Рабочая программа учебной дисциплины Информатика (специальность Информационные системы по отраслям)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Одинцовский техникум»
Утверждаю
Директор ГБПОУ МО
«Одинцовский техникум»
А.Н.Токарев
«___»________________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по профессии СПО 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Одинцово
2016
РАССМОТРЕНО
на заседании методической
комиссии протокол №____
Председатель
___________Е.Н.БабухинаУТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Одинцовский техникум»
_______________ А.Н.Токарев
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Информатика предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413) и требований ФГОС среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) (утвержден приказом № 383 от 22 апреля 2014, зарегистрирован в Минюсте № 32878 27 июня 2014).
Организация разработчик: ГБПОУ МО «Одинцовский техникум»
Разработчик: мастер производственного обучения Неделькина Н.Д.
TOC \o "1-3" \h \z \u
Содержание
Пояснительная записка PAGEREF _Toc440482733 \h 4Общая характеристика учебной дисциплины PAGEREF _Toc440482734 \h 6Место учебной дисциплине в учебном плане PAGEREF _Toc440482735 \h 8Результаты освоения учебной дисциплины PAGEREF _Toc440482736 \h 9Содержание учебной дисциплины PAGEREF _Toc440482737 \h 12Тематическое планирование с определением основных видов PAGEREF _Toc440482738 \h 18Тематический план общеобразовательной учебной дисциплиныИнформатика и 20Характеристика основных видов учебной деятельности30Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Информатика » PAGEREF _Toc440482742 \h 33Литература PAGEREF _Toc440482743 \h 35Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины38
Пояснительная запискаПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих
целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ » является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику практических занятий, проектной деятельности, рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Общая характеристика учебной дисциплиныОдной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования.
При освоении специальностей СПО технических профилей профессионального образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы — более углубленно, учитывая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
«Информационная деятельность человека»;
«Информация и информационные процессы»;
«Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных)»;
«Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
«Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
«Телекоммуникационные технологии».
Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.
Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения обучающихся в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у обучающихся общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывающей специфику осваиваемой специальности СПО «Информационные системы (по отраслям)», предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.
В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении информатики контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихсяв процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования .
Место учебной дисциплине в учебном планеУчебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Информатика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение обучающимся следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
метапредметных:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания03619500
(наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
Содержание учебной дисциплиныТехнический, социально-экономический и естественнонаучный профили профессионального образования. Профессии СПО
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении профессий СПО.
1.Информационная деятельность человека
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Практические занятия
Информационные ресурсы общества.
Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.
Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, право-нарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Практические занятия
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
Информация и информационные процессы
Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.
Практическое занятие
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
Представление информации в различных системах счисления.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации.
Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера.
Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.
Практические занятия
Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере.
Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования.
Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях.
Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур данных.
Разработка несложного алгоритма решения задачи.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.
Практические занятия
Среда программирования.
Тестирование программы.
Программная реализация несложного алгоритма.
Компьютерные модели различных процессов.
Практические занятия
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной природы.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации.
2.3.1. Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Практические занятия
Извлечение данных из архива.
Создание архива данных.
Запись информации на внешние носители различных видов.
Средства информационных и коммуникационных технологий
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
Практические занятия
Операционная система.
Графический интерфейс пользователя.
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Практические занятия
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей.
Сервер. Сетевые операционные системы.
Понятие о системном администрировании.
Разграничение прав доступа в сети.
Подключение компьютера к сети.
Администрирование локальной компьютерной сети.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
Практические занятия
Защита информации, антивирусная защита.
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Практические занятия
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Практическое занятие
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Практическое занятие
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.
Практические занятия
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Использование презентационного оборудования.
Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.
Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования.
Практическое занятие
Компьютерное черчение.
Телекоммуникационные технологии
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Практические занятия
Браузер.
Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр.
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Практические занятия
Поисковые системы.
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Практические занятия
Модем. Единицы измерения и скорости передачи данных. Подключение модема.
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
Методы создания и сопровождения сайта.
Практическое занятие
Средства создания и сопровождения сайта.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
Практические занятия
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.
Настройка видео веб-сессий.
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах.
Практические занятия
АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Информационная деятельность человека
Умный дом.
Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки.
Информация и информационные процессы
Сортировка массива.
Создание структуры базы данных библиотеки.
Простейшая информационно-поисковая система.
Конструирование программ.
3. Средства ИКТ
Профилактика ПК.
Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
Мой рабочий стол на компьютере»
Администратор ПК, работа с программным обеспечением.
