План конспект интегрированного урока Сатирические образы человека
Конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО)
План-конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО)
Данный конспект урока будет полезен творческим педагогам, применяющим в своей деятельности интегрированные уроки.Урок разработан с учетом программы по литературе под ред.В.Я.Коровиной, программы по ИЗО под ред.Неменского
Тема: Сатирические образы человека
Цели и задачи урока:Образовательные: формирование знаний о средствах и приемах изображения комического в литературе и изобразительном искусстве; формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека; Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, познавательных потребностей, интересов и склонностей; совершенствование умений последовательного ведения работы;Воспитательные: воспитывать интерес к художественным произведениям и произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.Оборудование: для учителя – Мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; для учащихся – бумага, простой карандаш, фломастеры, учебники.Тип урока – комбинированный.Зрительный ряд: О. Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; П. Корин «Портрет Кукрыниксов»,Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов.Литературный ряд: А.П.Чехов «Толстый и тонкий»; В. Гафт, шуточная эпиграмма на Э. Рязанова.Музыкальный ряд: И.С. Бах «Шутка», фрагмент аудиозаписи «Толстый и тонкий»
Ход урока.
1. Организационный моментМузыка Шутка БахаКакое настроение у вас возникло? 2. МотивированиеСлайд 2- Попробуйте догадаться, как это стихотворение можно связать с темой нашего урока. С позволения сказать,Есть над чем и посмеяться:Надо всем, друзья, признаться,Глупых можно тьму сыскатьМежду дам и между нами,Даже, даже меж царями,С позволения сказать.А.С.Пушкин3. Целеполагание Тема нашего урока: Сатирические образы человекаСлайд 3Цель урока: узнаем о средствах и приемах изображения комического в литературе и изобразительном искусстве и научимся создавать сатирические образы человека4. Актуализация знанийСлайд 4Сегодня мы рассмотрим на примере рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», как писатели создавали сатирические образы человека(Беседа по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»)Работа над содержанием произведения.1. Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?2. Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).3. Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)4. Какие чувства испытывают герои при встрече?5. Чем отличается речь Тонкого? (прослушивание аудиозаписи: середина записи 4.12 со слов: ну а ты как?).Слайд 5 Беседа по вопросам презентации. Слайд 66. Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.). Словарная работа с подготовленными заранее словами (слова на слайдах)Слайд7Слайд87. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое?8. Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания) работа по вопросам слайдов 9. Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали) 10. Какие изобразительные средства помогают раскрыть сатирический образ человека (антитеза, гротеск, ) Слайд 9Ребята! Мы привыкли видеть портреты, представляющие реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.Слайд 10 - 11 Сегодня на уроке перед вами стоит задача: выполнить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя. Рассмотрим рисунки выдающихся иллюстраторов рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий», обратив внимание на то, как художники сатирически изображают человека. Удалось ли художникам передать замысел А.П.Чехова?5. Усвоение новых знаний (Терминологическая работа) История карикатурыСлайд 12«Смешное убивает», - говорят французы. Художник-сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура.Слайд13- Что такое карикатура?Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния.Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале XIX в. во Франции.Слайд 14Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства.Слайд 15«Законодательное чрево».- Что видим? Почему художник так изобразил людей?Слайд 16Слайд 17 В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты. (Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Александрович Соколов).Слайд 18- Перед вами две работы Кукрыниксов: иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” и плакат времен Великой Отечественной войны “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”, выполненные в жанре карикатуры.- Как Кукрыниксы показали “дикость” помещика?- Почему изображение Гитлера на плакате карикатурное?- Какое воздействие на зрителя оказывает карикатура?Слайд 19-20 Произведения Кукрыниксов, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.Слайд 21- Что же такое карикатура и какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества).6. Физминутка для глаз под музыку Игра «Угадай-ка»Слайд 22-237. Усвоение новых знаний (Терминологическая работа) Шарж.Что необычного вы увидели в этих портретах? Слайд 27Другая форма сатирического жанра – шарж.Что такое шарж?Шарж – (франц. charge), шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт.Шарж – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются.В этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинствоСлайд 28Портретность шаржа резко отличает его от карикатуры. Добродушно-ироническое настроение определяет, так называемый, дружеский шарж.А. Жеребко, шарж на А. Розенбаума.Слайд 29Можно к дружескому шаржу написать юмористическое четверостишие:Переосмысливая зановоКартины Элика Рязанова,Скажу: талант его растёт,Как и живот. Им нет предела,Но вырывается вперёдЕго талантливое тело.В. ГафтСлайд 30Словарь8. Практическая работа Выполнить рисунок сатирического образа литературного героя рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» в графической технике и подтвердить словами из рассказа.Слайд 311. Подметить в человеке то, что для него характерно, отличает особенности его лица и фигуры, мимики и осанки и делает их более заметными.2. Подмеченные особенности человека при изображении преувеличить.3. При рисовании карикатуры или шаржа необходимо соблюдать чувство меры, а главное чувство правды! Удачи! 4. Защита работЗащита работ будет заключаться в следующем: читаете описание и показываете рисунок.9. Итог - Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру. - О каких его видах мы говорили?- Карикатура и шарж помогают понять, что портрет не сводится к изображению только лица или фигуры человека. Портрет – не фотографическая копия, а результат творчества.На карикатуре и дружеских шаржах модель как будто похожа на саму себя больше, чем в действительности. Почему? Потому что настоящий художник умеет выявить в человеке наиболее существенное, характерное. Слайд 32«Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, как вы плохо и скучно живёте.Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь.» А.П.Чехов 10. Рефлексия1) Что успел и смог? Достиг ли цели?2) В чем затруднялся? 3) Как преодолеть затруднения?4) С каким настроением работал?5) Как оцениваете свою деятельность на уроке? Я работал Я пытался выразить, сделать Я собой Надо сделать6)Я оцениваю свою работу на .
Заголовок 115