Презентация выступления на тему Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы


Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы Основные направления воспитания гражданской идентичности учащихся: «Никто не может указать другому человеку его Родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм – есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».Иван Ильин, русский философ. Дидактический материал “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”. Проектная деятельность:«Символ Родины моей»«История страны в Истории семьи..»«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..» Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота и т.д. Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова? Направления и формы внеурочной деятельности:Коллективная : экскурсии, постановка спектаклей, конкурсы, просмотр фильмов, олимпиады, предметные недели, походы в музеи, театр.Индивидуальная: участие в патриотических акциях, подготовка презентаций по творческим заданиям, посещение библиотек, создание творческих работ по родословной, проведение виртуальных экскурсий по местам жизни писателей и деятелей искусства.Групповая: создание проектов, участие в литературных чтениях, эрудит-турниры, подготовка виртуальных экскурсий, оформление интерьера кабинета Лингвокраеведение:1.  Диалектная и разговорная речь (разносторонний анализ местных диалектов: лексико-фонетический, лексико-словообразовательный, семантический, этнографический)2.  Языковое своеобразие в фольклоре и в художественных произведениях местных авторов.3.  Народная фразеология.4.  Ономастика.5.  Учёные-лингвисты региона. Уроки толерантности Спасибо за внимание!