанции. Правила безопасного поведения во время возникновения ЧС.
20 17.10 3 1/2 Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию. Упражнения для развития силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры.
21 19.10 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
22 21.10 3 2/1 Упражнения для развития выносливости. Планирование путей прохождения дистанции.
23 24.10 3 0/3 Упражнения для развития выносливости.
24 26.10 3 0/3 Учебно-тренировочные старты.
25 28.10 3 0/3 Топографическая подготовка. Упражнения на развитие быстроты. Легкоатлетическая подготовка.
26 31.10 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка
ноябрь
27 2.11 3 0/3 Гимнастические упражнения. Профилактика отравлений дикорастущими ягодами и грибами.
28 4.11 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
29 7.11 3 1/2 Работа с компасом и картой. Топографическая подготовка.
30 9.11 3 0/3 Корректировка карт. Работа с компасом и картой.
31 11.11 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
32 14.11 3 0/3 Упражнения на развитие быстроты. Топография, условные знаки, спортивная карта.
33 16.11 3 0/3 Спортивные и подвижные игры.
34 18.11 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
35 21.11 3 0/3 Упражнения для развития выносливости.
36 23.11 3 1/2 Особенности тактики в различных соревнованиях. Основы туристской подготовки.
37 25.11 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка. Упражнения для развития выносливости
38 28.11 3 0/3 Упражнения на развитие ловкости.
39 30.11 3 1/2 Легкоатлетическая подготовка. Топография.
декабрь
40 2.12 3 1/2 Правила поведения у водоёмов при образовании первого льда. Легкоатлетическая подготовка.
41 5.12 3 1/2 Работа с компасом и картой. Анализ соревновательных и тренировочных дистанций.
42 7.12 3 0/3 Техника лыжного хода. Лыжная подготовка.
43 9.12 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
44 12.12 3 1/2 Краткая характеристика спортивного ориентирования. Одежда и снаряжение ориентировщика. Профилактика обморожений.
45 14.12 3 0/3 Гимнастические упражнения. Упражнения для развития силовой выносливости
46 16.12 3 1/2 Лыжная подготовка. Первоначальное представление о технике прохождения дистанции.
47 19.12 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
48 21.12 3 0/3 Работа с компасом. Упражнение на развитие быстроты. Упражнения на развитие ловкости.
49 23.12 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
50 26.12 3 0/2 Спортивные и подвижные игры.
51 28.12 3 2/0 Топографическая подготовка.
52 30.12 3 0/3 Учебно-тренировочные старты.
январь
53 4.01 3 1/2 Топография, условные знаки легкоатлетическая подготовка.
54 6.01 3 0/3 Спортивная карта. Лыжная подготовка.
55 9.01 3 0/3 Упражнения для развития выносливости.
56 11.01 3 0/3 Техника лыжного хода. Лыжная подготовка.
57 13.01 3 0/3 Упражнения для развития силы и выносливости.
58 16.01 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
59 18.01 3 0/3 Техника лыжного хода. Промежуточные нормативы.
60 20.01 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
61 23.01 3 0/3 Лыжная подготовка.
62 25.01 3 0/3 Топографическая подготовка. Спортивные и подвижные игры.
63 27.01 3 0/3 Упражнения на развитие быстроты. Упражнения на развитие ловкости.
64 30.01 3 0/3 Лыжная подготовка.
февраль
65 1.02 3 1/2 Краткая характеристика техники спортивного ориентирования. Спортивные и подвижные игры.
66 3.02 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
67 6.02 3 2/1 Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию. Гимнастические упражнения.
68 8.02 3 1/2 Правила поведения при переохлаждении. Лыжная подготовка.
69 10.02 3 0/3 Упражнения для развития выносливости.
70 13.02 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
71 15.02 3 2/1 Работа со спортивной картой. ОФП.
72 17.02 3 0/3 Упражнения на развитие силы и выносливости.
73 20.02 3 0/3 Техника лыжного хода. Восстановительные мероприятия.
74 22.02 3 1/2 Особенности тактики в различных соревнованиях. Легкоатлетическая подготовка.
75 24.02 3 1/2 Топографическая подготовка. Упражнения на развитие быстроты.
76 27.02 3 0/3 Упражнения на развитие ловкости. Учебно-тренировочные старты
март
77 1.03 3 3/0 Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Правила поведения вблизи водоёмов во время весеннего половодья.
