Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и муз. руководителя в старшей логопедической группе

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения у дошкольников
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Они должны формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки. Данные последних лет показывают, что большинство детей при поступлении в логопедическую группу имеют заключение общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом. [2]
У таких детей нередко страдает произношение гласных звуков, они произносят их нечетко, как бы затушёвывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. Важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям: формирование кинестетической основы движения, формирование кинетической основы движения. [1]
Кроме общеизвестной методики, педагоги предположили развивать речевую моторику, опираясь на сохранные возможности ребенка. Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.
Анализ литературы по данной теме показал, что в основном разработаны программы по проведению логоритмических занятий. Направление работы по коррекции звукопроизношения на музыкальных занятиях ни систематизированы не в одном литературном источнике.
Цель: повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения используя закон безусловной активности детей в познавательной деятельности.
Предлагаемое планирование помогает реализовать следующие задачи:
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие просодической стороны речи.
Автоматизация звуков в результате запоминания большого количества речевого материала.
Дифференциация поставленных звуков.
Данное перспективное планирование разработано на основе программы Г. А. Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи” и учебно-методического пособия Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” и рассчитано на два года.
Содержание перспективного планирования основывается на следующих принципах логопедии:
1. Онтогенетический принцип. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Специалистам следует соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
2. Принцип системности. Логопедическая работа должна способствовать формированию языка в целом как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
3. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Принадлежность речевых звуков к единой фонетической системе и артикуляционной базе, на которой они формируются, являются основой их взаимосвязи и взаимозависимости. Результатом такой связи является то, что работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
5. Патогенетический принцип. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление патологического механизма речевого дефекта.
6. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений реализуется в процессе поэтапной работы.
7. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков. [1]
Форма проведения коррекционных занятий групповая, два раза в неделю. Длительность фонетической зарядки (произнесение звуков, слоговых сочетаний, слов и фраз с изменением интонации, силы и высоты голоса) – 5-7 минут.
Работу начинать с формирования вне- и речевого дыхания. Обучая детей внеречевому дыханию, учить спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать без произнесения звуков с различной силой. Использовать игры “Погрей ладошки”, “Ветер”, “Чей одуванчик улетит дальше?”. Затем развивать переключаемость органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми звуками с подключением движения и мимики. Воспроизведение звуковых и слоговых рядов ведется с опорой на наглядность, и преподноситься в игровой форме. Например, мама Гусыня просит Гусенка не ходить далеко, произносятся слоги низким голосом: Га-га-га. Гусенок не послушался. Произносятся слоги гя-гя-ги высоким голосом. Он пошел и заблудился. Слоги произносятся печально. Его увидела кукушка (ку-ку-ку) и рассказала, где гусенок. Гусыня ругает гусенка (га-га-га) сердитая интонация. Используем следующие звуковые сочетания: па-пу-пы, пы-по-па, та-ту-ты-тэ, до-ду-дэ, ди-дя-де, пта-пто-пту-пты-птэ, бда-бдо-бду,бдэ, фта-фто-фту-фтэ, мна-мно-мну-мны, пти-птя-пте-птю, бди-бдя-бде-бдю, па-та-ка, то-ко-хо. Для укрепления мышц губ энергично произносим “п-б”, “п-б”. Для укрепления мышц языка “т-д”, “т-д”, чтобы укрекпить мышцы полости глотки – высунув язык, энергично произносим “п-б”. В процессе постановки звуков работа усложняется.
Таким образом, для развития голоса и речевой моторики используем гласные и правильно произносимые согласные звуки.





Предлагается следующее перспективное планирование в старшей группе.
Месяц
Неделя
Логопед
Музыкальный руководитель

сентябрь
1
Диагностика
Развитие внеречевого дыхания, слухового восприятия. Д/и “Рыбка ловит корм”, “Сдуй ватку”, “Где звенит колокольчик?”, “Какие часы тикают?”


2




3
Звук “А”
Пение вокализов “А”, д/и “На приеме у доктора Айболита”; “Плачет малыш”, чистоговорки звук “А”


4
Звук “У”
Пение вокализов “У”, д/и “Воет волк”


5
Звуки “А-У”
Пение вокализов “А-У”, д/и “В лесу”

октябрь
1
Звук “И”
Ослик кричит “иа”, “Ишак”. Песенки птиц (и-и-и). Произнести коротко (и-и-и) фортепиано.


