Открытый урок в 8 классе по русскому языку с презентацией на тему Второстепенные члены предложения
ТЕМА УРОКА: Определение.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Обучающие:
активизация ранее усвоенных знаний учащихся о второстепенных членах предложения;
расширение понятия об определении: согласованные и несогласованные определения;
наблюдение над ролью определений в речи.
2. Развивающие:
формирование умения находить согласованные и несогласованные определения в предложении, ставить к ним вопросы;
закрепление умения графически обозначать определения.
3. Коррекционные:
активизация образно-эмоциональной речевой деятельности;
формирование умения находить и выделять главное;
развитие зрительного восприятия на основе сходства и различия.
4. Воспитательная:
воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебник «Русский язык. 8 класс» учеб. для общеобразоват. учреждений/Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2010.
Классная доска.
Раздаточный материал (кроссворд).
Раздаточный материал (карточки с заданием).
Интерактивная доска.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Словесный метод (беседа).
Объяснительно-иллюстративный метод (презентация).
Репродуктивный метод (работа с карточками, практическая работа, самостоятельная работа, работа с таблицей).
ПЛАН УРОКА
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Подготовка к объяснению нового материала.
Восприятие и первичное осмысление новых знаний.
Закрепление изученного.
Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
ХОД УРОКА
1
(слайд 1)
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью.
Сегодня на уроке мы вспомним то, что изучали ранее о второстепенных членах предложения. Мы будем изучать определение. Научимся находить определения в предложении, правильно ставить к ним вопросы, поговорим о роли определений в художественном тексте.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. В конце урока мы с вами проведем самостоятельную работу, поэтому в течение урока будьте очень внимательны.
Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.
1
1
(слайд 2)
II. Актуализация опорных знаний.
Подготовка к объяснению нового материала.
1. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера (Ф.И.Тютчев)
Учитель: Посмотрите внимательно на текст и назовите слова, без которых мы не смогли бы увидеть осеннюю картину так, как ее показал поэт? (первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны).
2
(слайд 3)
Учитель: А вот еще отрывки из стихотворений об осени. Послушайте их:
2. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
3. В полях сухие стебли кукурузы,Следы колес и блеклая ботва.В холодном море - бледные медузыИ красная подводная трава. (И. Бунин)
Учитель: Из этих (2, 3) текстов выберите и назовите словосочетания, с помощью которых мы с вами можем представить описанные поэтом красочные пейзажи (лес лиловый, лес золотой, лес багряный, терем расписной, весёлой стеной, пёстрою стеной, над светлою поляной, сухие стебли, блеклая ботва, в холодном море, бледные медузы, красная трава, подводная трава).
3
(слайд 4)
Учитель: Давайте запишем эти словосочетания с помощью кроссворда (у каждого учащегося на столе карточка с кроссвордом). Например: лес какой? лиловый; терем какой? расписной. В выделенных клетках у вас сложится ключевое слово.
4
(слайд 5)
Учитель: Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы заполнили клеточки кроссворда. Запишите в тетрадь словосочетания (7, 9, 10) в столбик. (у доски один учащийся выписывают словосочетания в столбик).
Определите главное и зависимое слово в каждом словосочетании, укажите, какими частями речи они выражены.
5
(слайд 6)
Учитель: Давайте вспомним виды подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование (в роде, числе и падеже), управление (зависимое слово в том же падеже, что и главное), примыкание (зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу).
Определите вид связи в записанных словосочетаниях.
Вывод:
6
(слайд 7)
Учитель: Теперь давайте посмотрим на предложения и сравним их:
Наступила осень.
После знойного лета наступила прохладная золотая осень.
Какое из предложений несёт больше информации? (Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения).
Запишите оба предложения в тетрадь и разберите их по членам предложения.
Из каких членов предложения состоит 1 предложение? (подлежащее и сказуемое, т.е. из грамматической основы).
А 2 предложение? (из грамматической основы и второстепенных членов).
(слайд 8)
Учитель: Так на какие 2 группы делятся члены предложения? (главные и второстепенные).
Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Какие второстепенные члены предложения встретились вам во 2 предложении? (определения).
1
(слайд 9)
III. Восприятие и первичное осмысление новых знаний.
Учитель: Вот мы и подошли к теме нашего урока. Запишите тему в тетради «Определение».
