Критерии готовности ребенка к школе

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Оценка развития познания
- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой - малый, и т.п.? - Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут? - Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? - Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу? - Был ли он в библиотеке? - Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории? - Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? - Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? - Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.? - Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.? - Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай? - Четко ли ребенок выговаривает слова? - Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? - Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? - Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? - Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? - Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться
- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними? - Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? - Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития
- Хорошо ли ребенок слышит? - Хорошо ли он видит? - Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? - Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? - Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? - Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные? - Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?
Зрительная память
- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать? - Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие
- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? - Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
Уровень слуховых способностей
- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес? - Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? - Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? - Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух? - Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?
Общая и психологическая готовность
Может ли ваш ребенок: - Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет? - Изъясняться связно? - Понимать смысл того, о чем ему читают? - Четко выговорить свое имя? - Запомнить свой адрес и номер телефона? - Писать карандашом или мелками на бумаге? - Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами? - Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись? - Слушать и следовать полученным указаниям? - Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? - Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание? - Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? - Положительно оценивать: я - человек, который многое может? - "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора? - Проявлять интерес к окружающим его предметам? - Ладить с другими детьми?
Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе
- Нравится ли вам ваш малыш? - Слушаете ли вы то, что ребенок говорит? - Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами? - Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? - Поправляете ли вы речь малыша? - Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? - Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его? - Смеетесь ли вы вместе с ним? - Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? - Играете ли с малышом в какие-нибудь игры? - Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка? - Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги? - Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему? - Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями? - Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами? - Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача? - Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? - Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору? - Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор? - Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки? - Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

15