78 3.03 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
79 6.03 3 0/3 Упражнения для развития выносливости.
80 8.03 3 1/2 Условные знаки. Легкоатлетическая подготовка.
81 10.03 3 0/3 Упражнения на развитие быстроты.
82 13.03 3 1/2 Работа с компасом. Сведения о врачебно-физкультурном диспансере.
83 15.03 3 2/1 Работа со спортивной картой. Техника бега.
84 17.03 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
85 20.03 3 1/2 Гимнастические упражнения. Топография, условные знаки, спортивная карта.
86 22.03 3 0/3 Спортивные и подвижные игры.
87 24.03 3 0/3 Работа со спортивной картой.
88 27.03 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
89 29.03 3 1/2 Упражнения на развитие ловкости. Упражнения на развития силы и выносливости. Особенности тактики в различных соревнованиях.
90 31.03 2 1/1 Топографический диктант. Спортивные игры.
апрель
100 3.04 3 2/1 Краткая характеристика техники спортивного ориентирования. Легкоатлетическая подготовка.
101 5.04 3 0/3 Упражнения для развития выносливости.
102 7.04 3 0/3 Упражнения на развитие быстроты.
103 10.04 3 1/2 Упражнения на развитие ловкости. Основы туристской подготовки. Соблюдение правил пожарной безопасности.
104 12.04 3 1/2 Гимнастические упражнения. Топографическая подготовка.
105 14.04 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
106 17.04 3 0/3 Спортивные и подвижные игры.
107 19.04 3 0/3 Работа с компасом. Легкоатлетическая подготовка.
108 21.04 3 0/3 Техника бега. Упражнения для развития силовой выносливости.
109 24.04 3 0/3 ОФП. Легкоатлетическая подготовка.
110 26.04 2 1/1 Особенности тактики в различных соревнованиях. Восстановительные мероприятия.
111 28.04. 3 1/2 Работа со спортивной картой. Анализ соревновательных и тренировочных дистанций.
май
112 1.05 3 2/1 Основы туристской подготовки. Правила пожарной безопасности (опасность возгорания сухостоя).
113 3.05 3 0/3 Гимнастические упражнения.
114 5.05 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
115 8.05 3 0/3 Упражнения для развития выносливости.
116 10.05 3 0/3 ОФП. Техника бега.
117 12.05 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
118 15.05 3 0/3 Упражнения на развитие быстроты.
119 17.05 3 0/3 Спортивные и подвижные игры.
120 19.05 3 0/3 Легкоатлетическая подготовка.
121 22.05 3 0/3 Работа со спортивной картой. Топографическая подготовка.
122 24.05 3 0/3 Упражнения на развитие ловкости. Упражнения для развития силовой выносливости.
123 26.05 3 1/2 Особенности тактики в различных соревнований. Анализ соревновательных и тренировочных дистанций.
124 29.05 3 0/3 Переводные нормативы. Восстановительные мероприятия.
125 31.05 3 0/3 Правила безопасного поведения во время летних каникул. Учебно-тренировочные старты
Итого: 375 часов 56/319 Теоретическая подготовка
1.1. Перспективы подготовки юных ориентировщиков на этапе углубленной тренировки.
Принцип индивидуализации в подготовке юных спортсменов. Построение тренировки с учетом возрастных особенностей, способности и уровня подготовленности. Анализ прошедшего учебно-тренировочного этапа подготовки. Пути повышения спортивного мастерства юных спортсменов. Особенности психологической подготовки юных ориентировщиков на этапе углубленной тренировки.
1.2. Основы техники и тактики спортивного ориентирования.Методы развития у спортсменов -ориентировщиков специализированных
восприятий расстояния, скорости и направления движения.
Детальное чтение рельефа на соревновательной скорости? Путь через точечные ориентиры. Использование технических приемов в соответствии с конкретной соревновательной ситуацией. Сложные контрольные пункты (длинные перегоны между КП и большое расстояние от привязки до контрольного пункта).
Организационно-подготовительные действия и подготовка инвентаря к соревнованиям. Действия участников после приезда на место соревнований. Тактические действия после получения карты и до момента старта.
Выбор пути движения между КП (выбор генерального направления, конкретизация генерального направления в «нитку» пробегания, возможные изменения генерального направления). Наиболее распространенные ошибки при выборе пути движения между КП.
