Классный час Ставим условие долой сквернословие
ГОУ СПО ТО Тульский технико-экономический колледж им. А. Г. Рогова
методическая разработка
классного часа на тему
«Ставим условие: долой сквернословие»
2012
Автор: Ромашина Н.А.
Рассмотрена и одобрена
на заседании ПЦК социальных,
исторических дисциплин
Протокол №__от «__» ______ 20__г.
Председатель: _____/Савушкина Л.Л./
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа на тему «Путь к себе (самопознание, самооценка)» для студентов I или II курсов колледжа всех специальностей.
Классный час является основной формой воспитательной работы в колледже.
Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие студенты не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя, следствием чего является отсутствие культуры общения. В настоящее время привычка сквернословить прибрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый классный час содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия. Основная задача преподавателя не напугать детей фактами, а убедить в том, что нецензурная брань не совместима со здоровым образом жизни. В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы). Методическая разработка имеет следующую структуру:
I.Пояснительная записка
II.Сценарий классного часа:
1.Интерактивная беседа по теме «слово с большой буквы»
2. Игра «эстафета добрых слов»
3. Информационный блок «Заразные слова»
4. Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?»
5. Творческие задания.
а) памятка «Как избавиться от сквернословия?»
б) антиреклама сквернословия.
6. Заключительное слово.
7. Подведите итог.
8. Рефлексия.
III.Список литературы
Данная работа предназначена в помощь классным руководителям и преподавателям-предметникам для проведения внеклассных мероприятий.
Цели: расширить значение студентов о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательному отношению к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.
Оформление:
-написать на доске:
а) тему, эпиграфы;
б) слова: Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, прикольно, супер, облом, трус, предатель;в) рифма для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат; материться - добиться, злиться, больница, лечиться.-оставить место для памятки.
Ход классного часа
1.Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»
Классный руководитель:
Сегодня мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слушать о такой болезни - «копролалия»? (студенты отвечают.)
Это тяжёлое психическое заболевании, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом попозже. Сначала послушайте стихи (читает).
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечной – царственное слово.
А. Ахматова
Царственное слово – самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? (Студенты высказываются.)
Обожествление слово – это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.
(Можно предложить студентам прокомментировать это слова, поделиться своей информацией.)
Россия-страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня – вот сколько слов, в которых содержится осуждении пустопорожних разговоров. Много на эту тему и пословиц: «Слово – серебро, а молчание золото», «Словом оправдываешься, словом и осудишься», «Не торопись языком, торопись делом», «Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь», «От доброго слова язык не усохнет», «Кроткое слово гнев побеждает», «Ласково слово, что вешний день». Все русские святые благоговейно относились к Слову, некоторые подвижники годами не произносили ни одного слова. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день – спасешься». Как вы думаете, почему считалось, что многословие ведет ко греху?
Примерные ответы детей:
- В словах люди красуются друг перед другом – это грех.
- Многословие рождает споры, раздоры.
- Празднословие и пустословие, как правило, это осуждение и обсуждение, сплетни.
- Пустые разговоры ведутся вокруг примитивных, низких тем, человеку некогда задуматься о Боге, о смысле жизни.
Классный руководитель:
Мы, жители современной России наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством? Послушайте еще одно стихотворение А. Ахматовой.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за березку под окном, мало кто думал о том, как сохранить русскую речь. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах – и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?
Примерные ответы детей:
- Много слов иностранных, английских.
- Много исковерканных слов.
- Слова пересыпаны матом, ругательствами.
- Молодежь употребляет всего 30-40 слов, ничего не читает.
- Очень много сквернословия.
Классный руководитель:
Да, судя по тому, как говорят наши ученицы, мы не выполнили этого завета.
Еще одна цитата. Стихотворение Вадима Шефнера «Слова».
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и передать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
На доске я записала несколько слов. Какие из этих слов могут быть иллюстрацией к строкам стихотворения? Какими словами можно убить, какими – спасти, какими – вдохновить? (Читает слова, записанные на доске)
2. Игра «Эстафета добрых слов».
Классный руководитель. Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологии, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое – нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека – это тоже очень хорошее и доброе слово.
(Дети выполняют задание.)
Классный руководитель:
Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
3. Информационный блок «Заразные слова».
Классный руководитель:
Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова… Вернемся к началу классного часа. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого κόπροϛ- кал, грязь и λαλιά- речь. Так, в медицине называют болезненные, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята (имена, фамилии) подготовили небольшой информационный блок по сквернословии. Приглашаю их к доске.
Ведущий 1:
Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограниченно или запрещено.
Современные ученые, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате несчастной «обруганной» растения хуже развивались, больше болели и давали меньше урожая. Подобные опыты проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилось целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые ученые утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведет к гормональным нарушениям (например, у женщин грубеет голос, появляются мужские признаки). С результатами этих опытов соглашаются не все ученые. Кто- то считает, что мат, помогает выпускать пар, гасит желание «бить морду». Но и они признают, что мат – это обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делает человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствует быстрому развитию дурных наклонностей.
Ведущий 2:
Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие три стадии:
Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово – за компания, для разрядки или ради напускной удали;
Третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно его употреблять. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже – он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова – раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас все это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заранее слова».
4. Дискуссия «Нужен ли нам мат? »
Классный руководитель:
Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.
- Как можно объяснять повальное распространение мата в наше время? (Низких культурный уровень, желание подражать кумирам, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной» и т.п.)- Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?
- Сквернословие – это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Наркомания, курение, токсикомания, наркомания, телемания, игромания, компьютеромания и т.п. Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти.)- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?
- Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?
- Считаете ли вы что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?
5. Творческие задания.
Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»
Классный руководитель:
Есть такая точка зрения, что мат ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата – это угроза национальной безопасности России.
Представьте себе, что Президент России поручил вам составить памятку для молодежи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (Дети высказываются.)
У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех:
- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;
- избегать общения с людьми, которые употреблять нецензурные слова;
- читать русскую классическую литературу;
- запоминать стихотворения, афоризмы.
Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители («елки-палки», «блин», «фиг», и т.п.). Но этого делать не стоит. Это все равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов- заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: «Ро-до-ден-дрон» (цветок такой). И кому-то это помогало».
Составление антирекламы сквернословия.
Классный руководитель:
Доказано, что мат отрицательно влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф – от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдет на премии милиционерам, которые задержали нарушителей. Активисты акции – студенты, журналисты – придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например (читает):
- Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!
- Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!
- Наше условие – долой сквернословие!
Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске.
(Дети выполняют задание, читают свои лозунги.)
Примерные варианты лозунгов:
- Кто использует мат, тот умишком небогат (тот немного глуповат)!
- Мат – это помоев ушат.
- Мат – дорога в ад.
- Мат уродует девчат.
- Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!
- Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.
- Мат – это ядов концентрат!
- В классе мы найдем управу на словесную отраву!
- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!
6. Заключительное слово.
Классный руководитель:
Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все- таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.
7. Подведение итогов.
Классный руководитель:
Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (Ответы детей.)
8. Рефлексия.
Классный руководитель организует студентов на рефлексию своего поведения согласно рефлексивному алгоритму: «Рефлексивный экран».
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
1. Сегодня я узнал…
2. Я почувствовал…
3. Я приобрел…
4. Я научился…
5. Урок дал мне для жизни…
6. У меня получилось…
Список литературы.
1. Классные часы: 9 класс/Авт.-сост. А.В, Давыдова.-М.: ВАКО,2009.-272 с.
2. Журнал «Классный руководитель»,2009,№1
3.Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск 1990.
4.Давыдова А.В. Классные часы. М.:ВАКО,2008.