Эффективные формы работы с родителями.


Эффективные формы работы с родителями.
(из опыта работы)
Павлова Н.С., учитель математики
БОУ г. Омска «Гимназия № 69 им. Чередова И.М.»
Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик.
При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья
и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями.Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации.
С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны гимназии.
Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны
не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.
Как классный руководитель я поставила перед собой задачу: « Как организовать взаимодействие семьи и гимназии, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом учителя и родителей? Как привлечь к гимназии таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребёнка?»
Я придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского: “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.
В научной педагогической литературе выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные инетрадиционные формы.Я стараюсь не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентируюсь на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам гимназии и класса.
В своей работе сочетаю коллективные (родительские собрания, родительские лектории, встречи родителей с администрацией гимназии, учителями - предметниками класса), групповые (взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации) и индивидуальные (беседы, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, телефонные разговоры, SMS- сообщения) формы взаимодействия. Я поделюсь опытом работы в проведении родительских собраний, индивидуальных консультаций , а также о работе с родительским комитетом.
Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.
По мнению родителей - родительские собрания - это устаревшая форма общения гимназии и семьи. Они считают, что родительские собрания представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах обучающихся. Чтобы у родителей не пропал интерес к новизне обучения и воспитания я ищу новые формы проведения родительских собраний.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания учитывают возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед гимназией.
Родительские собрания в классе проводятся пять раз в год.
В 5 классе на первом собраниия предлагаю родителям анкету, данные которой помогают  получить  первую информацию о педагогическом  просвещении родителей и в дальнейшем спланировать консультации с родителями, индивидуальные беседы с учениками и родителями. На втором собрании я рассказываю об адаптации детей. Даю общую характеристику коллектива и указываю только на положительные стороны.Затем родителям выдаю рекомендации.С учащимися, испытывающими трудности в адаптационный период, провожу коррекционно - развивающую работу: помочь детям адаптироваться к «разноголосице» требований учителей – предметников; помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю; помочь принять новую позицию- ученика основной школы. Затем провожу индивидуальные консультации с привлечением социального педагога.
Каждый год (с 5 по 8 классы) на первом собрании я рассказываю о возрастных особенностях обучающихся, а также мои наблюдения и учителей – предметников о готовности каждого ребенка к учебному году.
На собраниях я рассматриваю актуальные педагогические проблемы, а не подвожу итоги успеваемости. Обсуждение успеваемости учащихся это не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме. Одной из эффективных форм взаимодействия гимназии и родителей на мой взгляд является проведение анкет и вопросников для родителей, где я выявляю и родительские установки, и систему отношений в семье, и стиль родительского воспитания. К каждому родительскому собранию готовлю диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.
Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за год. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Самыми активными являются индивидуальные формы взаимодействия. Индивидуальные консультации я провожу посвоей инициативе или родителей по инициативе родителей. Поводом для приглашения родителей на консультацию чаще всего являются проблемы в общении ребенка с классом и учителями – предметниками, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.
При этом я соблюдаю этику общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:
- заранее обсуждаем возможность проведения такой консультации;
- родителей приглашаю на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;
- время консультации или беседы четко оговариваем;
- четко формулирую цель консультации, ее актуальность;
- даю возможность родителям высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;
- все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” внимательно стараюсь выслушать;
- в ходе консультации родители получают четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;
- если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами;
- если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет класса выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.Таким образом, каждый родитель за годы обучения ребенка активно участвует в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;помогает классному руководителю и гимназии.Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета гимназии, в гимназических конференциях, встречах родительских комитетов классов садминистрацией гимназии. Затем родительский комитет доводит сведения до родительского собрания. Родители вместе обсуждают основные вопросы, которые были рассмотрены на общегимназических мероприятиях и принимают решение. Заседания родительского комитета класса проходят
3-4 раза в учебную четверть.
Эти формы работы сближают детей и родителей, а классный коллектив становится единым целым, большой семьёй, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагога, детей и родителей.
В целом, можно сделать следующие выводы по работе с родителями:
- Родители в основном правильно понимают распределение ответственности: гимназия обучает, семья воспитывает, вместе - развиваем детей, обучая и воспитывая.
- Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
- Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.
- Важно четко и аргументированно информировать родителей о проблемах гимназии, класса (в т.ч. и материальных) и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями.