Развитие критического мышления при обучении иностранному языку на младшей ступени
«Развитие критического мышления при обучении иностранному языку на младшей ступени»
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования развитие творческого потенциала подрастающего поколения определяется как одна из главных целей образования на современном этапе, так как процесс перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития критического мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности. Во-вторых, Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать целевые компетенции, - это технология развития критического мышления. С одной стороны, Ученик, который умеет мыслить критически, умеет аргументировать свою точку зрения, рассматривать вопросы с различных позиций, прислушивается к позиции и мнению своего собеседника. Школьник, наученный мыслить критически, способен работать с различной информацией, использовать различные источники для ее получения., а с другой стороны Формирование критического мышления предполагает создание отношения к себе и миру, в основе которого самостоятельная, осмысленная позиция, которая повышает надежность образования, потому что «оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. В-третьих, Очевидно, что владение обучающимися стратегиями критического мышления – это важный метапредметный и личностный результат образования.
Основная цель обучения английскому языку в курсе общеобразовательной школы – развитие способностей школьников использовать иностранный язык как инструмент межкультурного общения в диалоге культур.
Одной из главнейших и приоритетных задач современного учителя мы считаем, является развитие у школьника «умения учиться». Это означает, что школьник должен обладать возможностью самостоятельно осуществлять процесс учения: ставить и выделять для себя наиболее приоритетные учебные цели, использовать, им же самим и найденные, необходимые средства, выделять способы достижения, поставленных задач, контролировать результат своей деятельности, оценивать себя в процессе выполнения данных этапов.
Одним из путей развития УУД является, по нашему мнению, развитие способности к критическому мышлению. Эту возможность можно объяснить тем, что сама стратегия критического мышления является универсальной, применимой в широком спектре жизненных ситуаций. Критическое мышление может сопровождать различные виды деятельности и реализоваться при планировании деятельности, при определении своей позиции, поиске решения, анализе информации, при обсуждении проблем с другими людьми. Технология развития критического мышления также используется на уроках английского языка для развития метапредметных умений. Эта способность опирается на способность к творческим размышлениям, к воображению, наблюдению, анализу и синтезу при рассмотрении ситуации с разных сторон.
Очевидно, что умение мыслить критически поможет обучающемуся эффективно решать различные речевые задачи и выполнять все УУД.
Реализуя установки ФГОС, российская школа стремится привить ученикам, в том числе и способность, мыслить критически. Критическое мышление - это определенная стратегия мыслительной деятельности, которая позволяет человеку успешно ориентироваться в современном обществе, насыщенном самой разнообразной информацией, принимать осмысленные решения на основе взвешенного разностороннего анализа различных точек зрения.
Критическое мышление – это мышление самостоятельное. В том случае, когда урок строится на принципах критического мышления, каждый учащийся формулирует свои убеждения, позиции и идеи, исключительно самостоятельно, независимо от других. «Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Критическое мышление не предполагает полной оригинальности: мы можем прислушаться или принять идею или позицию другого человека, как свои собственные. При этом принятию чужой позиции предшествует тщательный анализ ее оснований. «Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Но главное, - каждый при этом сам решает, с какой точкой зрения согласиться. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает.
Из всего вышесказанного следует, что при подготовке к урокам учителю следует определить список возможных проблем в рамках определенной темы и применительно к обучающимся в конкретном классе, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. В процессе решения проблем, анализируя тексты, собирая данные, сопоставляя противоположные точки зрения и используя возможности группового и коллективного обсуждения, учащиеся ищут и находят ответы на приоритетные для них вопросы. Благодаря критическому мышлению, учение из скучной и рутинной работы превращается в содержательную деятельность, с определенной целью, в ходе которой ученики проделывают подлинную интеллектуальную работу и приходят к решению жизненных проблем.
Таким образом, можно утверждать, что критичность ума – это умение человека объективно оценивать не только свои, но и чужие мысли, тщательно проверять все выдвигаемые положения и выводы, а также подвергать их всестороннему рассмотрению.
Умение мыслить критически – это не поиск достоинств или недостатков, не постоянная критика, а объективное выявление и оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Человек, умеющий мыслить критически, рассматривает любую ситуацию с разных сторон и точек зрения, тщательно анализирует всю имеющуюся у него информацию, для того чтобы найти свое собственное решение в любом вопросе. Мыслить критически можно и нужно абсолютно в любом возрасте. Даже первоклассники учатся сравнивать, выделять плюсы и минусы, выбирать, объяснять свое мнение, выбирать наиболее аргументированную позицию на знакомом им содержании, выражая простые мысли, пользуясь ограниченным набором средств изучаемого языка. И поэтому чем раньше мы начнем работать над развитием км, тем плодотворнее мы будем его использовать.
Бесспорно, что основы стратегий критического мышления у обучающихся закладываются в начальной школе.
Мы рассмотрели конкретные приёмы, которые могут реализовывать технологию развития умений критического мышления на начальной ступени. На начальной стадии урока, на этапе актуализации знаний и имеющегося опыта учащихся рационально использовать прием «Корзина идей», чтение с остановками, таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем», кластер.
Эти интеллектуальные операции являются неотъемлемыми составляющими критического мышления.
На этапе рефлексии можно использовать прием «синквейн». «Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний».
Рассмотренные приемы развития критического мышления на начальной ступени обучения английскому языку только начинают осваиваться обучающимися. Мы предлагаем упрощать их таким образом. чтобы они были посильны и доступны. В то же время описанные приемы исключительно полезны как для постепенного овладения стратегиями критического мышления, так и для овладения самим языком.
Нами были разработаны дополнительные упражнения, направленные на развитие критического мышления при обучении иностранному языку на начальном этапе. При разработке комплекса упражнений нашей основной задачей было создание педагогических условий для выявления и развития у обучающихся способностей критического мышления. При этом в процессе обучения необходимо ненавязчиво вызвать интерес к предмету и желание учиться. Умение мыслить критически не появляется сразу и само по себе, оно «становится» с приобретением опыта и навыков. Развитие критического мышления у учащихся зависит от наличия на уроках не тренировочных упражнений, а заданий открытого типа. Это значит, что у учащихся должна быть возможность на уроке применять свои знания в нестандартной ситуации. Необходимость обобщать, анализировать, прогнозировать, применять воображение и даже интуицию – это тоже задания открытого типа. Такие задания многократно повышают эффективность урока, создают условия для раскрытия личности учащихся, развивают их в интеллектуальном плане.
Метод (рассказа) «story-telling», который развивает умения понимания иноязычной речи и создает условия для развития умений говорения на изучаемом языке.
Для этих целей обычно используются либо сказки, либо истории с элементами повтора. Причем для более эффективного запоминания содержания истории учитель использует различные жесты.
Данный прием учит детей последовательно, точно, логично рассказывать о событиях, передавать содержание прочитанного. Это первый шаг в развитии умений мыслить критически.
На своих уроках мы применяем такое упражнение, как «Read and colour». Данное задание представляет собой предложение с необычной идеей, которую надо закончить, так как рисунки в итоге у всех могут получиться абсолютно разные. В первых предложениях учащемуся предлагается лишь выбрать цвет из предложенных и раскрасить в соответствии со своим выбором, а в последних предложениях ученики должны уже сами написать цвет и раскрасить предметы. Оно также вызывает интерес у учащихся, т.к. является личностно-ориентированным. Либо предлагается более сложный вариант данного упражнения - «Выбери слова и нарисуй картинку в соответствии с текстом». Такой прием дает возможность развивать воображение младших школьников, устанавливать соответствия, выделять главное. Одним из важных элементов современного урока является применение головоломок. Считаем, что головоломки действительно вносят разнообразие в урок и одновременно позволяют решать многие учебные задачи. Еще один вид головоломки - это заполнение пропусков в расписании или дневнике при помощи наводящих предложений, загадки, шарады, ребусы, кроссворды. Учащимся начальной школы очень нравятся такие задания, как «Загадки», особенно если они «с подвохом», т.е видимое правильно решение оказывается неверным. Данный прием помогает учащимся выделять существенные и несущественные признаки, развивает образное, абстрактное мышление.