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Ярмарка профессий.
Звуковая запись.
Музыкальная открытка.
Плакат-схема.
Эскиз и чертеж (САПР).
Реферат.
5. Телекоммуникационные технологии
Резюме: ищу работу.
Защита информации.
Личное информационное пространство.
Тематическое планирование с определением основных видовпо специальности СПО технического профиля профессионального образования — 150 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 100 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 50 часов.
Тематический план общеобразовательной учебной дисциплиныИнформатика
№ темы Наименование разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки Самостоятельная работа
Всего Практические и лабораторные работы Введение 1 1 Информационная деятельность человека 1 2 10
2 Информация и информационные процессы 7 12 10
3 Средства ИКТ 4 3 10
4 Технологии создания и преобразования информационных объектов 8 47 10
5 Телекоммуникационные технологии 6 9 10
Итого 27 73 50
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 150
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 100
в том числе: практические занятия 73
Самостоятельная работа обучающихся (всего) 50
Итоговая аттестация : в форме дифференцированного зачета
Тематический план и содержание учебной дисциплиныИРФОРМАТИКА Наименование тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Теоретических – 27 часов 27 Практических занятий – 73 часа 73 Введение Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. 1 1
Тема 1. Информационная деятельность человека
Содержание учебного материала 3 2
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы 1 Практические занятия 2 2,3
№1 Поиск и сбор информации об «Умном доме» с помощью поисковой системы. Изучение материала. Создание отчета. 1 №2 Работа с электронными образовательными ресурсами по информатике из коллекции ФЦИОР. Установка модуля ЭОР на компьютер. 1 Самостоятельная работа.
Реферат на тему: История развития информационного общества
Сообщение на тему:
Информационные ресурсы общества.
Умный дом.
10 Тема 2.Информация и информационные процессы Содержание учебного материала 19 2
2.1. Понятие информации и ее свойства 1 Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Единицы измерения информации.Системы счисления 1 Практические занятия 5 2,3
№3 Решение задач на определение количества информации. 1 №4 Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмиричную или другую (перевод целой и дробной части) 1 №5 Перевод чисел из двоичной, восьмиричной и шестнадцатиричной системы счисления в десятичную (перевод целой и дробной части) 1 №6 Перевод десятичного числа в двоичную систему с промежуточным переводом в шестнадцатиричную1 №7Выполнение арифметических опраций в разных системах счисления 1 2.2. Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная и шестнадцатеричная системы счисления как модель представления чисел в компьютере 1 2
Файловая система хранения, поиска и обработки информации 1 Практические занятия 2 2,3
№8 Кодирование и декодирование текстовой информации 1 №9 Файловая система. Создание личного информационного пространства. Работа с файлами в ОС. 1 2.3. Основы алгоритмизации. Примеры алгоритмов обработки информации. 1 Системы и технологии программирования. Введение в язык программирования. Синтаксис программы. 1 Введение в язык программирования. Семантика программы. 1 Практические занятия 5 №10 Разработка линейного алгоритма (программы) 1 №11 Разработка алгоритма (программы), содержащий оператор ветвления 1 №12Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла 1 №13 Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму 1 №14 Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива 1 Самостоятельная работа.
Реферат на тему: Двоичное кодирование и компьютер.
Как связана информация и сообщение.
Сообщение на тему:
Сортировка массива.
Создание структуры базы данных библиотеки.
Простейшая информационно-поисковая система. 10 Содержание учебного материала 7 2
3.Средства информационных и коммуникационных технологий 3.1 Архитектура компьютера. Основные компоненты ПК и их функции (процессор, устройства ввода-вывода, оперативная и долговременная память). 1 Практические занятия 1 №15Поиск информации о составляющих компьютерного рабочего места и требований к организации рабочего места. 1 Логические функции и схемы - основа элементной базы компьютера. Логические выражения и таблицы истинности. 1 Программное обеспечение персонального компьютера 1 Практические занятия 2 №16Работа с электронным образовательным ресурсом «Подключение к компьютеру периферийных устройств» 1 3.2 Защита информации 1 №17Антивирусная защита информации на компьютере Сайты разработчиков антивирусных программ и их продукты. Проверка компьютера на вирусы. 1 Самостоятельная работа.
Реферат на тему: Профилактика ПК.
Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
Мой рабочий стол на компьютере»
Презентация на тему: Типы вирусов 10 Тема 4. Технология создания и преобразования информационных объектов
Содержание учебного материала 55 2
4.1Технология обработки текстовой информации. Текстовый процессор 1 Практические занятия 9 №18Задание параметров страницы, подготовка текста реферата. Оформление сносок, ссылок на источники литературы и библиографического раздела. 1 2,3
№19Набор текста. Вставка символов. Форматирование текста. Обрамление и заливка текста. Создание автоматического оглавления 1 №20 Оформление абзацев документов. Колонтитулы. Создание и форматирование таблиц в MS Word. 1 №21 Создание списков в текстовых документах. Колонки. Буквица. Вставка объектов в документ. 1 №22 Создание деловых документов в редакторе MS Word 1 №23 Создание текстового документа, содержащий рисунок в виде схемы и маркированный список 1 №24Создание документов, содержащих формулы. Панель «Редактор формул». Верхние и нижние индексы в формулах. 1 №25Комплексное использование возможностей Word для создания текстовых документов 1 №26Создание схем и иллюстраций с использованием средств верстки 1 4.2 Технология обработки графической информации 1 Практические занятия 4 №27Создание презентации с использованием готовых шаблонов. 1 №28Задание эффектов, применение анимации. 1 №29 Обработка материала, монтаж информационного объекта. 1 №30 Подготовка презентации с использованием звука и видео к докладу 1 4.3 Компьютер как вычислитель 1 Практические занятия 4 №31 Организация расчетов в табличном процессоре MS EXCEL. Заполнение таблиц, произведение расчетов и форматирование таблиц.Создание таблицы расчетов суммарной выручки. 1 №32 Создание таблиц и построение диаграмм по результатам расчета. Использование функций в расчетах. 1 №33 Относительная и абсолютная адресация. Фильтрация данных и условное форматирование в MS EXCEL 1 №34Произведение расчетов в таблице. Применение формул для расчетов и статистических функций. Произведение фильтрации по условию 1 4.4 Моделирование электронной таблицы 1 Примеры моделирования в электронной таблицы 1 Практические занятия 9 №35Создание электронной книги. Произведение условного форматирования, построение диаграммы. 1 №36Связанные таблицы. Расчет промежуточных результатов. 1 №37 Исследование графического отображения зависимости ячеек друг от друга 1 №38Подбор параметра. Организация обратного расчета. Использование режима подбора параметров 1 №39Задачи оптимизации (поиск решения) 1 №40Связи между файлами и консолидация данных 1 №41 Экономические расчеты в MS Excel 1 №42 Комплексное использование приложений для создания документов 1 №43 Выполнение зачетного задания по статистическим расчетам и деловой графики 1 Самостоятельная работа.
Доклад на тему:
Абак – ручной вычислитель.
Создатели арифмометра.
Первый компьютерщик – Чарльз Беббидж и первая программистка – Ада Байрон (Лавлейс) 10 4.5 База данных как модель информационной структуры 1 2,3
Компьютерная база данных – система организации, хранения, доступа, обработки и поиска информации 1 Модель расчета оплаты труда в табличной базы данных 1 Практические занятия 21 №44Создание таблиц базы данных с использованием конструктора 1 №45Добавление таблиц в созданную базу данных 1 №46Редактирование и модификация таблиц базы данных 1 №47Произведение расчетов по организации запросов на обновление 1 №48Создание копий таблиц, произведение изменений в составе полей таблиц. 1 №49Добавление новых полей и произведение расчетов созданием запроса на обновление 1 2,3
№50Создание пользовательских форм для ввода данных в СУБД 1 №51Содание новых форм с помощью мастера форм 1 №52 Создание формы с помощью конструктора 1 №53 Закрепление приобретенных навыков по созданию таблиц и форм в СУБД 1 №54 Работа с данными с использованием запросов. Поиск повторяющихся записей 1 №55 Работа с данными с использованием запросов. Запросы на выборку по условию 1 №56 Использование Построителя выражений и создание запроса на выборку 1 №57Расчет суммарного и среднеарифметического значения поля. Выполнение дополнительного задания 1 №58 Создание отчетов в СУБД. Создание автоотчета 1 №59Создание отчетов в режиме Конструктор 1 №60 Создание подчиненных форм в СУБД. Создание связей между таблицами 1 №61Создание многотабличных форм для одновременного ввода данных сразу в две таблицы 1 №62Ввод исходных данных в таблицы, используя двухтабличную форму 1 №63Создание базы данных и работа с данными СУБД. Самостоятельная работа для проверки приобретенных знаний 1 №64Самостоятельная работа с дополнительными заданиями 1 Самостоятельная работа:
Создание музыкальной открытки.
Создание плаката «Здоровый образ жизни» 10 Практические занятия Тема 5. Телекоммуникационные технологии.
Содержание учебного материала 15 Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации 1 2,3
Практические занятия 4 №65 Электронная почта. Почтовая программа MS OUTLOOK EXPRESS 1 №66 Создание электронного письма и отправка письма с прикрепленным файлом 1 №67 Настройка браузера MS Internet Explorer 1 №68 Поиск информации в глобальной сети Интернет 1 Локальная вычислительная сеть 1 Практические занятия 1 №69 Организация работы в локальной сети 1 Интернет-страница и редакторы для ее создания 1 Личные сетевые сервисы в Интернете 1 Практические занятия 2 №70 Личные и коллективные сетевые сервисы 1 №71 Сетевая телеконференция 1 Коллективные сетевые сервисы в Интернете 1 Примеры работы в телеконференции на основе Skype. Сетевая этика и культура 1 Практические занятия 2 №72 Коллективное редактирование документов 1 Дифференцированный зачет 1 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Характеристика основных видов учебной деятельностиСодержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Введение Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах. Классификация информационных процессов по принятому основанию. Выделение основных информационных процессов в реальных системах
Информационная деятельность человека
Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира. Исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей. Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.
Использование ссылок и цитирования источников информации. Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и права. Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ
.
2. Информация и информационные процессы
2.1.Представление
и обработка инфор-
мацииОценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.п.).
Знание о дискретной форме представления информации.
Знание способов кодирования и декодирования информации. Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных. Умение отличать представление информации в различных системах счисления. Знание математических объектов информатики. Представление о математических объектах информатики, в том числе о логических формулах.
2.3. Компьютерное
моделирование Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования. Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.
2.4. Реализация
Основных информаци-
онных процессов с помощью компьютеров Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью. Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации.
3. Средства информационных и коммуникационных технологий
3.1. Архитектура
компьютеров Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации. Умение определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.
Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна программы.
3.2. Компьютерные
сети Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть
3.3. Безопасность,
гигиена, эргономика,
ресурсосбережение.
Защита информации, антивирусная
защита Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Представление о способах хранения и простейшей обработке данных. Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним; умение работать с ними. Умение работать с библиотеками программ.Опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных. Осуществление обработки статистической информации с помощью компьютера. Пользование базами данных и справочными системами
5. Телекоммуникационные технологии
Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Знание способов подключения к сети Интернет. Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире. Определение ключевых слов, фраз для поиска информации. Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации. Определение общих принципов разработки и функционирования интернет-приложений. Представление о способах создания и сопровождения сайта. Представление о возможностях сетевого программного обеспечения. Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с использованием программных инструментов поддержки управления проектом. Умение анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Информатика» Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.
В состав кабинета информатики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
___________
1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информаци-онные ресурсы)», схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», « «Системы счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);
печатные и экранно-звуковые средства обучения;
расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
вспомогательное оборудование;
библиотечный фонд.
ЛитератураДля обучающихся
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Михеева Е.В. Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования. – М., 2014
Михеева Е.В. Информатика: практикум для студ. сред. проф. образования. – М., 2014
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013
99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-
ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверж-дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014.
Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. —М., 2011.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова — М., 2011.
Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.
Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013.
Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб.пособие / под ред. С.А.Клейменова. — М., 2013.
Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011.
Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014.
Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012
Цветкова М.С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий испециальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информа-ционным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-нии»).
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образова-ния»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Фе-дерации).
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДисциплиныКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: Работать с электронно-образовательным ресурсом, включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера. Комбинированный: тестирование; практические занятия № 1- №2
Работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами; Комбинированный: тестирование, устный опрос, практические занятия № 8 - №9
Работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок; Комбинированный: поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации, тестирование; практические занятия № 15, №30 -73
Знания: Основные понятия: информация и информационные технологии; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление таблицы соответствия информации её свойствам
Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
Общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия №15-33
Групповой: заслушивание рефератов
Назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
Групповой: заслушивание рефератов, практические занятия №3-15
Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
Операционная система ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия №8 -№9
Локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта),
Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 1-9
Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 65-73
Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресация, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World WideWeb (WWW), электронная почта, серверное и клиентское программное обеспечение; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), контрольная работа №3, задание по поиску информации в Интернете, пересылка информации по электронной почте, практическое занятие №65-73
Информационная безопасность: основные виды Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта),практическое занятие №17
Групповой: заслушивание рефератов.