Критерии готовности ребенка к школе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Оценка развития познания
- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой - малый, и т.п.?- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?- Был ли он в библиотеке?- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?- Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?- Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?- Четко ли ребенок выговаривает слова?- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?- Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться
- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития
- Хорошо ли ребенок слышит?- Хорошо ли он видит?- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?
Зрительная память
- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие
- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
Уровень слуховых способностей
- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?- Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?
Общая и психологическая готовность
Может ли ваш ребенок:- Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?- Изъясняться связно?- Понимать смысл того, о чем ему читают?- Четко выговорить свое имя?- Запомнить свой адрес и номер телефона?- Писать карандашом или мелками на бумаге?- Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?- Слушать и следовать полученным указаниям?- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?- Положительно оценивать: я - человек, который многое может?- "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?- Проявлять интерес к окружающим его предметам?- Ладить с другими детьми?
Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе
- Нравится ли вам ваш малыш?- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?- Поправляете ли вы речь малыша?- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?- Смеетесь ли вы вместе с ним?- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?- Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?- Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?- Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?- Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?- Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?
15