2
(слайд 10)
Учитель: Для того, чтобы было легче запомнить, я хочу вам предложить шуточное зарифмованное правило:
Признак предмета или явленияОбозначает определение.Чей и Какой - ответы просты.Лишь не хватает волнистой черты.
3
(слайд 11)
Учитель: А сейчас запишите в тетрадях: определение – это второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.
Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? и служит для распространения и пояснения другого члена предложения.
4
(слайд 12)
Посмотрите, пожалуйста, на предложения:
Красными кистями свисают крупные ягоды.
Особенно хороша на поляне ранняя осень.
В сухих листьях шуршат ежи.
За поляной был забытый старый сад.
В нём поспевали маленькие кислые яблочки.
По очереди назовите определения, которые вам в них встретились (красными, крупные, ранняя, сухих, забытый, старый, маленькие, кислые)
5
(слайд 13)
Физминутка
Передавая друг другу осенний листок, вы должны его описать, т.е. придумать определение. Какой он?
Вывод: Так зачем же нужны второстепенные члены предложения в речи, в художественном тексте? (они поясняют, уточняют, дополняют; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь).
Какова роль определений в нашей речи, в художественном тексте? (придают яркость, образность описанию).
Смогли бы мы так же полно и ярко описать этот листок без помощи определений? (нет).
1
(слайд 14)
IV. Объяснение нового материала.
Учитель: Мы с вами вспомнили то, что знали об определении раньше. Но мы ещё не всё узнали об определении. Запишите в тетрадях подзаголовок «Согласованные и несогласованные определения».
2
(слайд 15)
Учитель: Согласованные определения связываются с определяемым словом согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе, падеже. Давайте проверим это утверждение. (На доске: тоненькие (-ая, -ий, -ую) берёзки, прозрачное (-ая, -ые, -ого) небо, холодная (-ый, -ые, -ую) река).
Итак, как же связываются согласованные определения с определяемым словом? (они стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово)
3
(слайд 16)
Учитель: Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления, реже примыкания. Давайте проверим и это утверждение. (На доске: тени (сок, прохлада) берёз, середина (конец, начало) осени).
Изменяется ли несогласованное определение, ели изменить род, число и падеж определяемого слова? (нет, оно остается неизменным).
4
Учитель: Так как же узнать вид определения?
Для этого надо задать вопрос от определяемого слова.
Согласованное определение отвечает на один из вопросов (какой?, чей?, который?) и может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, числительным (листок какой? осенний)
Несогласованное определение отвечает не только на вопросы какой? чей? который?, но и на вопросы других второстепенных членов. Оно может быть выражено другими частями речи. (небо какое?, в чём? в тучах)
Итак, мы с вами узнали, что в зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения (какие?) (согласованные и несогласованные).
1
V. Закрепление изученного.
Учитель: Давайте потренируемся. Откройте учебник на стр. 72. Выполним упр. 137 устно. В данном упражнении нужно заменить согласованные определения несогласованными там, где это возможно. (На доске: В кожаном пальто сегодня жарко. – В пальто из кожи сегодня жарко).
2
Учитель: Сейчас я раздам вам карточки с заданием. На них написаны словосочетания с согласованными и несогласованными определениями. Вам необходимо соединить линией словосочетания, подходящие друг другу по смыслу.
1
VI. Проверка и коррекция знаний,
полученных на уроке.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую тестовую работу. Перед вами тест по теме сегодняшнего урока. Внимательно читайте задание.
(слайд 17)
VII. Домашнее задание.
Запишите домашнее задание.
Основное: выполнить упр. 142
Дополнительное: составьте по 3 предложения с согласованными и несогласованными определениями.
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Учитель: Вот мы и простились с дождливой осенью. Итак, давайте подведём итоги урока.
Какой второстепенный член предложения мы сегодня изучали? (определение).
Какова роль определений в речи, в художественном тексте? (Яркость, образность описания).
Что нового об определении мы сегодня узнали? Какие бывают определения? (определения бывают согласованными и несогласованными).
Оценки за работу на уроке (с комментариями).
ОТКРЫТЫЙ УРОК
русского языка
в 8 классе
15