Игровое занятие по обучению грамоте Гласные первого и второго ряда (6-7 лет)

Игровое коррекционно-логопедическое занятие по обучению грамоте
для детей подготовительной группы с ОНР III уровня
Тема: Гласные первого и второго ряда.
Цель: Повторение и закрепление пройденного материала.
Задачи:
1. Закрепление и расширение представлений о гласных и согласных звуках, умения дифференцировать их на слух и при составлении слов.
2. Уточнение знаний о гласных буквах первого и второго ряда.
3. Закрепление представлений о мягкости-твердости согласных звуков.
4. Закрепление представлений о звуковом составе слова.
5. Совершенствование умения внимательно выслушивать ответы товарищей, помогать им в случае затруднений.
Оборудование: кубик с гласными буквами, 2 гномика в синей и зеленой одежде с картинками на мягкие и твердые согласные звуки, 2 конверта с приклеенными картинками и буквами внутри (мяч – м, а, я, ч; мёд – м, о, ё, д), мяч.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
Логопед: У меня в руках кубик и я предлагаю вам поиграть в игру «Назови слово».
Тому, кто получит кубик, нужно выбрать любую букву и придумать слово, которое на нее начинается. Выбранные буквы могут повторятся, а слова – нет.
Логопед: Как одним словом называются буквы, которые написаны на кубике? Сколько гласных букв вы знаете? А все ли гласные буквы одинаковые? Посмотрите на доску и назовите только те буквы, которые используются для смягчения согласных. А теперь те, что оставляют согласные твердыми.
Возьмите по одной букве (приклеены на дверь скотчем) и приклейте себе на одежду. Теперь вы – гласные буквы.
Подумайте, как можно разделить гласные буквы на две группы (гласные первого и второго ряда). Чем они отличаются? (один звук – два звука, согласный твёрдый – согласный мягкий).
У нас сегодня в гостях гномики. Как вы уже знаете, они любят придумывать себе различные имена. Вам нужно догадаться, как их зовут сегодня. Вам помогут картинки, по первым звукам которых вы и прочитаете имена гномиков (Митя, Гоша). Объясните, почему у них гномика в зеленом имя Митя, а у гномика в синем – Гоша?
Логопед: Митя и Гоша очень любят подарки. Перед вами картинки на мягкие и твёрдые согласные звуки. Подумайте, какие подарки им не очень понравятся и уберите их.
Игра «Живые звуки».
Гномики тоже приготовили вам подарки – конверты. Возьмите и посмотрите, что в них спрятано. Как вы думаете, что предлагают вам выполнить гномики? (собрать слова: мяч, мёд).
Игра «Волшебный мяч».
Логопед: Я предлагаю вам немного поиграть.
Ребята, я буду называть вам твердый вариант звука и при этом кидаю мяч, а вы называете мягкий вариант звука и возвращаете мяч мне.
Изолированно: Б-Б'; В-В'; Г-Г'; Т-Т'; Д-Д' и т.д.
В слогах: ДА-ДЯ, РО-РE и т.д.
Логопед: Гласные буквы всегда ходят парами. Найдите каждый свою пару и сядьте за столы.
Работа по карточкам.
Ребята перед вами лежат карточки со словами, где в словах пропущены гласные. Вставьте их и цветными карандашами обведите твердые и мягкие согласные (мягкий – зеленым, твердый – синим и красным – гласный первого или второго ряда).
Проверяем работу.
Логопед: Молодцы, а теперь немного отдохнем. Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям. Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены. Паучок ползёт опять.
Логопед: Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим работу.
Упражнение «Что где было?».
В нарисованном квадрате из 6 ячеек написаны буквы. Детям предлагают 10 секунд, чтобы внимательно посмотреть на квадрат и запомнить расположение букв, а затем вписать их в свои такие же квадраты.
Итог занятия.
Придумайте по три слова начинающийся на мягкий согласный. (На доске пишутся согласные буквы с которых начинаются слова).
М- (мяч, Миша, медведь).
Л- (лев, лень, люди).
Д- (день, дело, дятел).
Т- (тень, тело, Тимофей).
Логопед: Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный?
Что мы узнали и чему научились на нашем занятии.
Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были внимательными, активными, вы меня очень порадовали. Большое вам спасибо! Занятие закончилось. До свидания.
15