Активизация творческой и познавательной деятельности на уроках литературы
Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках литературы В последнее время учителя литературы часто сетуют на то, что дети не хотят читать, увлечены компьютером и телевизором. Для того чтобы изменить ситуацию, учитель, конечно, должен заинтересовать учащихся. Помочь в этом могут разнообразные творческие задания, различные творческие приемы, смена жанров урока, ведь именно это помогает устранить однообразие уроков. Так давайте активизировать творчество творчески. Таким формам работы на уроке, как использование игр, викторин, музыки, живописи, интересным творческим заданиям, которые повышают познавательную активность, уделяется мало внимания. Причин много: и загруженность программы, и нехватка времени на изучение произведения, и, иногда, нежелание отступать от установленных канонов. Результаты опросов учащихся подтверждают, что такие формы проведения уроков позволяют повысить творческую и познавательную активность школьников. Ребята учатся творчески использовать богатства языка. Тот, кто попробовал найти самый выразительный эпитет, открыть неожиданное сходство в предметах, услышать созвучие слов и создать рифму, сумеет оценить эти средства в прочитанных произведениях. Он сможет интересно рассказать об увиденном, найти наиболее точные слова для выражения собственных мыслей и чувств. На мой взгляд, чтобы ребенок был заинтересован на уроках литературы и, следовательно, чтобы работа была продуктивной, необходимо использовать в течение урока различные виды деятельности. 1. Творческие задания - все интересны по-своему, развивают художественное, исследовательское, образное мышление. 2. Эвристический диалог - позволяет наряду с развитием логики ученика сформировать его наглядно-образного мышление. Подобный синтез двух взаимодополняющих друг друга частей мышления человека формирует творчество и нравственные устои личности. 3. Работа с текстом на уроке – этот интересный и занимательный вид деятельности подходит как для урока русского языка, так и для урока литературы. Работая с текстом, учащиеся учатся формулировать тему, идею художественного произведения, знакомятся со средствами выразительности языка, определять композицию, рифму и размер (если это стихотворное произведение), чувствовать настроение автора. Если это эпическое произведение, то обращается внимание на особенности восприятия и изучение учащимся эпических жанров (роман, повесть, рассказ, басня, очерк). Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения. Роль понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя. Выразительное чтение – направлено на взаимосвязь чтения и анализа литературного произведения и, конечно же, на развитие эстетического вкуса учащихся, умению понимать замысел автора. Кроме того, существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся: уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии. Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я». Закономерно поэтому, что нестандартный урок всё шире входит в практику школы. Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, заинтересовать его этим процессом - вот задача, которую решает нестандартный урок. Важнейшим приемом активизации урока литературы является организация учебной деятельности с использованием «нетрадиционных форм обучения». Это понятие включает в себя организационные формы обучения, которые позволяют создавать на уроке атмосферу заинтересованного сотрудничества между учителем и учащимся, раскрепощают школьников, помогают им проявлять свои способности. Можно использовать различные жанры форм обучения: урок – исследование («История создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»), «Образ Петербурга в литературе ХХ века», «Самый непрочитанный поэт» - урок посвящен Николаю Гумилеву); урок- игра (Мифологический КВН, «Славна богатырями земля русская!»- состязания по былинам); уроки- семинары («Трагедия народа как тема литературы ХХ века», «Человек – вот правда» по творчеству М.Горького). В последние годы, в связи с особым вниманием в обществе к экономическим проблемам, возникли уроки-ярмарки, уроки – конкурсы, уроки-аукционы. Особенной динамичностью, можно сказать, боевым характером, отличаются уроки – диспуты. Диспут в наибольшей мере раскрывает сущность идейной позиции; самой необходимостью четко формулировать точку зрения, исходные критерии оценок, собственные нравственно- эстетические ценности, он заставляет участников активно разбираться в основах своего мировоззрения, отстаивать их в открытом столкновении мнений, искать аргументы, быть убедительным эмоционально и логически. Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции. Поскольку особенностью диспута, как формы работы является именно полемика, спор как метод разрешения возникших перед его участниками проблем, постольку в самой формулировке темы должна содержаться возможность спора. Тема диспута должна стать личностно значимой для каждого учащегося, без чего вряд ли можно говорить о формировании убеждений. Именно поэтому целесообразно избирать темы, предложенные учащимися. Формулировать вопросы к диспуту можно остро, неожиданно, можно попробовать ответить на вопрос самого автора. Например, особый интерес у учащихся вызывают вопросы: « так кто ж ты, наконец?»- по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена» - по сборнику рассказов «Темные аллеи» И.А.Бунина; «Поэзия - мучительный дар?»- по творчеству Валерия Брюсова; «Отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады?»- по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Умению рассматривать языковую ткань художественного произведения учит лингвистический анализ текста. Он позволяет учащимся понять и прочувствовать глубину переживаний поэта или писателя, учит вдумываться в каждое слово, каждый звук произведения. Например, что можно сказать о пушкинской строке «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа»? Какой смысл вложил великий поэт в эти слова? Александрийский столп обыкновенно связывают с Дворцовой площадью в Петербурге и колонной, поставленной в честь победы в войне 1812 года в эпоху Александра I. Но почему «александрийского», а не «Александровского»? Только глубокий анализ позволит выявить происхождение и смысл этого образа у Пушкина. Поэт знал и употреблял прилагательное «Александровский», но наш эпитет в сочетании с «столпом» означает Александрийскую, то есть Помпееву колонну в Александрии - одно из чудес света античных времен. Дерзость поэта очевидна: он называет свою поэзию восьмым чудом света. И поэзия, настоящая поэзия, объявляется поэтом выше всех рукотворных, материальных памятников культуры. Одним из современных педагогических технологий, способствующей организации активной совместной деятельности на уроках учащихся и педагога, считается педагогическая мастерская. Педагогическая мастерская любого «жанра» (построения знаний, творческого письма, ценност ·ных ориентаций или смешанного типа) всегда стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения. Педагогические мастерские - это новая технология, которая по всей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие: - ученик должен действовать автономно и рефлективно; - использовать различные средства интерактивно; - входить в социальные группы и функционировать в них. С мастерской гораздо чаще, чем с урока, дополнительно к общему знанию каждый ученик уносит что-то свое: чувство, вопросы, раздумья, а главное – опыт личного и совместного проживания и какого-то пусть маленького, открытия. Особое значение активизации умственной деятельности учащихся имеют приемы осуществления обратной связи. В течение урока все умственные действия учащихся незаметно перетекают одно в другое, потому что есть один проводник – учитель, ведущий класс от проблемной экспозиции к кульминации и развязке урока. Но каждый урок предполагает осуществление обратной связи с учеником: он должен уметь самостоятельно воспроизводить, оценивать, анализировать художественное произведение. Развитию внимательности и осмысленности чтения, умения прогнозировать особо важные моменты урока помогают различные викторины, тесты, составление словарей на предложенную тему. Можно также предложить составить справочники- таблицы. Например, справочник, объединяющий информацию о произведениях с одинаковым названием: «Словарь говорящих имен и фамилий», «Географическую карту произведений» (в каком городе или населенном пункте происходят события). Вызывает интерес составление тематических сборников: «Русские писатели и поэты XIX века о природе», «Поэт и поэзия», «Тема любви в творчестве поэтов Серебряного века». Можно предложить и такой вид обратной связи, как проведение на уроке заочной экскурсии по грибоедовской Москве, блоковскому Петербургу, лермонтовскому Кавказу, Замоскворечью Островского и использованием слайдов, видеоматериалов. Поэтическая разминка на уроке- лучший способ создания проникновенной, лирической атмосферы и динамичной проверки выученного дома к уроку. Побуждают к чтению следующие задания: «Продолжите строчки», «Вспомните поэтические строчки о любви» (например, по