Сбивающие факторы, воздействующие на ориентировщика во время преодоления им соревновательной дистанции. Раскладка сил на дистанции спортивного ориентирования. Взаимодействие с соперником на дистанции. Особенности тактики в эстафетном ориентировании и при групповом старте.
Тактика прохождения дистанции в различных видах соревнований по ориентированию. Особенности тактики прохождения дистанции в зимних соревнованиях на маркированной трассе и в заданном направлении.
1.3. Общие основы методики обучения и тренировки в ориентировании.
Основные задачи учебно-тренировочного процесса. Обучение и тренировка — единый педагогический процесс. Взаимосвязь физической, технической, тактической и психологической подготовки. Основные средства и методы физической подготовки спортсменов -ориентировщиков. Общая и специальная физическая подготовка.
Периодизация годичного цикла тренировки в ориентировании. Особенности тренировки в подготовительном и соревновательном периодах годичного цикла. Значение и место соревнований в учебно-тренировочном процессе.
1.4. Педагогический и врачебный контроль за состоянием организма спортсмена.
Значение комплексного педагогического контроля и углубленного медико-биологического обследования в подготовке спортсменов.
Особенности энергообеспечения физических упражнений различной интенсивности.
Понятие о спортивной форме, переутомлении и перенапряжении организма спортсмена. Методика ежедневного самоконтроля. Методика индивидуального ускорения восстановления организма. Факторы, лимитирующие работоспособность ориентировщика. Скорость бега на уровне анаэробного порога (АнП). Методика определения индивидуальной скорости бега на уровне АнП.
1.5. Правила соревнований по спортивному ориентированию.
Организация соревнований. Заявки на участие в соревнованиях. Протесты. Допуск к соревнованиям. Представитель команды. Состав судейской коллегии и общие обязанности судей. Требования к планированию дистанций по спортивному ориентированию. Ожидаемое время победителя. Оборудование дистанции. Определение класса дистанции и ранга соревнований. Подсчет результатов и определение выполненных разрядов.
1.6.Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
Личная гигиена занимающихся ориентированием. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика соревнований и тренировок. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсмена.
Составление медицинской аптечки. Назначение и дозировка, показания и противопоказания применения лекарственных препаратов.
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи при различных травмах. Респираторные и простудные заболевания. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Приемы транспортировки пострадавшего.
Практическая подготовка
2.1., 2.2. Общая и специальная физическая подготовка.
Значительное место в учебно-тренировочном процессе отводится физической подготовке. Из всего многообразия физических упражнений избираются те, которые способствуют развитию специальных качеств, необходимых в избранной спортивной деятельности, и эффективному совершенствованию в технике и тактике.
На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта для воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств спортсмена следует широко использовать специальные беговые и прыжковые упражнении, упражнения с отягощениями, со штангой, спринтерский бег во всех разновидностях. Ведущая роль в процессе повышения скорости и скоростно- силовых качеств должна быть отведена методу повторного использовании скоростно- силовых упражнений.
Основными задачами силовой подготовки является укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата занимающихся. Основными методами воспитания мышечной силы у юных спортсменом является метод повторного выполнения силового упражнения с отягощением среднего и около предельного веса.
Основными средствами воспитания общей и специальной выносливости у юных ориентировщиков является кроссовый бег, спортивные игры, ходьба на лыжах. Длина дистанций, скорость их преодоления и продолжительность пауз отдыха зависят от возраста, степени подготовленности спортсмена и задач, стоящих перед ним на данном этапе тренировки. Для развития специальной выносливости применяется переменный метод тренировки, интервальный, повторный, а также продолжительный бег с интенсивностью на уровне индивидуального АнП (не более 15% от общего объема) и соревновательный метод.
2.3. Технико-тактическая подготовка.
Основной задачей технико-тактической подготовки с углубленной спортивной специализацией является достижение автоматизма и стабилизация основных приемов и способов ориентирования, совершенствование координационной и ритмической структуры бега с ориентированием.
Пристальное внимание необходимо уделять отработке отдельных элементов ориентирования. Это выбор генерального направления движения. Детальное чтение рельефа на соревновательной скорости. Путь через точечные ориентиры. Техника сопоставления. Оценка района КП. Выбор точки начала точного ориентирования.
Тренировка базовых качеств ориентировщиков: памяти, внимания, мышления. Комплексные тренировки.
