Беседа по технике безпасности Опасные костры
Занятие по технике безопасности
«Опасные костры»
Цель занятия: познакомить детей с назначением костров, опасными последствиями, возникающими в результате неосторожного обращения с огнем костра и в случаях, когда костер оставлен без присмотра, как негативно влияют костра на экологию.
Оборудование: картинки с изображением костров: древних людей, туристов, на строительной площадке, на приусадебном участке; предметы, необходимые для проведения игр.
План проведения занятия
1. Беседа с детьми. Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о кострах: где они видели костёр, кто его разжигал, с какой целью разжигали костер, с кем они были у костра, говорили ли им об опасности костра, что они знают о мерах безопасности у костра. Воспитатель обобщает высказывания детей: «Многие дети видели, как разжигают костры, но мало кто знает, что надо сделать для того, чтобы маленький костер не стал причиной большого пожара.
Взрослые знают, в каком месте можно разводить костер, что можно сжигать и как это сделать, чтобы огонь не обжег руки, не охватил соседние постройки, а также как его потушить. Дети же не должны сами разжигать костер, иначе может произойти пожар, который уничтожит все, что попадается ему на пути».
2. Рассматривание картинок с изображением костров. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением костров и комментирует каждую из них:
древние люди у костра – костер был необходим древним людям, чтобы согреться холодной ночью, приготовить пищу, отпугивать диких зверей;
туристы у костра – костер помогает туристам приготовить пищу, обогреться, высушить, если попали под дождь, одежду;
строители на стройплощадке иногда разводят костры, чтобы разогреть битум, которым заливают крыши домов;
жители частных домов устраивают костры, сжигая опавшие листья и сухие ветки деревьев.
3. Обыгрывание ситуаций у костра. Рассматривание картинок можно сопровождать обыгрыванием каждой из них. Так, предоставив воспитанникам время на рассмотрение картинки с изображением диких людей у костра, воспитатель предлагает детям изобразить диких людей, которые сидят у костра, и диких зверей, которые боятся огня.
Красный платок или кусок ткани будет представлен как огонь костра. Сразу платок или ткань представляют небольшой комок и «дикие звери» бродят вблизи. Затем воспитатель распрямляет платок (костер разгорается). «Звери», злясь и рыча, уходят в глубь леса, а «дикие люди» садятся подальше, чтобы не касаться «костра». По ходу обыгрывания воспитатель разъясняет, что нельзя располагаться очень близко к огню, нельзя его трогать.
В остальные случаях можно разбросать несколько игрушек, которые дети должны убрать, чтобы очистить место для кострища. При этом объяснить детям, что если не расчистить место для костра, то он может вызвать загорание сухой травы; если сделать большое пламя под сухим деревом, то оно загорится; если на приусадебном участке сжигается что-то от чего взлетают искры, то они могут далеко разнестись ветром и поджечь крыши домов; если в костер попадут легковоспламеняющиеся жидкости, то огонь мгновенно может охватить всех рядом стоящих людей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что огонь распространяется очень быстро. И если при разведении костра не выполнять эти и другие правила безопасности, то он очень быстро станет причиной пожара. Поэтому детям нельзя не только разжигать костры, но и находиться вблизи их, особенно если костер разводят подростки без взрослых.
4. Чтение стихотворения С.Черного «Костер»:
5. Обсуждение прочитанного. Воспитатель беседует с детьми по содержанию стихотворения, при необходимости зачитывает повторно нужные строки, задает им вопросы: какую опасную игру затеяли дети, что они бросали в костер, с кем они сравнивали огонь, что дети делали возле костра, что они чувствовали от дыма, почему игра названа опасной, что советуют детям, кто тушит пожар, чем они его тушат, что могло бы быть, если бы костер не затушили пожарные, можно ли устраивать подобные игры?
6. Проведение игры «Чья машина быстрее приедет на пожар».
Для проведения игры к машинкам привязывают веревочки или куски шпагата, свободный конец которых дети наматывают на карандаш или, если детям удобнее, полоску из картона. Выигрывает тот, чья машина первая, не перевернувшись, доедет до намеченной черты (начала ковра, положенной ленты и т.д.).
7. Наблюдение. Воспитатель во время прогулки, соблюдая все меры безопасности, сжигает 3—4 опавших листочка, обращая внимание детей на выделяющийся дым. Затем сгоревшие листья заливаются водой или засыпаются песком.
Воспитатель рассказывает о том, что костры не только могут привести к пожару или стать причиной сильных ожогов неосторожных людей, но опасен также и дым костра. Осенью, когда многие сжигают листву и иной мусор на приусадебных участках, удушливый дым окутывает участки улиц. И вместе с дымом в воздух поднимаются ядовитые вещества, которыми пропитались за лето листья и трава от выхлопных автомобильных газов и промышленных выбросов.
8. Беседа с детьми. Воспитатель объясняет детям, что нередко весной люди на приусадебных и дачных участках сжигают сухую траву и мусор. Такие костры очень опасным тем, что по сухой траве огонь костра может быстро охватить большую площадь, сжигая все вокруг.
А еще если в костер попадают пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, одноразовые стаканчики, обрезки линолеума, некоторые виды упаковки, игрушки, предметы из кожзаменителя, ткани, покрытые полимерной пленкой, остатки изолированного электрического кабеля и другие аналогичные изделия, при горении образуется целый ряд токсичных веществ.
Это значит, что устроители подобных костров и жители окрестных домов вдыхая ядовитый дым, окутывающий пространство возле такого костра, подвергаются опасному химическому воздействию.
9. Чтение стихотворения Т.Загвоздкиной «Планету засорять нельзя»
Собрались как-то малыши
Повеселиться от души.
С огнем устроили бедлам
В костер бросали всякий хлам.
Дым густой и едкий
Скрыл деревьев ветки.
Если рядом кто идет
Закрывает нос и рот.
Нет, сказать бы недоучкамЧем опасны эти штучки:
Ну, во-первых, что костер
На расправу к детям скор.
Во-вторых, что дым вот этот
Собираясь над планетой
Костров, объединяя крохи,
Станет экокатастрофой.
Как солнцу этот слой пробить
Чтобы греть нам и светить?
А еще, скажите людям,
Чем дышать тогда мы будем?
На заводы мы пеняем,
Их отходы проверяем,
Не загрязняли чтоб природу,
Не мешали жить народу.
А к кострам же почему
Нету дела никому?
Если ими пренебречь
Чистый воздух не сберечь.
Всем нам, кстати, надо знать
Как экологию спасать.
Чтобы солнце нам светило
И дышать нам легче было.
Мы не станем жечь костры
Из пластмассы и листвы.
И скажем всем своим: друзья,
Планету засорять нельзя!
10. Обсуждение прочитанного. Воспитатель задаёт детям вопросы: почему люди, проходя через задымленные от костра места, закрывают нос и рот; полезные или опасные вещества находятся в дыме; куда они попадают, поднимаясь вверх; чем больше костров тем больше или меньше дыма; что будет если дым от многих костров поднимется вверх, будет ли людям легче или труднее дышать; можно ли сжигать листья и пластиковый мусор в костре; куда следует выбрасывать пластиковые бутылки из-под напитка?
11. Проведение игры «Затуши костер».
Задание игры – потушить костер. Игроки делятся на две команды, выстраиваются друг за дружкой и по очереди несут в маленьком ведерке воду (песок), выливают (высыпают) в поставленную для этого емкость для воды (или большой лист бумаги с нарисованным костром для песка). Затем возвращаются к своей команде, передают ведерко следующему. Побеждает та команда, которая первой выльет определенное количество ведерок воды (или успеет высыпать песок).