творчеству Тютчева и Фета), «Определите по началу и продолжите произведение». А выразительное чтение наизусть учителем своего любимого стихотворения по изучаемой теме развивает интонационную память учащихся, воспитывает познавательный интерес к лирическим произведениям. Приемы активизации познавательной деятельности могут провоцировать не только читательскую активность, но и артистические наклонности. Учащимся очень интересно представлять себя в роли актера или режиссера, когда они проявляют свободу творчества и выражения. Можно предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат, устроить вернисаж иллюстраций, придумать и нарисовать медали к юбилейным датам. Также можно устроить «Салон», где «внутреннее» содержание героя должно передаваться внешностью. «Будущие модельеры» разрабатывают свои модели одежды для Ярославны и Игоря, князя Мышкина и Настасьи Филипповны, Мастера и Маргариты, Кабановой и Катерины; группа «будущих историков, археологов» знакомит их с историей костюма, аксессуаров; группа «будущих музыкантов и поэтов» готовит музыкальное и поэтическое обрамление; «будущие художники, дизайнеры» устраивают декорации, продумывают бутафорию. Эта творческая работа развивает понимание художественного мира писателя, помогает почувствовать символику художника и осознать идею творчества писателя. К этому же типу активизации познавательной деятельности учащихся относится и следующее задание – посмотреть на героя или ситуацию глазами психолога, президента, соседа. На Кутузова смотрим глазами Андрея Болконского, Наташи Ростовой и побежденного Наполеона. Эти три взгляда помогут ученикам понять главную «мысль народную» Л.Н.Толстого и составить психологическую характеристику двух главнокомандующих. Интересны учащимся и такие задания, как написать монолог Е.Онегина после встречи с Татьяной на балу в высшем свете, составить диалог Максима Максимыча и Григория Печорина на могиле Бэлы. Или составить монологи вещей о своих хозяевах: о чем могут рассказать халат Обломова, шинель Акакия Акакиевича, гармонь Василия Теркина? Такие приемы помогают учителю следить за личностным восприятием учащихся, проанализировать движение их чувств, психологические процессы, протекающие в душе каждого ученика при изучении художественного произведения. Результатом творческого осмысления окружающей жизни и природы, участия в общественной жизни, изучения литературы являются сочинения. Сочинение - главная форма обратной связи- долгое время в традиционно-учебных понятиях служило своеобразной итоговой работой по прохождении темы. Современное образование, требующее от учащихся подготовленности к ЕГЭ, все больше и больше внимания уделяет публицистическим жанрам информационного и аналитического характера. Учащиеся должны владеть навыками составления заметок, зрительских и читательских отзывов, рецензий, очерков, конспектов и тезисов, аннотаций, анализа и исследования литературного эпизода. Но самое главное - нужно помнить, что обучение сочинениям требует особенно чуткого, индивидуального подхода у ученику. Перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к работе, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутье языка, вкус к работе над словом. Большой интерес вызывают у учащихся «Размышления вслед за писателем»: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф.М.Достоевский; « в нем больше правды, нежели вы того желали» М.ЮЛермонтов. «Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце, и через все человеческие сердца» А.И.Солженицын. Учить школьников отражать в сочинении свои мысли, чувства, настроения, иначе говоря, свою личность - это значит учить познавать окружающий мир, вырабатывать свою точку зрения на изучаемый предмет, приобщать к тому, что уже известно людям, свои наблюдения, выводы, анализировать свои представления, поступки, намерения. Урок литературы должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно-психологической. Поэтому активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями. В заключение хочу сказать, что учащимся нравятся и запоминаются именно те уроки, на которых в большей степени проявляются их творческие способности. Отмечая положительные стороны таких уроков, ученики указывают на большее количество новых знаний, расширение их интеллекта, словарного запаса языка, на развитие интереса к предмету, на получение навыков самостоятельной обработки информации, на развитие внимания творческих способностей.
Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках литературы Чеснокова Ольга Викторовна, МБОУ «СШ№6» г. Нижневартовска