Надо постоянно развивать тактическое мышление — создавать мыслительные модели, которые дают ясное представление о деятельности в конкретной соревновательной ситуации. На этапе углубленной тренировки в ориентировании спортсмены совершенствуют свои способности самостоятельно и оперативно решать двигательные задачи в возникающих ситуациях. Объем тактической подготовки должен быть сформирован таким образом, чтобы ориентировщик мог реализовывать приобретенные тактические знания на основе своей физической и технической подготовленности. Умение передвигаться по местности любого типа быстро и экономично является важной составной частью технико-тактического мастерства ориентировщика.
На данном этапе подготовки происходит углубленное изучение и совершенствование техники классических лыжных ходов и элементов конькового хода (обучение маховому выносу ноги и постановки ее на опору, обучение подседанию на опорной ноге и отталкиванию боковым скользящим упором, обучение ударной постановке палок и финальному усилию при отталкивании руками).
Все более значительная роль в совершенствовании техники ориентирования отводится соревновательному методу.
Уровень технико-тактической подготовки в конце этапа углубленной тренировки должен обеспечить совершенное владение спортивной техникой в усложненных условиях и ее индивидуализацию.
2.4. Корректировка спорткарт.
Основа, съемочное обоснование. Бригадный и индивидуальный метод рисовки карт. Техника снятия угловых величин, измерение длин отрезков. Отбор изображаемых ориентиров. Техника рисовки. Планшет для съемки, материал для рисовки, карандаши.
Корректировкка участка карты на местности. Выполнение маршрутной глазомерной съемки.
Контрольные упражнения и
Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке для ориентировщиков 3-го года обучения
Контрольные упражнения Юноши Девушки
Бег 30 м с ходу - с4.5 4.9
Бег 1000 м - мин, с3.50 4.10
5-кратный прыжок в длину с места - см880 800
Комплексное упражнение на силу - к.р. 48 40
20-минутный бег с учетом пройденного расстояния - м4000 3500
Кросс 2 км - мин, с- 10.40
Кросс 3 км - мин, с12.40 -
Методическое обеспечение программы
Название раздела Формы занятий Формы подведения итогов Обеспечение
История возникновения и развития спортивного ориентирования. Охрана природы. Беседа, лекция. Опрос обучающихся по группам Литература
Правила поведения и техники безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда и снаряжение ориентировщика. Беседа, лекция, работа с документами (инструкции)
Опрос обучающихся, инструктаж. Рассказ,
инструкции по технике безопасности.
Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Беседа, встреча с представителем физ.диспансера. Игра –практикум «Я и функции моего организма»
Защита проектов: «Режим дня ориентировщика».
Опрос обучающихся. Литература по анатомии и физиологии человека, санитарно-гигиеническому просвещению
Топография, условные знаки, спортивная карта Беседа, игровыетехнологии
Топографический диктант. Создание простейших планов и схем: класса, школьного двора, двора жилого дома, схемы движения в школу и на тренировку. Грубое ориентирование по линии.
Рассказ, методические рекомендации.
Краткая характеристика техники спортивного ориентирования Лекция, беседа, практикум. Учебная дистанция:
Технические действия в стартовом коридоре. Технические действия в районе контрольного пункта: проверка истинного номера КП, отметка, проверка отметки, выбор пути к следующему КП, определение направления. Методические рекомендации
Первоначальные представления о тактике прохождения дистанции. Лекция, практикум. Тест: «Оценка
действий спортсмена при потере ориентировки, встречи с соперником». Литература по тактике спортивного ориентирования.
Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию. Опорный конспект, беседа.
Опрос, «Конверт вопросов и ответов» «Правила соревнований по спортивному ориентированию».
Основы туристкой подготовки. Лекция, практикум, беседа, работа в подгруппах. Тест: «Ориентирование туристскими тропами» Лекционный материал, методические рекомендации по организации туристского бивака, питания в походе, техники безопасности и пожарной безопасности.
Общая физическая подготовка. Лекция, практикум, беседа, круговая тренировка. Контрольные упражнения на развитие общей физической выносливости, специальной выносливости. Методические рекомендации, занятия, направленные на развитие общих физических качеств.
Специальная физическая подготовка. Лекция, круговая тренировка. Тесты на определение уровня СФП:
1.Развития специальной выносливости;
2.Развития быстроты;
3.Развития ловкости;
4.Развития силы и силовой выносливости;
5.Развития специфической координации
Методические рекомендации, занятия направленные на развитие специальных физических качеств.