Основой критического мышления является способность анализировать, классифицировать, сопоставлять. Поэтому на уроках нами использовались различные задания на группировку слов, выделение главного, выделение общего признака, различий и т.д.; упражнения на иллюстрацию английских скороговорок, пословиц и поговорок. Особенностью упражнения «Вычеркни лишнее слово» является то, что в одном задании мы можем использовать различные ситуации для определения «лишнего слова», т.е. не только со стороны формы, словообразования и фонетики, но и с точки зрения значения. При работе над лексическими единицами очень полезно использовать такие творческие игры, как «Наоборот», где нужно вспомнить противоположные значения слов.
Еще одним приемом, активно используемым нами на уроках, является прием «Бортовой журнал». Данный вид работы можно применить при изучении грамматической темы. Такая таблица упростит осознание учащимися того, что часть темы им знакома, а также поможет осмыслить новые правила употребления данных глаголов.
В рассмотренных приемах описаны примеры, направленные на подготовку учащихся к более сложным заданиям, где уже от них ожидается выполнение действий по развернутым размышлениям, обсуждение своих мыслей и чувств на изучаемом языке.
Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие умений основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников. Метод проектов является одним из современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию учащихся по английскому языку, способствующих развитию у них критического мышления. Это обусловлено тем, что учащийся вовлекается в различные виды деятельности и работает с разнообразной информацией. Также важно грамотно оформить и представить свою работу и получить удовольствие от проделанной интеллектуальной работы.
Очевидно, что приведенные примеры позволяют сделать первый шаг в развитии умений критического мышления и выражения результатов своих размышлений на изучаемом языке. Благодаря использованию всего комплекса приемов и форм работы на уроке и вне урока мы можем взаимосвязано развивать регулятивные, познавательные и логические УУД. Для развития умений критического мышления эти приемы полезны с точки зрения обобщения и накопления опыта и знаний, параллельного побуждения учеников к размышлениям и обсуждению информации, постепенному формированию своей точки зрения. В заключение хотелось бы отметить, что современный учитель английского языка должен формировать у детей не только языковые навыки, но и развивать в них самостоятельное, независимое мышление. Данная цель может быть достигнута только с помощью технологии развития критического мышления. Мы пришли к выводу, что внедрение в учебный процесс активных форм обучения, способствует развитию способностей обучающихся мыслить критически, умению перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе.
Учитель, владеющий технологией развития критического мышления учащихся, может дополнять установки к упражнениям, предложенным в учебном пособии, менять последовательность упражнений, добавлять новые упражнения по определенной теме в зависимости от практической цели.
Положительный результат для формирования аналитических умений находится в прямой зависимости от средств и условий, в которых будет формироваться данное качество. Выделяются следующие условия: индивидуальный подход к ученику; создание комфортных (психологических) условий, в которых будет раскрываться творческий потенциал обучающихся; тщательный отбор учебного материала, значимого и интересного для обучающихся; применение интерактивных заданий и режимов работы в обучении иностранным языкам (групповая, парная работа, индивидуальная).
Как отмечают многие исследователи, аналитические умения формируются в различных познавательно-исследовательских упражнениях, ситуативно-игровых упражнениях, проблемных ситуациях, различных конкурсах, ролевых играх. Все это способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, а именно умению сравнивать, сопоставлять, делать выбор и выводы, то есть составляют основу для критического мышления.
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. Систематическое использование активных методов на уроке иностранного языка способствует успешному развитию критического мышления учащихся.
Положительные результаты мы наблюдали в ходе проведения апробации комплекса упражнений, направленных на развитие критического мышления. В начале нашего исследования учащиеся показали преимущественно средний или низкий уровень развития критического мышления, но уже через несколько месяцев систематического использования упражнений, можно сказать, что уровень развития критического мышления несколько повысился.
Успех учащихся в изучении иностранного языка и их отношение к предмету зависят от того, насколько интересно проводятся уроки. Чем более уместно учитель использует различные методические приемы, тем интереснее проходят уроки, а поэтому прочнее усваивается материал.