2
Звук “М-м`”
“Ма-му”, “му-ма” пропевание гласных.


3
Звук “П-п`”
“Лепим ком” (па-пу-по). “Шарик лопнул” (п-п-п). “Мышки разговаривают” (пи-пи-пи).


4
Звук “Н-н`”
“Песенка слоненка”


5
Звук “О”
Болит зуб. Наматываем клубок. Длительно, коротко. Произнести три раза на одном выдохе.

ноябрь
1
Звуки “А-У-О”
Пропеваем гласные звуки длительно, коротко


2
Звук “Б-б`”
“Играем на барабане”. Играем в теннис. “Бананы”


3
Звук “Ы”
“Песенка Рёвы”


4
Звук “Т-т`”
Разговор зверят (та-та-ти-ти). Забиваем гвозди (т-т-т). Птенчик пробивает скорлупку. Распевка “Тень-тень”, “Утки”


5
Звук “Д-д`”
Громко забиваем гвозди. (д-д-д) Дятел долбит клювом. Распевки. Потешки “Дон-дон”, “Дождик”, “Дудочки”

Декабрь
1
Звук “Х-х`”
Погреем ручки. Клоуны смеются. “Дровосеки”


2
Звук “В-в`”
Вьюга воет. Распевки


3
Звуки “А-У-О-Ы”
Развитие силы голоса, на пройденных звуках. Подготовка к утреннику


4



январь
1
Диагностика
промежуточная
 


2




3
Звук “К-к`”
Пистолет стреляет. Кукушка поет. Распевка “Киса”, “Куд - куда”, “Кукушка”


4
Звук “Г-г`”
Гуси разговаривают. Позовем голубей (гули – гули). Потешка “Гули”, “Гусь”, “Га-га-га”

февраль
1
Звук “Э”
Пение вокализов. Распевка Эхо


2
Звук “Ф-ф`”
Фырканье


3
Звук “П-Б”
Звукокомплексы “П-Б, К-Г”
Распевки с гласными.


4
Звук “В-Ф”
Распевки с гласными.

март
1
Звук “Т-Д”
Звукосочетание “т-д; т-д”. Гудит мотор, пропевки
(та-да), “Радисты”. Поезд едет “ту-ду”


2
Звук “С-с`”
“Проколотый мяч”, “Шарик”. Распевка “Верба”


3
Звук “З-з`”
“Комар и комарики”


4
Звук “С-З`”
Распевки с гласными.


5
Звук “Ш”
“Гусь” - ш. Спускается по ступенькам. Распевка “Лягушка”, “Петушок”, “Индюшата”

апрель
1
Звук “Ж”
Жук жужжит. Близко – далеко. Распевка “Жук”


2
Звук “Ш-Ж”
Разговор шмеля с жуком. Распевки


3
Звук “С-Ш”
Распевка “Подснежник”, “Кормушка”


4
Звук “З-Ж”
“Пилим дерево” (за-жа; за-жа). “Комар и жук”


5
Звук “Л-л`”
Песенки. Распевка “Мамочка”

май
1
Звук “Л-л`”
Потешка “Лягушка”, чистоговорки со звуком “Л”


2
Звуки йотированные
Распевки


3
Диагностика
Диагностика


4



Таким образом, совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции звукопроизношения позволяет повысить уровень развития речевой моторики, улучшить фонематическое восприятие, значительно улучшить уровень сформированности звукопроизношения у детей.









Литература
Правдина О. В. “Логопедия” Москва “Просвещение” 1973 стр. 119.
Пожиленко Е. А Методические рекомендации по постановке звуков стр. 25-30
Карелина И. Б. “Коррекция голосовых расстройств у дошкольников” Москва 2005 Айрис-пресс стр. 83
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., “Владос”, 2000
Максаков А. “Развитие речевого голоса у дошкольников” “Д/воспитание” 1984
Дель С. В. “Музыкальные упражнения в коррекции заикания” “логопед в д/с” №3(6), 2005
Гавришева Л. Б., Нищеева Н. В. “Логопедические распевки”-СПб Детсво-пресс 2005
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000
Железнова Е. Железнов С. “Азбука-потешка” М. “Гном и Д”. 2001


Заголовок 115