Консультация для воспитателей: «Организация работы с родителями»
Избиенова Наталья Николаевна, воспитатель
МБДОУ № 51 «Подсолнушек»
г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
«Организация работы с родителями»
В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования взаимодействие с семьей рассматривается как одно из приоритетных направлений работы современного дошкольного учреждения [24, с.8]. Это обязывает коллектив дошкольного учреждения создавать в детском саду необходимые современные условия для развития и совершенствования ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Эти отношения должны обеспечивать целостное развитие личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста [15, с.65].
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать ряд принципов. Запишем их в виде схемы.
23108022023700
Принципы, необходимые для совместной работы ДОУ с семьями
899042857700026364594979600
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Триада «Ребенок-педагог-родитель» дает семье возможность выбора содержания, формы воспитания ребенка, выбор воспитывающего взрослого, который отвечает за образование и уход ребенка [17, с.53]. В свою очередь, активное участие семьи, согласие и поддержка родителей помогают организовать успешный процесс оздоровления, обучения и воспитания детей в дошкольной образовательной организации [14, с.45]. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут
равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов [13, с.87].
Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – появился сравнительно недавно. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания [17, с.23].
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Важно сказать, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами [9, с.43].
Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве [22, с.67].
Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. [12, с.63].
Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [7, с.34].
Методологической основой организации сотрудничества педагогов и родителей является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Т. Н. Доронова, Р. П. Дешеулина, Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина и др.) и работы ряда авторов, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Н. В. Микляева) [8, с.89].Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
развитие интересов и потребностей ребенка;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям [10, с.83].
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями [9, с.76].
Работу с родителями следует строить, придерживаясь определенных этапов. Запишем их в виде таблицы.
Этапы работы с родителями
Этапы Пояснение
1..Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
3..Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
.
Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
второй - педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход [4, с.76].
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
В литературных источниках выделяют несколько форм работы с родителями в ДОУ [5, с.19].
-1100761550230016206921551700
Традиционные формы взаимодействия детского сада с родителями
1. Наглядность в работе с семьей.
- В дошкольных учреждениях размещают стенды, выставки,
-Создают электронную почта; сайт учреждения (организации), где размещается информация об основных задачах воспитания детей, рассказы о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета. [1, с.76].
- В приемных помещениях создается «родительский уголок». В нем даются сведения о суточном режиме для детей данной возрастной группы, меню, специальных занятиях на неделю, рекомендации по поводу занятий с детьми дома, о профилактике различных заболеваний; помещаются сообщения о подготовке к праздникам с помощью родителей (сшить для кукол одежду, починить игрушки и др.) ;- Организуется выставка работ детей;
- Эффективной современной формой взаимодействия ДОУ и семьи является родительская газета. Своими истоками родительские газеты уходят в стенды, которые создавались всегда и сейчас на практике называются родительскими уголками. Т.Н. Доронова относит эту форму работы к ежедневной и считает, что именно она обеспечивает систематическую информированность родителей о жизни ребенка в детском саду.
Правильно организованный процесс информирования родителей позволяет создать прочные доверительные отношения между семьей и детским садом.
2. Индивидуальные формы работы с родителями.
-38514-17940100 - Беседы, консультации, посещения на дому, приглашение отдельных родителей в детский сад, привлечение родителей для оказания посильной помощи детскому учреждению.
Индивидуальные беседы могут проводиться как утром, – как ребенок провел ночь и каково его самочувствие, так и вечером – рассказ родителям, чем занимались дети в течение дня, посоветовать, как заняться с ребенком вечером дома; [2, с.32].
3.Работа с коллективом родителей
-Родительские комитеты, собрания, вечера, кружки, консультации, лекции, «открытые дни», субботники по уборке помещения или прогулочного участка). В ДОУ избирается родительский комитет, в состав которого входят родители от всех возрастных групп, работа его планируется на год. Актив каждой группы оказывает помощь в подготовке и проведении родительских собраний, различных мероприятий, ремонте помещения и т. д. Члены родительского комитета посещают неблагополучные семьи, изучают опыт правильного семейного воспитания, комитет организует дежурства родителей в детском учреждении [4, с.56].
- Групповые консультации, как правило, организуются выборочно для тех родителей, которые не уделяют времени занятиям с детьми дома.
- Заслуживает внимание проведение «открытых дней», когда группы родителей присутствуют на занятиях, кормлении детей, подготовке ко сну, гигиеническом уходе. Можно, например, праздновать «Дни рождения» с чаепитием с приглашением и участием родителей, проводить тематические вечера для родителей на темы: «Музыка и дети», «Ребенок и природа», «Как нужно любить ребенка», «Знаем ли мы своих детей». Единство приемов, выработанных в детском учреждении и семье, будут способствовать правильному развитию и воспитанию детей [6, с.87].
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями [16, с.90]. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду [18, с.29]. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами [11, с.39], [23, с.32].
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные [15, с.73].
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование Цель использования Формы проведения общения
Информационно-аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение социологических срезов, опросов
«Почтовый ящик»
Индивидуальные блокноты
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Семинары-практикумы
Тренинги
Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
Мини-собрания
Педагогический брифинг
Педагогическая гостиная
Устные педагогические журналы
Игры с педагогическим содержанием
Педагогическая библиотека для родителей
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники
Выставки работ родителей и детей
Кружки и секции
Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Информационные проспекты для родителей
Альманахи
Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
Дни (недели) открытых дверей
Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
Выпуск стенгазет
Организация мини-библиотек
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. [2, с.45].
И, думается, что если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
Список использованной литературы
1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С. 88-94
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ- 2002.- № 4. - С. 66.
2. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. – М.: «Учитель», 2009. - 177 с.
4. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - М.: «Учитель», 2008. - 111 с.
5. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. – М.: «Сфера», 2010. - 144 с.
6. Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 2010. - 207 с.
7. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое. - М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2011. - 100 с.
8. Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. - М.: «Логос», 2011. - 487 с.
9. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина. - М.: «Просвещение», 2011. - 348 с.
10. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика - Синтез, 2007 - 167с.
11. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие. – М.: «Айрис-пресс», 2010. -107 с.
12. Кларина Л.М. Целостный образ мира // Директор школы. -1995.- № 3.- С. 51-61.
13. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ "Сфера", 2010. - 112 с.
14. Козлова И.Ф., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: «Наука», 2009. -256 с.
15. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.- М.: Сфера, 2005. - 80 с.
16. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: «Белый Ветер», 2011.-543с.
17. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: «Наука», 2009. - 286 с.
18. Панько Е. А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования. - М.: "БГПУ", 2009. - 231 с.
22. Подласый И.П. Педагогика. - М.: "ВЛАДОС", 2011. - 576 с.
23. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II международной научной конференции (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-74.
24. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23 ноября 2009года № 655 // Справочно-правовая система Консультант Плюс