Технико-тактическая подготовка. Беседа. Учебная дистанция.
Контрольная дистанция.
Участие в соревнованиях. Занятия направленные на развитие технико-тактического мастерства.
Корректировка карт. Лекция Корректировка небольшого отрезка топографической карты на местности Занятия направленные на умение переноса и корректировки карты местности.
Контрольные упражнения и соревнования. Лекция, беседа,
практикум. Приемные, переводные и промежуточные контрольные срезы. Тестирование уровня теоретической, физической и технико-тактической подготовленности.
Углубленное медицинское обследование Посещение физ. диспансера. Мед.обследование Врачебный контроль.
Восстановительные мероприятия Беседа, прогулки.
Пешеходная экскурсия «По улицам нашего города», «Все в лес». Список памятных мест и интересных экскурсионных объектов Шебекинского края, краеведческая литература
Учебно-методические средства обучения
Перечень группового снаряжения и оборудования,
необходимого
для реализации поставленных целей и решения конкретных задач,
предусмотренных образовательной программой
1. Оборудование для установки полигона спортивного ориентирования:
- знаки КП (бумажные);
- средства отметки (цветные карандаши);
- полотнища «старт» и «финиш»;
- колья;
- волчатник для коридоров;
2. Комплект спортивных карт различной местности.
3. Бумага цветная.
4. Учебно-методическая литература.
5. Секундомеры.
9. Аптечка.
Перечень личного снаряжения
обучающихся, необходимого для учебных занятий
Блокнот, ручка
Ветрозащитная куртка
Головной убор
Накидка от дождя
Обувь спортивная
Рюкзачок для выездов в лес, туристских прогулок
Свитер
Сменные носки
Сидушка (коврик спортивный)
Тренировочный костюм (Спортивная форма)
Футболка
Часы
Компас
Литература
1. Алабина В.Г., Кривопосова М.П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. - М.: ФиС, 1981.
2. Алексеев А.В. Система АГИМ. - М., 1995.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.
4. Борилкевич В.Е., Зорин А.И., Михайлов Б.А., Ширинян А.А. Основы беговой подготовки в спортивном ориентировании. - СПб.: СПбГУ, 1994.
5. Васильева З.А., Любинская СМ. Резервы здоровья. - Л.: Медицина, 1982.
6. Воронов Ю. С. Комплексный педагогический контроль в спортивном ориентировании. - Смоленск: СГИФК, 1995.
7. Воронов Ю.С. Константинов Ю.С. Программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.
8. Гогулан М.Ф. Законы здоровья. - М.: Советский спорт, 1998.
9. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. - М.: ФиС, 1991.
10. Елаховский СБ. Спортивное ориентирование на лыжах. - М.: ФиС, 1980.
11. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1983.
12. Карелин А.А. Психологические тесты. - М.: Владос, 1999.
13. Кон И. С. Психологияранней юности.-М.: Просвещение, 1989.
14. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
15. Константинов Ю.С, Огородников Б.И. Елизаров В.Л., Лосев А. С. Ориентирование в России и СССР. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
16. Костылев В. Философия спортивного ориентирования. - М.: ЦДЮТур, 1995.
17. Куликов В., Константинов Ю. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
18. Маслов А.Г., Константинов Ю.С, Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе. - М.: Академия, 2004.
19. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методы психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984.
20. Научная книга: Энциклопедия психологических тестов для детей. - М.: Арнадия, 1997.
21. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: ФиС, 1988.
22. Озолин Н.Г. Путь к успеху. - М.: ФиС, 1985.
23. Огородников СБ. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. - М.: ФиС, 1980.
24. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., КрохинЛ.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. - М.: ФиС, 1978.
25. Правила соревнований по спортивному ориентированию. -М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004.
26. Рахимов A3. Психодидактика. -Уфа: Просвещение, 1996.
27. Сапожников Ю.П., Щемелинин В.И., Сайкин В.И. ОРУ для подготовительной части урока физического воспитания. - Уфа: БашГПИ, 1990.
28. СусловФ.П. Бег на средние и длинные дистанции. -М.:ФиС, 1982.
29. ТыкулВ.И. Спортивное ориентирование.-М.: Просвещение, 1990.
30. Фесенко Б. А. Книга молодого ориентировщика. - М.: ЦДЮТур, 1997.