Музыкально-поэтическая символика огня 8 класс
Музыкально-поэтическая символика огня.Урок Искусства в 8 классе по программе Сергеевой и Критской. Презентация составлена по материалам учебника авторов Милевской Н. Г.
Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.
Как вы думаете, какой символ несет в себе огонь?Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога.
Символика огня получила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога (Яхве - огонь рождающий). Огонь является: символом торжества света и жизни над смертью и мраком; символом очищения и домашнего богатства; символом обновления и рождения в новом воплощении (вспомним того же феникса, что, умирая, сгорает и рождается вновь из пепла молодым и красивым); символом жизненной энергии, плодородия, олицетворения солнца и солнечного света.
К. Васильев «Человек с филином»Какой смысл вложил художник в горящую свечу и горящий свиток на картине «Человек с филином»? В качестве подсказки: назовите корень слова «просвещение»? Почему говорят «Учение- свет, а неученье- тьма»? (свет = знания). О мудрости старцев, управляющими народом с помощью законов ( плетка как символ власти, сова как символ мудрости), опирающихся на глубокие знания предыдущих поколений.
Свет, свечи… А это что за символ? В христианской традиции свеча — божественный свет, сияющий в мире, свидетельство причастности человека к Божественному. Чистота воска означала чистоту человека, мягкость — его способность слушать волю Бога. Свеча — вечный спутник человека на дороге жизни. Тропинка, выложенная горящими свечами, была символом пути, на котором человек не одинок: идущие впереди оставляли зажженные огоньки тем, кто идет следом
ИКОНА «УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ»Во время молитвы на Елеонской горе Божией Матери явился архангел Гавриил и сообщил радостную весть, что скоро Господь возьмет Ее к Себе. При прощании с апостолами Богородица обещала не оставлять их и всех христиан после Своей смерти. В час успения Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее душу. На иконе «Успение Богородицы» горящая свеча. О чем говорит она? Погаснет свеча – закончится земная жизнь
А какой герой мифов Древней Греции тоже связан с огнем?
Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915)Выдающийся русский композитор, пианист, педагог создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. Это было ново и необычно. В основе поэмы лежит древне-греческий миф о Прометее, который похитил огонь у богов и подарил его людям.
В 1907 году для Скрябина проблема световых эффектов уже существовала. В «Поэме экстаза» справа от нотных линеек, на которых были эскизы ее будущих тем и гармоний, Скрябин написал: б/ж/кр/зел/черн… Но что конкретно означают эти записи из-за неполноты сведений неизвестно.По-гречески слово «Прометей» означает «провидец», «смотрящий вперед».
При жизни Скрябину не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и интереснейшим изобретениям. Со световой партией «Прометей» впервые был исполнен 20 мая 1915 года в нью-йоркском Карнеги-Холле Оркестром Русского симфонического общества под управлением Модеста Альтшулера. Для этой премьеры Альтшулер заказал инженеру Престону Миллару новый световой инструмент, которому изобретатель дал название «хромола»; исполнение световой партии вызвало многочисленные проблемы и было холодно встречено критикой. В 60-70-е гг. к исполнению произведения Скрябина со световой партией вновь возник интерес. В 1962 г., по сообщению режиссёра Булата Галеева, полная версия «Прометея» была исполнена в Казани, а в 1965 г. на музыку Скрябина был снят светомузыкальный фильм.В 1972 году исполнение поэмы Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Е. Светланова было записано на фирме «Мелодия».
В феврале 2010 года, Анна Gawboy, докторант в Йельской Школе Музыки и исследователь русского композитора Александра Скрябина, попытались реализовать композитора выпускной работы: симфония звук и свет, называемый "Прометей: Поэма Огня". Чтобы достичь этого, Анна работала в тесном контакте с Тоси Шимада, дирижер Йельского симфонического Оркестра, и Джастин Таунсенд, удостоенный наград дизайнер освещения.Анна и Джастин провел год на разработку идеи и подготовка к производительности, но большинство освещения работы было сделано всего за несколько дней до концерта. Этот документальный фильм охватывает события этой недели и само выступление.Во вступлении (интродукции) таинственное повествование символизирует темный, сине-лилово-серый хаос. Главная тема экспозиции обозначена композитором в световой строке как ярко-синяя. Психологически насыщенная разработка ассоциировалась у Скрябина с красным цветом. В репризе — кульминация поэмы с ее органными и колокольными звучностями. Здесь Скрябин предполагал «озарение» всего зала ослепительными лучами белого света. Неожиданно резкое завершение поэмы производит впечатление внезапно угасшего пламени грандиозного, космического пожара.
Сравните высказывания двух композиторов. Что их объединяет?««Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом… нужно испытать отчаяние и победить его».начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности»
Художественно-творческое заданиеВыполните самостоятельную работу на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке» (К. Бальмонт, Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский, М. де Фалья, Н. Паганини и др.).